Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
Развитие сельского хозяйства не имеет простых решений
О перспективах и проблемах развития сельского хозяйства на территориях Устьянского и Вельского районов Архангельской области шёл разговор на координационном Совете представительных органов муниципальных образований Устьянского муниципального района. В работе Совета участвовали депутаты комитета по вопросам АПК и торговли областного Собрания депутатов во главе с председателем В.Г. Левачёвым, министр АПК и торговли Д.Л. Корельский, его первый заместитель Д.В. Перевертайло.
Вельский и Устьянский районы лидируют в области по объемам производства сельхозпродукции, реализации инвестиционных проектов, внедрению новых технологий, строительству жилья на селе. Для областных депутатов важен анализ деятельности наших предприятий, базирующийся на данных о каждодневной работе, проблемах и путях их решения. Знать это необходимо сейчас с учетом того, что идёт срочная работа над формированием бюджета на 2016 год и прогнозным планом на 2017 год.
Участникам Совета были представлены аналитические материалы по реализации муниципальных программ по развитию АПК и торговли в Вельском и Устьянском районах, по выполнению соглашений об участии в реализации государственных программ в сфере развития сельского хозяйства за 9 месяцев 2015 года, представлен анализ производственно-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий за 9 месяцев 2015 года.
Есть позитивные моменты в работе наших сельхозпроизводителей. Поголовье крупного рогатого скота увеличилось по сравнению с 2014 годом на 236 голов, в том числе коров на 129 голов. Ежегодно увеличивается валовое производство молока: в текущем году это больше на 1900 тонн, чем в 2014 году, и составило 14983 тонн. Удой на одну фуражную корову составляет 5427 кг. - плюс 270 кг к прошлому году. Наивысшая продуктивность в районе в ОАО «Родина» (5872 кг +706 кг к 2014 году), в ООО «Агрофирма «Устьянская» 5602 кг (+159 кг по сравнению с прошлым годом), в ООО «Ростово» 5133 кг (+220 кг к 2014 г). В сутки производство молока по всем хозяйствам района составляет 52-54 тонны. Устьянский район по валовому производству молока и по удоям на одну фуражную корову стабильно занимает 2-е место в области после Вельского.
Произошли за последние годы большие изменения в технологии обработки почвы и посевных работ, заготовки грубых и сочных кормов, освоена технология производства плющеного зерна.
В других условиях приходится работать удаленным от районного центра сельхозпредприятиям: СПК «Дмитриево» и сельскохозяйственному кооперативу в Синиках. Проблемы этих предприятий и решать надо особым образом, с учётом удаленности, отсутствия сельскохозяйственной инфраструктуры, рынка сбыта и т.д.
В российское сельское хозяйство пообещали влить миллиарды рублей в связи с задачей импортозамещения. Почувствовали ли аграрии эту помощь?
Из выступления Д.В. Перевертайло на тему реализации Государственной программы устойчивого развития сельских территорий Архангельской области на 2014-2017 годы следует, что в этом году помощь предприятия получали по различным направлениям. Но сумма помощи «привязана» к возможностям областного бюджета. Все виды поддержки оказываются только на условиях софинансирования и вливания частных инвестиций: жилье, ФАПы, сельские школы, и детские сады, водопроводы и газификация, спортивные сооружения, дороги к сельскохозяйственным объектам и т.д. Разработаны минимальные социальные стандарты по обеспечению необходимой инфраструктурой сельских территорий, в которой в нашей области имеется огромная потребность. Но они, увы, не выполняются. Поэтому ежегодно уточняются направления участия в государственной программе по развитию сельских территорий с учетом финансовых возможностей области, муниципальных образований и частных инвесторов.
В 2015 году продолжено субсидирование продукции растениеводства и животноводства, но имеется и задолженность перед предприятиями. Областным депутатам-аграрникам предстоит непростая работа по защите суммы финансовых средств на 2016 год, направленных на субсидирование агропрома.
Прозвучали критические замечания в адрес чиновников-управленцев, ведущих сельхозартель. Основная их роль – помогать крестьянам выполнять свою главную задачу: производить качественную и в необходимом объеме продукцию. Поэтому надо анализировать проблемы в отрасли и находить пути их решения, чаще встречаться с непосредственными тружениками сельского хозяйства.
Больной вопрос для всех хозяйств – кадры. Можно понять молодежь, которая, окончив аграрные университеты, не идет работать по специальности в сельское хозяйство.
Условий для проживания в деревне нет, работа не считается престижной. Поэтому в последние годы больше внимания уделяется субсидированию строительства жилья для молодых специалистов на селе, в том числе служебного. Но сумма дотаций в 12,5 тыс. рублей за 1 кв.м. не покрывает тех расходов, которые предприятия вкладывают в его строительство.
Большие сложности сельхозпредприятия испытывают с расширением пахотного поля и приобретением земли. Парадоксально, но зарастающую землю трудно приобрести и получить в пользование - это чужая частная собственность. В Госдуме принят закон, по которому у собственника могут изъять землю сельхозназначения, если он не использует ее в течение определенного времени. Но в законе нет четкости, как должна использоваться земля. Можно, например, посадить картофель, не окучивать, не получить урожай, погонять трактор по полю, попахать или, вернее, запахать то, что должно было вырасти, и сказать, что земля-то использована, деньги освоены. Земля, прежде всего, должна давать продукцию, собственником должна сдаваться декларация по производству. Оказывается, в нашем районе есть такое хозяйство, где собственник, получив субсидию из областного бюджета на производство картофеля, в прямом смысле слова «запахал» полученные деньги. Кто должен был контролировать ситуацию, ответ не получен. Но в области по такому поводу уже заведены отдельные уголовные дела.
Контролирующих органов сельхозтоваропроизводители насчитывают более 20: пожарные, энергетики, Роспотребнадзор, прокуратура, налоговая, Россельхознадзор и прочие. Руководители предприятий жалуются на временные затраты, идущие на подготовку ответов на запросы вышеназванных структур. Но и порядок необходим во всем. Контроль, безусловно, нужен.
Министр АПК и торговли области Д.Л. Корельский в завершении работы координационного Совета дал подробную консультацию по выплатам субсидий по всем видам государственной поддержки за 4-й квартал 2015 года и прогнозу на 2016 год. Есть уверенность в том, что субсидии по растениеводству и по животноводческой продукции в 2015 году будут выплачены в полном объеме, сохранится поддержка по приобретению и внесению минеральных удобрений, по семеноводству, строительству жилья.
Отдельной строкой выделена в 2016 году поддержка по воссозданию сельхозкооперативов по закупке сельхозпродукции у фермеров, крестьянских хозяйств и от населения. Чтобы это направление не провалилось, в районах нужны люди, которые могли бы этим непростым делом заняться.
Вывод у участников Совета однозначный – без государственных инвестиций обозначенные проблемы в отрасли не решить. И субсидии, и дотации необходимо повышать. Если этого не произойдет, молока в достаточном объеме не будет. Если не вкладывать деньги в развитие сельскохозяйственной отрасли, в развитие основных направлений по молочному и мясному производству, не стоит говорить ни о качестве, ни о росте производства. Необходимо снизить кредитную нагрузку на предприятия.
Состоялся краткий разговор и о проблемах торговли. Для областных депутатов озвучена необходимость внесения изменений в областной закон о поддержке предприятий торговли труднодоступных территорий в сторону ее увеличения. Другая проблема – введение с 1 января 2016 года единой государственной автоматизированной информационной системы по учету продаж алкогольной продукции (система ЕГАИС). Работники торговли считают, что торговая сеть не готова к ее применению.
Для проведения итогов работы и выработки предложений координационного Совета создана рабочая группа. Все прозвучавшие предложения, обозначенные проблемы будут оформлены в единый итоговый документ и направлены в соответствующие инстанции для проработки и принятия необходимых решений.
Е.Г. Соболева, депутат районного Собрания депутатов