Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
Бюджет сложный. Но социально ориентированный
Авторами областных законов являются депутаты областного Собрания, органы местного самоуправления, но основная роль в их разработке принадлежит Правительству Архангельской области. На декабрьской сессии из 47 вынесенных вопросов 27 подготовили Министерства и ведомства Правительства области. В разработке областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов принимали активное участие все перечисленные структуры.
И этому есть объяснение. Даже в самом маленьком муниципальном образовании есть понимание того, что от отношения местных депутатов, Главы поселения в большой степени зависит, каким будет бюджет следующего года. Четкий анализ доходов и расходов предыдущего года, их планирование на следующий работа непростая. Средств, как обычно, на все не хватает. Приходится ставить приоритеты.
Бюджетные законопроекты на декабрьской сессии были основными и требовали внимательного рассмотрения и проработки. Комитет по бюджету и налоговой политике, счетная палата представили свои заключения. Расхождений в выводах практически нет.
Сравнительный анализ исполнения бюджета за 9 месяцев 2014 года показал, что доход областного бюджета на 12,3% увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Получено собственных доходов за этот период 33 053,5 млн. руб., что больше на 11,3% или на 3367,1 млн. руб., чем в 2013 году (за аналогичный период). Всего за 9 месяцев 2014 года в областной бюджет поступило 46318,4 млн. руб.
Основная часть налоговых доходов областного бюджета обеспечена за счет поступлений: налоги на прибыль организаций (12389,86 млн. руб. 124% к плану на 9 месяцев), налоги на доходы физических лиц (11 345,3 млн. руб. – 102,1% к плану), аудитов (2447,7 млн. руб. 89,6% к плану), имущественные налоги (3 888,8 млн. руб. – 97,6% к плану). На 40,2 млн. руб. больше, чем в 2 раза увеличили единый сельскохозяйственный налог. Наблюдается также по областным налогам и сборам сокращение недоимки на 64,4 млн. руб. (19,7%). По местным налогам недоимка сократилась на 9,2 млн. руб. или на 10,3%. Основная часть задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства – 912,1 млн. руб., увеличение за отчетный период составляет 97,7 млн. руб.
Наибольший налог на прибыль обеспечили организации, осуществляющие свою деятельность по реализации инвестиционных проектов по разработке алмазных месторождений, организации торговли, строительства, финансового посредничества.
Увеличение поступлений налога на доходы физических лиц отмечалось в судостроении, отраслях бюджетной сферы, торговле, в организациях по добыче алмазов. Увеличились поступления транспортного налога, сборы по подакцизной алкогольной продукции местных производителей. Больше поступило и по единому налогу, взимаемому в связи с упрощенной системой налогообложения 1734,7 млн. руб. (больше на 10% к 2013 году).
Отставание по налоговым поступлениям допущены по платежам при пользовании природными ресурсами, в том числе плата за использование лесов исполнена лишь на 49,4% и составляет 220,7 млн. руб. Это объясняется недопоступлением платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер платы по договору куплипродажи лесных насаждений (прекращен отпуск леса для малого и среднего бизнеса через аукционы), неполным внесением арендной платы лесопользователями.
Меньше средств поступило в дорожный фонд, допущено отставание по доходам от уплаты акцизов на нефтепродукты.
Проведен анализ прочих безвозмездных поступлений, которые составили 100,3% или 13 264,9 млн. руб. в виде дотаций, субвенций и субсидий.
В течение всего предыдущего года на территории реализовывались 22 государственные программы. Исполнены они за 9 месяцев на 98,4% (46 595,9 млн. руб.). По 12 программам допущен более низкий процент исполнения.
Низкий уровень исполнения отмечается по следующим программам: «Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага», «Обеспечение общественного порядка, профилактика преступности, коррупции, терроризма, экстремизма», «Развитие местного самоуправления», «Охрана окружающей среды», «Экономическое развитие инвестиционной деятельности», «Устойчивое развитие сельских территорий», «Развитие лесного комплекса», «Развитие торговли», «Развитие имущественноземельных отношений», «Развитие энергетики, связи и ЖКХ», «Эффективное государственное управление Архангельской области».
Причины низкого исполнения разные. Не всегда предоставляются необходимые документы участниками программ, переносятся сроки освоения средств на 4 квартал, затягиваются процедуры согласований и заключения контрактов и т.д.
Прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета на 2015 год составляет 56 048 625,4 тыс. руб. Общий объем расходов планируется в сумме 63 058 650,5 тыс. руб. Дефицит составляет 7 010 025,1 тыс. руб. На 2016 год предполагается снижение доходов на 1 млрд. руб. и увеличение к 2017 году на 1 млрд. руб.
В бюджете 2015 года предусмотрены субсидии производителям товаров и услуг на следующие цели: на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на электроэнергию, на тепловую энергию, на воду, на перевозку пассажиров, на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, на проведение мероприятий по инвестиционной привлекательности Архангельской области, рыбохозяйственного комплекса, на компенсацию потерь в доходах железнодорожного транспорта в поездах пригородных сообщений, учащимся школ, студентам, обучающимся по очной форме обучения.
Субсидии будут предоставляться и некоммерческим организациям на конкурсной основе по направлениям: развитие энергетики, связи и ЖКХ, местного самоуправления, развитие образования и науки, патриотического воспитания, физической культуры и спорта, туризма, молодежной политики, культуры Русского Севера. На эти темы общественные организации уже сейчас могут писать проекты.
Отдельная статья в бюджете по дорожному фонду: на 2015 год запланирована сумма в 3 841 488 тыс. руб. из них 225 749 тыс. руб. будет направлено в муниципальные образования на софинансирование дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов.
Утвержден объем резерва Правительства Архангельской области для финансирования непредвиденных расходов в сумме 214 234,0 тыс. руб.
-Сокращения и пересмотра бюджета Архангельской области на 2015 год пока не требуется, сказал Губернатор Игорь Орлов, подводя итоги обсуждения основного финансового Закона области.
Год ожидается непростым, но не вызывает опасений по неисполнению принятых социальных обязательств. Они будут выполнены в полном объеме.
Хотелось бы отметить серьезную работу над бюджетом депутатов районного Собрания. От тщательной проработки всех статей бюджета зависит, насколько реален бюджет региона.
Н.М. Кочмарик, депутат областного Собрания депутатов
P.S. О позиции Губернатора по бюджетному процессу читайте в следующих номерах «УВ».