архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная Актуально ТАЕЖНАЯ ГРУСТЬ СЕРЕЖА

ТАЕЖНАЯ ГРУСТЬ СЕРЕЖА

Главной и вот уже на протяжении нескольких десятилетий нерешенной проблемой для МО «Илезское» остается отсутствие хотя бы обычной грунтовки круглогодичного проезда.


Сколько уже на этот счет говорили, сколько публикаций было в прессе, сколько обращений и писем в самые различные инстанции направлено, сколько обещаний прозвучало, а дороги как не было, так и нет. Каждый кандидат перед выборами на должность главы Устьянского района заверял жителей Илезы, что вот изберут его, и он непременно решит этот дорожный вопрос. Менялись люди в кабинете на третьем этаже здания районной администрации, но ничего не менялось на илезском направлении в сторону от орловской дороги в междуречье Мяткурги и Мягромы.


Надежда все-таки была...

Хотя нет. Лет этак «…цать» назад дорожное строительство там вдруг началось. Дорожники осуществили отсыпку подушки будущей автодороги до уклона над речкой, частично подрыли сам склон, кое-где провели оканавливание и даже построили мост в деревянном исполнении через речку Сереж. У людей, живущих в илезском муниципалитете, забрезжила на горизонте надежда на благополучный исход принятого решения. Да только совсем скоро она погасла, как вечерняя заря перед наступлением темной ночи.
Дорожные работы были остановлены сначала на время, а потом и совсем. И оказалось, что надежде сбыться пока не суждено. Все вернулось на круги своя, и снова, особенно в период осенней и весенней распутиц, встает привычная проблема снабжения населения, прежде всего, продовольствием. Машины местных предпринимателей по хорошей погоде еще как-то проходят, хоть и с большим трудом, а вот осенью и весной даже им не преодолеть это бездорожье. И у жителей Илезы скудеет рацион, уменьшаются нормы потребления. И так повторяется из года в год.
В каком состоянии это направление в настоящее время, что стало с тем уже отсыпанным гравием участком автодороги, и что он представляет собой сегодня, мы и решили посмотреть своими глазами. «Мы» - это автор этих строк, учитель Илезской средней школы Михаил Лютов и видеооператор Павел Самойлов. Но главная цель поездки туда - намерение вновь привлечь внимание органов власти всех уровней к этой важнейшей для Илезы проблеме, чтобы они озаботились ее решением, и может, наконец-то, начали реально действовать.
Перед отвороткой на дорожный знак кто-то укрепил самодельный указатель со стрелочкой, указывающий направление в сторону Илезы. Может, даже один из тех водителей, кто, впервые направляясь в Орлово и не зная дороги, иногда сворачивал не туда. А потом человеку приходилось, оставив машину в снегу или в грязи, в зависимости от времени года, пешком добираться до деревни, чтобы найти трактор. Такие случаи тут бывали неоднократно.
Мы же, свернув вправо, направляем «Ниву» на угор и едем в восточном направлении. Давняя отсыпка гравием еще заметна, но местами ее уже размыло, и машина ныряет в большие лужи. Тем не менее, без особых проблем добираемся до большого угора над речкой Сереж. И останавливаемся, потому как понимаем: спуститься-то к речке, по его крутизне мы, пожалуй, и сумеем, а вот подняться обратно будет невозможно. Колеи явно несовместимы с посадкой легковой машины. И попади она в них, на глине, да еще при моросящем дождике, снесет обязательно, а оказать помощь некому.


Ни деревни, ни моста

Оставляем машину и потихоньку спускаемся в глубокий каньон, по дну которого течет речка. Оглядываясь по сторонам, вспоминаю о том, что здесь помимо деревни Нос-Сады были еще выселки Березовка, Слуда, Сушничный и Великий. Жили люди, вели свое хозяйство, обрабатывали поля и выкашивали пожни. Сегодня ничего этого давным-давно нет. Как нет на месте бывшей деревни, хотя она, как это ни странно, все еще числится в реестре жилых.
Вот и речка Сереж. Слева темные печальные и тихие омуты, справа шумный говорливый перебор. По белому камешнику журчит, струится темно-красная болотная вода. Мост, точнее то, что от него осталось, вызывает явные опасения. Идти по его земляной поверхности с глубокими провалами, внизу которых бурлит вода, как-то не по себе. Но придется рискнуть, что мы и делаем. Хотя, еще раз следует подчеркнуть, моста уже нет. Несколько ниже по течению в стародавние времена тут работала мукомольная водяная мельница. На левом берегу стоит автомобиль «УАЗ». Похоже, что ему отсюда при такой колейности хоть в ту, хоть в другую сторону подняться более чем проблематично.
Осматриваем то, что осталось от моста, проводим съемку и начинаем подниматься на угор на левобережье. Подъем затяжной, занимает немало времени. А на дороге даже еще более глубокие колеи, чем на противоположной стороне. Тут и гадать нечего - на машине преодолеть их просто не реально. В поле, которое пока еще не затянуто кустами, стоят охотничьи вышки. Перед ними распахана и подготовлена к посевам овса будущего года круговая полоса земли.
Если пройти по полю, миновав то место, где прежде располагалась деревня и углубиться в лесной массив, там картина еще более мрачная. Потому как далее начинается болотистая местность. И там уж точно не проехать, разве что на танке.
Этот каньон - самое сложное и тяжелое место на носсадовском участке дорожного направления. Возможно ли как-то исключить его? Да, вполне. Перед спуском в каньон от дороги есть влево отворотка. Именно отсюда и можно обойти трудный участок на Сереже и выйти вновь на дорогу уже на другом берегу речки. Об этом неоднократно и убедительно говорил в свое время уже ушедший из жизни начальник Северного лесопункта Валерий Болдырев. Дорожники знают о таком варианте, и тогда, в конце девяностых, даже начали его прорабатывать. Расстояние при этом несколько удлинится, но зато не будет лишних дорожных мучений.
У Илезского поселения сегодня положение очень сложное. Понятно, что на строительство дороги туда нужны немалые капвложения. И, вероятно, за один раз их в бюджете не найти. Но давайте хотя бы постепенно в течении двух - трех лет будем работать над этим. Недавно пришла хорошая новость о том, что работы на дороге Митинская – Илеза начнутся уже в этом году. Дорожники практически заново отстроят 5,2 км дороги. Что ж, начало положено.


Олег Борисов 

21 октября 2017

Комментарии (0)