Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
Хорошая профессия или неблагодарный труд?
Никто не станет спорить, что профессия учителя неимоверно важна, сложна и многогранна. Этот труд заслуживает самого искреннего признания и благодарности за каждодневную самоотдачу. Но в последние десятилетия интерес к профессии претерпел значительные изменения.
Именно об этом шёл разговор накануне Дня учителя в ОСОШ №1 в Дискуссионном клубе старшеклассников «Диалог» (руководитель Н.В. Цаплева).
Во встрече участвовали три поколения: учителя, всю жизнь проработавшие в школе, имеющие большой педагогический стаж и награды; учителя, которые когдато учились здесь, а ныне преподают; старшеклассники, размышляющие над выбором профессии.
То, что профессия становится непрестижной, еще раз подтвердил социологический опрос, с результатами которого участников встречи познакомила А.Я. Ожигова, секретарь Общественной организации учителей им. М.А. Ожигова. В анонимном и добровольном тестировании участвовало 289 учеников и 74 учителя трех школ: Устьянской, ОСОШ №1 и ООСШ №2. Учащимся задавался вопрос: хочешь ли ты стать педагогом, и почему? Только 18% старшеклассников ответили положительно, мотивируя это тем, что «учителем быть интересно», это «хорошая профессия и доброе дело». Большинство опрошенных (82%!) категорически отвергают профессию по разным причинам, среди которых: «неблагодарный труд», «большая ответственность», «малая оплата», «трата нервов», «наглые дети» и «в школе скучно».
Среди опрошенных учителей картина такая: 72% еще учась в школе, решили стать педагогами! И 69% не разочарованы выбором. Но 67% учителей не желают, чтобы их дети выбрали эту профессию.
Почему так происходит? Причин много, их еще раз обозначили участники встречи. Вопервых, изменилось отношение государства к образованию: оно превратилось в сферу обслуживания. Учительский труд становится неблагодарным: родители и дети чаще пользуются правами, забывая об обязанностях, отсюда трудности в общении с детьми и их родителями. Это публичная профессия, порой зашкаливает уровень нервнопсихологической напряженности труда. Не каждый готов на ненормированный рабочий день, который недостаточно оплачивается. Квартирный вопрос никогда не решить на учительскую зарплату. Еще одна причина – большая загруженность учителя бумажной работой. Средства массовой информации чаще дают отрицательную информацию о профессии учителя и происходящем в школе, поэтому формируется стереотип, что всё плохо.
Прозвучало мнение, что не в лучшую сторону изменилось обучение в пединститутах, которые мало внимания уделяют подготовке именно педагогов.
В недостаточном количестве преподается «методика обучения», во время учебы студенты почти не проходят практику в школах. Поэтому несоответствие того, чему учат в институте и что происходит на практике, отпугивает молодых учителей. Порой в педагогические вузы идут те, кто не смог поступить в более престижный. Для таких абитуриентов важна не профессия, а диплом о высшем образовании. И они не приходят в школу.
Участники высказывали своё мнение о самом сложном вопросе: что необходимо изменить со стороны власти, общественности, родителей, учителей, школьников, чтобы вернуть былую значимость и престижность профессии Учителя?
Если объединить все высказывания, то можно их сформулировать так: необходима поддержка и заинтересованность в профессии со стороны государства, прежде всего, помощь молодым учителям, в том числе и в решении вопросов с жильем и заработной платой. Повысить качество обучения в педагогических вузах, ориентируя студентов на работу в школе, ввести обязательное распределение для студентов, обучающихся на бюджетной основе (до пяти лет проработать по специальности). Средства массовой информации могли бы показывать положительные примеры достойного учителя, которым ученики гордятся, любят и понимают. В школах наладить более тесное сотрудничество между молодыми и опытными педагогами для оказания методической, психологической поддержки тех, кто только начинает. А еще неплохо было бы возродить педагогические группы, уже в школе нацеливая ребят на сознательный выбор этой важной и нужной профессии. А иначе, кто завтра будет работать в школе? Кто будет учить детей сегодняшних старшеклассников?
Кстати, от старшеклассников поступило предложение, чтобы учителя больше отмечали положительных моментов своей работы и не отговаривали поступать в педагогические учебные заведения, утверждая, что это слишком сложно. «Скажите, а где сейчас легко?» прозвучал вопрос одной из старшеклассниц. В общем, нужна сложная, трудоемкая работа по объединению усилий всех: государства, педагогического сообщества, общественного мнения, родителей, детей.
Завершая обсуждение проблемы, группам было предложено создать собирательный образ учителя ХХI века, отразив профессиональные и человеческие качества, которыми тот должен обладать. Создавая положительный образ, все ждут в школе УЧИТЕЛЯ МУЖЧИНУ профессионала, терпеливого, доброго, справедливого, творческого, энергичного оптимиста, с чувством юмора. Появится ли он в школе – зависит от всех нас.
Г.А. Смельчакова