архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная Актуально Хорошая профессия или неблагодарный труд?

Хорошая профессия или неблагодарный труд?

Хорошая профессия или неблагодарный труд?

Никто не станет спорить, что профессия учителя неимоверно важна, сложна и многогранна. Этот труд заслуживает самого искреннего признания и благодарности за каждодневную самоотдачу. Но в последние десятилетия интерес к профессии претерпел значительные изменения.

Именно об этом шёл разговор накануне Дня учителя в ОСОШ №1 в Дискуссионном клубе старшеклассников «Диалог» (руководитель Н.В. Цаплева).
Во встрече участвовали три поколения: учителя, всю жизнь проработавшие в школе, имеющие большой педагогический стаж и награды; учителя, которые когда­то учились здесь, а ныне преподают; старшеклассники, размышляющие над выбором профессии.
То, что профессия становится непрестижной, еще раз подтвердил социологический опрос, с результатами которого участников встречи познакомила А.Я. Ожигова, секретарь Общественной организации учителей им. М.А. Ожигова. В анонимном и добровольном тестировании участвовало 289 учеников и 74 учителя трех школ: Устьянской, ОСОШ №1 и ООСШ №2. Учащимся задавался вопрос: хочешь ли ты стать педагогом, и почему? Только 18% старшеклассников ответили положительно, мотивируя это тем, что «учителем быть интересно», это «хорошая профессия и доброе дело». Большинство опрошенных (82%!) категорически отвергают профессию по разным причинам, среди которых: «неблагодарный труд», «большая ответственность», «малая оплата», «трата нервов», «наглые дети» и «в школе скучно».
Среди опрошенных учителей картина такая: 72% еще учась в школе, решили стать педагогами! И 69% не разочарованы выбором. Но 67% учителей не желают, чтобы их дети выбрали эту профессию.
Почему так происходит? Причин много, их еще раз обозначили участники встречи. Во­первых, изменилось отношение государства к образованию: оно превратилось в сферу обслуживания. Учительский труд становится неблагодарным: родители и дети чаще пользуются правами, забывая об обязанностях, отсюда трудности в общении с детьми и их родителями. Это публичная профессия, порой зашкаливает уровень нервно­психологической напряженности труда. Не каждый готов на ненормированный рабочий день, который недостаточно оплачивается. Квартирный вопрос никогда не решить на учительскую зарплату. Еще одна причина – большая загруженность учителя бумажной работой. Средства массовой информации чаще дают отрицательную информацию о профессии учителя и происходящем в школе, поэтому формируется стереотип, что всё плохо.
Прозвучало мнение, что не в лучшую сторону изменилось обучение в пединститутах, которые мало внимания уделяют подготовке именно педагогов.
В недостаточном количестве преподается «методика обучения», во время учебы студенты почти не проходят практику в школах. Поэтому несоответствие того, чему учат в институте и что происходит на практике, отпугивает молодых учителей. Порой в педагогические вузы идут те, кто не смог поступить в более престижный. Для таких абитуриентов важна не профессия, а диплом о высшем образовании. И они не приходят в школу.
Участники высказывали своё мнение о самом сложном вопросе: что необходимо изменить со стороны власти, общественности, родителей, учителей, школьников, чтобы вернуть былую значимость и престижность профессии Учителя?
Если объединить все высказывания, то можно их сформулировать так: необходима поддержка и заинтересованность в профессии со стороны государства, прежде всего, помощь молодым учителям, в том числе и в решении вопросов с жильем и заработной платой. Повысить качество обучения в педагогических вузах, ориентируя студентов на работу в школе, ввести обязательное распределение для студентов, обучающихся на бюджетной основе (до пяти лет проработать по специальности). Средства массовой информации могли бы показывать положительные примеры достойного учителя, которым ученики гордятся, любят и понимают. В школах наладить более тесное сотрудничество между молодыми и опытными педагогами для оказания методической, психологической поддержки тех, кто только начинает. А еще неплохо было бы возродить педагогические группы, уже в школе нацеливая ребят на сознательный выбор этой важной и нужной профессии. А иначе, кто завтра будет работать в школе? Кто будет учить детей сегодняшних старшеклассников?
Кстати, от старшеклассников поступило предложение, чтобы учителя больше отмечали положительных моментов своей работы и не отговаривали поступать в педагогические учебные заведения, утверждая, что это слишком сложно. «Скажите, а где сейчас легко?» ­ прозвучал вопрос одной из старшеклассниц. В общем, нужна сложная, трудоемкая работа по объединению усилий всех: государства, педагогического сообщества, общественного мнения, родителей, детей.
Завершая обсуждение проблемы, группам было предложено создать собирательный образ учителя ХХI века, отразив профессиональные и человеческие качества, которыми тот должен обладать. Создавая положительный образ, все ждут в школе УЧИТЕЛЯ ­ МУЖЧИНУ ­ профессионала, терпеливого, доброго, справедливого, творческого, энергичного оптимиста, с чувством юмора. Появится ли он в школе – зависит от всех нас.

Г.А. Смельчакова

18 октября 2014

Комментарии (0)