Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
Как одолеть мусор?
На очередном заседании Координационного Совета представительных органов муниципальных образований Устьянского района при районном Собрании депутатов рассмотрены вопросы по организационному и правовому обеспечению мероприятий по охране окружающей среды.
В работе Совета также принимали участие Главы поселений, руководители управляющих компаний, представители надзорных органов.
Грядущие изменения в организации сбора и вывоза мусора обусловлены Федеральным законом, который призван повысить эффективность регулирования в области обращения с отходами, сформировать новые экономические инструменты для вовлечения отходов в хозяйственный оборот, создать условия для привлечения инвестиций в сферу обращения с коммунальными отходами.
Согласно Федеральному закону объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет. Директор экологического консалтингового центра Людмила Шошина подробно объяснила, как это сделать и в какие сроки.
Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность, в срок до 31 декабря 2016 года должны быть внесены в Государственный реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду (далее НВОС). Цель постановки – получить достоверную информацию об объектах, оказывающих НВОС, чтобы планировать эффективный государственный экологический надзор.
Начальник Вельского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области Игорь Тюлькин проанализировал ситуацию по состоянию дел и принимаемым мерам по обеспечению безопасного обращения с отходами производства и потребления в Устьянском районе.
В законодательстве произошло много изменений. Объявлен мораторий по проверке бизнеса до 2017 года. Под ежегодным контролем находятся бюджетные организации: школы, детские сады, больницы. Объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверяются по заявлениям и жалобам граждан.
Ситуация по Устьянскому району в плане обращения с отходами сложная. Нет ни одного полигона, официально по всему району зарегистрировано только 16 свалок. Но в лесах, полях, на окраинах поселков и деревень их гораздо больше. Не решены проблемы утилизации медицинских отходов, ртутьсодержащих ламп, древесных отходов малых предприятий.
По правилам благоустройства территорий поселений запрещается складирование и размещение отходов вне специально отведенных мест. Делать это надо в интересах самих жителей - это важная экологическая проблема. Отходы производства и потребления представляют собой источник загрязнения окружающей среды, способствуют распространению опасных веществ, отрицательно влияют на здоровье населения. Пыль, газообразования на свалках, вредные вещества, выделяемые в атмосферу и загрязняющие территории, поверхностные и подземные воды – угрожающие факторы и риски эпидемиологического благополучия. Кроме того, размещение и утилизация отходов производства и потребления требуют отведения значительных площадей. В связи с этим деятельность предприятий и организаций должна быть направлена на сокращение объемов образования отходов, внедрение малоотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или получение из них какой-либо продукции, сведение к минимуму образование отходов, не подлежащих дальнейшей переработке и захоронению их в соответствии с действующим законодательством.
В Архангельской области разрабатывается территориальная схема обращения с отходами. Ее ключевым моментом должна стать схема потоков отходов, начиная от источников их образования и заканчивая объектами размещения. После утверждения Правительством Архангельской области документ станет основным для организации системы обращения с отходами в регионе.
Вторым главным документом должна стать региональная программа в сфере обращения с отходами. Она включит перечень мероприятий в области обращения с отходами, сроки их проведения и источники финансирования.
Что должно измениться для нас?
В 2017 году в квитанции появится новая отдельная строка или квитанция – плата за сбор и вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО). Сейчас эти расходы находятся в графе «содержание и текущий ремонт жилого помещения». Платить будем региональному оператору.
Региональными операторами могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Они будут отбираться по результатам конкурса. Собственники отходов будут заключать договор с региональным оператором на вывоз мусора. Непосредственно вывозить мусор будут перевозчики, имеющие лицензию на этот вид деятельности.
В настоящий момент плата за вывоз мусора рассчитывается с квадратного метра жилья, а будет – с количества проживающих. Какой будет цена за вывоз мусора, решат областные власти.
Важный момент: жители частного сектора, так же, как и жители многоэтажных домов, должны нести ответственность за чистоту в поселении и решать проблему вывоза своих отходов, как того требует законодательство – заключать договоры на вывоз мусора со специализированными организациями.
В действительности договоры на вывоз мусора в частном секторе практически отсутствуют, что является основной проблемой, ведущей к возникновению стихийных свалок.
Перед главами поселений в свое время была поставлена задача по подготовке предложений по развитию инфраструктуры на территории МО, включая оценку потребности создания новых объектов и целесообразности дальнейшей эксплуатации существующих мест размещения свалок. В каждом МО должна быть полная информация о количестве бытовых отходов и определении места, куда эти отходы будут направляться. В конечном итоге от глав МО зависит, какой будет региональная программа в сфере обращения с отходами, а в результате – чистота в конкретном населенном пункте.
Что касается Устьянского района, работы в этой сфере немеряно. Мало что изменилось с того времени, когда проходил Координационный Совет по этой теме в 2012 году.
Как будут действовать в рамках общей региональной программы управляющие компании, кто будет заниматься сбором отходов, содержанием контейнерных площадок, ликвидацией несанкционированных свалок, переработкой отходов, обустройством полигона и многое другое, требующее незамедлительного решения? Все эти вопросы решением Координационного Совета адресованы и направлены в соответствующие структуры власти и надзорные органы.