Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
Кто и как будет нами управлять?
В настоящее время активно обсуждается реформа органов местного самоуправления, а именно - передача основной массы полномочий сельских поселений на уровень муниципального района. Эти изменения в законе настолько важны, что хочется заранее разъяснить гражданам, насколько все серьезно поменяется в системе управления района.
Напомним, что в Устьянском районе 1 городское поселение и 15 сельских. Именно последние реформа задела в наибольшей степени.
Изменения, внесенные в закон, без лишнего преувеличения можно назвать грандиозными. Система обязанностей сельского поселения меняется коренным образом. Если ранее за ними закреплялось 39 полномочий, то в соответствии с реформой их останется всего 13. Причем, на уровень района передаются самые главные функции: организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, обеспечение нуждающихся жильем, дорожная деятельность, организация сбора и вывоза мусора и другие. То есть те проблемы, за которыми раньше сельские жители приходили в местный «сельсовет», теперь будут решаться в районном центре.
По сути, сельская администрация будет заниматься лишь благоустройством территории поселения, а также организацией культурно-массовых мероприятий.
Как следствие, уменьшится штат работников, будут урезаны финансовые возможности, так как средства на решение данных проблем должны перейти в районный бюджет. Предполагается, что районной и местным администрациям предстоит решить очень важную проблему - как обеспечить гражданам реальную возможность общения с властью. Ведь местный житель из Бестужево или Сиников не будет по каждому необходимому случаю ездить в п. Октябрьский.
Как следствие, предлагается такой вариант: профильные специалисты сельских поселений перейдут на работу в районную администрацию, но останутся на местах для связи с населением. Однако, как в таком случае они будут взаимодействовать с Главой поселения, пока непонятно, так как для них он уже не будет начальником. К тому же по-настоящему профильных специалистов в одной сфере в администрациях очень мало. Зачастую служащему вменено в обязанности организовывать решение всех вопросов местного значения сразу. Каким образом произойдет разделение компетенции района и поселения на примере каждого специалиста - пока вопрос.
Следует учитывать, что во многих сельских администрациях и так имеется кадровый голод. В случае же перехода некоторых муниципальных служащих на работу в районную администрацию, у местного главы подчиненных в распоряжении практически не останется.
Все эти «прелести» управления неминуемо почувствуют на себе местные жители, поэтому подход к решению данной проблемы должен быть взвешенный и максимально продуманный. Тем более, пока еще есть время на размышление. Согласно закону, областные депутаты имеют право отсрочить введение данных изменений, чем они и воспользовались. На основании их решения передача полномочий сельских поселений на уровень района отложена до 31 декабря. Более того, предлагается перенести эту даты еще на один год, ведь для нормальной работы районной администрации необходимо произвести коренные изменения в своих нормативных документах, соблюсти все процедуры в кадровом отношении, неизбежно увеличив штат работников, и, что самое главное, предусмотреть в бюджете средства на финансирование всех этих мероприятий. Немаловажно, что на район в буквальном смысле рухнут проблемы сельских поселений: плохие дороги, аварийный жилфонд, изношенность техники и оборудования, скудость бюджетов и большое число неисполненных судебных актов. Логично, что разумный переходный период очень нужен районной власти.
Второй важный аспект реформы - формирование органов местного самоуправления. Речь идет о способе избрания Главы района и депутатов районного Собрания. Федеральный законодатель предписал установить на областном уровне, как должны быть замещены эти должности.
В настоящее время правительство области собирает мнения муниципальных образований по данному вопросу. Подоплека же здесь заключается вот в чем. Действующим законодательством предусмотрено, что районные депутаты могут избираться всенародно (как в настоящее время), а могут быть выбраны из уже действующих глав и депутатов поселений. Во втором случае достигаются цели экономии бюджетных средств и улучшения управляемости территориями. Ведь если глава поселения одновременно является районным депутатом и распределяет бюджетные средства района, проблемы могут быть решены быстрее и оперативнее, вне зависимости от того, какие личные взаимоотношения сложились между главой администрации и народным избранником от соответствующей территории.
Глава района также может быть избран на всеобщих выборах либо районным Собранием депутатов из своего состава. В последнем случае он должен исполнять полномочия его председателя, чем также достигается определенная экономия. При этом для лучшей управляемости может быть введена должность Главы местной администрации, где избранный на основании специально проводимого конкурса гражданин (так называемый «сити-менеджер») осуществлял бы руководство исполнительным органом, а Глава руководил бы Собранием депутатов.
Какой из этих вариантов выберет областной законодатель, так и будут жить районы области, в том числе и Устьянский, в ближайшем будущем. Времени на принятие данного областного закона у депутатов осталось около четырех месяцев.
Можно много говорить о целесообразности этой реформы. Более того, общественность в большинстве своем даже не подозревает о коренных изменениях закона о местном самоуправлении, так что самые бурные дебаты еще впереди. Но, так или иначе, следует признать, что наша жизнь, особенно в сельской глубинке, существенно изменится. А вот в какую сторону - положительную или отрицательную - мы узнаем уже скоро.
Андрей Беляев
От редакции: в следующих номерах нашей газеты мы продолжим обсуждение темы реформы местного самоуправления. Свою точку зрения и комментарии выскажут депутаты областного и районного Собраний, руководители поселений. Приглашаем к обсуждению всех жителей района.