архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная Хорошие новости Галина Шапкина: Я выросла с гитарой в обнимку

Галина Шапкина: Я выросла с гитарой в обнимку

В этом году на очередном фестивале «Киземские струны», который состоится с 23 по 25 июня, будет много интересных бардов и среди них Галина Шапкина: коренная москвичка, член Союза писателей России, лауреат всероссийских и международных фестивалей авторской песни.
Особенность ее песен – они несут Слово. Слово ясное, осмысленное. Именно это, в первую очередь, отличает авторскую песню от бездумных эстрадных шлягеров.

- Галина, мне кажется, что барды в основном все «бунтари», потому и рождаются строчки, всегда цепляющие душу?
- Что касается меня, то я выросла в семье строителей, которые всегда в дороге, на стройках страны. Папа безумно любил туризм, в нашем доме все время толпились бородатые дяди с рюкзаками, ледорубами, гитарами. И я с детства росла в обнимку с гитарой. Кроме того, с раннего детства любила подбирать рифмы. До сих пор помню свой первый стих, сочиненный в пятилетнем возрасте:
«Солнце для того дано, чтобы быть счастливым,
Если б не было его, был бы холод, ливень,
И куда бы мы ни шли, оно везде встречает,
И дорогу впереди оно нам освещает…»

- Судя по этим строчкам, у Вас было очень солнечное детство?
- Я росла ужасной непоседой и папиным «хвостиком». Он брал меня с собой куда только можно. Но однажды в 6 лет я серьезно повредила спину, много месяцев лечилась, заново училась ходить, но как только дела пошли на поправку, мы с папой вновь «закаляли характер». А возвращаясь один из походов, папа привозил фото, слайды и рассказывал нам с братом о путешествиях.
Пока я лечилась и лежала дома, перечитала всю взрослую литературу. Детская память цепкая, мне очень легко все потом давалось в школе. Правда, «бунтаркой» я стала уже после 8 класса, когда меня не отпустили в железнодорожный техникум (страсть дальних странствий!), и я начала поглощать набор специальностей училищ.
Когда, наконец, «включила мозги» по-настоящему, получила юридическое образование и много лет работала логистом. Теперь их называют кризисным менеджером в транспортных компаниях.

- А сын Станислав – полная Вам противоположность…
- С сыном мне повезло… Так случилось, что и к вере меня привел он. В 3 годика он потерял зрение. Три года хождения по больницам не дали результата. И только после обряда Крещения у него восстановилось зрение на 90% - врачи только развели руками. Он стал настоящим мужчиной уже во 2 классе, когда меня саму подкосила болезнь. Сын перед уходом в школу готовил завтрак и приносил мне. Рано повзрослел, я только вносила коррективы, хотя в некоторых случаях, мне казалось, что он жизнь понимает больше, чем я. Мы с ним друзья с детства, правда, по-матерински эгоистично отнеслась к его женитьбе, но рада за невестку – он надежный человек, она - за мужем.

- А вообще, что для Вас авторская песня? Я думаю, что всерьез Вы подошли к этому, встретив Андрея? Мы его считаем своим, потому что членом Союза писателей иркутский парень стал в Череповце.
- Да, мы встретились, уже имея жизненный опыт и багаж первых браков. Но первая встреча не произвела впечатления, хотя я запомнила его стих «Ведьмочка», которое почему-то застряло в моей голове. И после очередного концерта-квартирника в Москве мы поняли друг друга. Андрей очень серьезный. Его песни - это музыка со Словом, я подчеркиваю - со Словом, как самым главным в песне. Оно – вольное, неподконтрольное, личное, поэтому так доходит до души.
Именно он открыл мне дорогу на фестивали бардовской песни. Сколько за эти годы проложено маршрутов: Ухта, Соликамск, Нижний Тагил, Шатура, Майкоп, Донбасс!
Андрей Широглазов – бард, поэт, член Союза писателей России, автор 6 поэтических сборников, 5-CD дисков. Им написано более 150 песен на стихи других авторов (прим. ввтора).

- О Донбассе я хотела бы Вас расспросить поподробнее. Ваш стих «Молите Бога за Донбасс», по-моему, заставляет вздрогнуть даже самое спокойное сердце.
- Раньше там проходил фестиваль «Большой Донбасс», который организовывал Александр Сурнин - поэт, прозаик. Его «Крематорские дневники» надо обязательно прочесть, чтобы понять трагедию происходящего на Украине.
Несмотря на военные действия, фестиваль живет. Мы давали концерты в реабилитационных центрах, детских домах, школах. Выходишь на сцену и зажимаешь эмоции, слезы – недопустимо! А когда узнаешь этих людей ближе, своя боль кажется каплей в море.
Мы познакомились с женщиной, которая, отправив своих близких в Россию, собирала детей-сирот и переправляла их за линию фронта. А какая жажда бойцов отряда «Призрак» слышать, думать, понимать, чувствовать песню! С нами выступали братья Золотухины, слепые от рождения. Но какие голоса, какие песни, как они поднимают ими дух солдат, и все время на передовой! Больше всего поразила в этих поездках сила духа людей!

- Это заставляет взглянуть на себя со стороны?
- Еще как! Вы знаете, я – баловень судьбы, хотя все время хожу по краю… Но на этом краю все время рядом оказывается Кто-то, кто отодвигает от него… Сын, рядовой врач, профессор Мулдашев, друзья-барды. А встречи в Донбассе полностью меняют взгляд на жизнь.

- Вы говорите в одной из песен: «Вся наша жизнь – кино, а режиссера нет…»
- Режиссер по жизни у всех один. Недаром говорят: «Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах…»
Ведь всем надо жизни по-разному: одному – комфортно философствовать в сторожке, другому нужна яхта, третьему – просто хорошо в семье. Я счастлива, что у меня благодаря авторской песне очень много друзей.

- И среди них был Николай Таежный…
- О нем невозможно говорить в прошедшем времени. Наша первая встреча состоялась где-то в 2010 году благодаря Андрею. Коля, будучи проездом в Москве, заглянул на мой концерт, и я не удержалась, представила его зрителям, попросила спеть. Его очень тепло приняли зрители.
Потом мы с Андреем стали лауреатами международного фестиваля «Время петь» с песней «Памяти Марины Цветаевой», и меня пригласили в бард-клуб «Синий троллейбус». В назначенный день я заболела, а концерт отменить невозможно. И вдруг позвонил Коля, выслушав, он просто сказал: «Полчаса продержись!»
Сделав на концерте паузу, я вышла на улицу и вижу – бежит Коля, куртка нараспашку, гитара за спиной. Убедившись, что со мной все в порядке, он полтора часа выдавал рок-н-ролл, да так, что даже негры на Арбате танцевали! Он умел очаровывать всех.
В творчестве Коля очень серьезно подходил к песне. Часто говорил Андрею: «Надо мысль подправить». И целую ночь шла работа, шлифовалось слово. Так рождались совместные песни: «Давай повоем на луну», «Два часа назад сыпал снегопад», «Мяу – народ». Он всегда тщательно выстраивал канву концертов, его очень тепло принимали в бард-клубе «Золотой дракон» и «Синем троллейбусе».

- Мне кажется, что сейчас, когда Коля ушел, его песни понимаешь совсем по-другому… К примеру, одна из моих любимых «Падают звезды».
- Эта песня имеет свою историю. Это действительно его сон. Она - на краю Вселенной, падают звезды, а он то ли поет, то ли плачет… А утром он написал песню. Перебирала его черновики 94-96 гг, она оттуда. Многие песни, правда, открывают второй смысл сейчас о нем самом, его внутреннем богатом мире. Хочется сказать землякам: «Почаще вспоминайте, слушайте, думайте, становитесь лучше, он это заслужил. Цените, что такой талант – ваш!»

- Заглянув на Вашу страничку в интернете, нашла несколько мыслей, которые показались интересными: «Черная полоса может быть взлетной», «Не нужно быть важным – важно быть нужным», «Все будет хорошо, потому что плохо меня не устраивает».
- Это правда? (улыбается). Наверно, это разные периоды моей жизни сказаны, и с частью я уже могу поспорить. Вот ушел Коля, и все почувствовали себя осиротевшими. Люди сходятся, расходятся, но встречаются, а его уже не будет, и хорошо не будет. Но его песни остались, будут нужными еще не одному поколению – это радует.

- Вы стараетесь с Андреем не пропускать фестиваль «Киземские струны». Чем он важен для вас?
- Атмосферой добра и искренности. Заботой принимающей стороны, возможностью увидеть старых друзей и родных зрителей. Радуюсь, когда появляются новые «звездочки».

- Не могу не спросить о Вашей песне на стихи В. Высоцкого…
- Меня пригласили в Дом художника, где открывался памятный знак Владимиру Высоцкому, и надо было петь… Публика вместе с актерами театра на Таганке собиралась серьезная. Послушала еще раз Высоцкого и поняла, что перепевать его несерьезно. И вдруг с детства знакомое: «Я перетру серебряный ошейник, И золотую нить перегрызу…» Легло на гитарные струны, получилась песня. В том концерте прозвучала достойно.

- Очень задевает все нервы ваша с Андреем «Цветаевская тема»
- Да, у нас целый цикл песен на стихи поэтов «Серебряного века». Это очень глубокая поэзия, и мы рады, что она оценена и востребована зрителями.
Наш разговор не вместится в рамки газеты, настолько Галина интересный и умный собеседник. Но когда она берет в руки гитару, ее можно слушать часами и заново открывать все грани жизни. Авторская песня помогает слушателю родить свою мысль, и это ее главная роль.
Семейный творческий дуэт Андрей Широглазов и Галина Шапкина работают именно так, и у них здорово получается. Хотя, по признанию Андрея, в стихотворении, посвященном Александру Башлычеву, это очень тяжелый труд:
«Не завидуйте мне, не надо,
Зависть - очень плохое чувство,
А поэзия - не награда,
И тем более не искусство.
Это джин в коньячной бутылке
И пожизненный лагерный срок,
Это дикая боль в затылке
За двенадцать удачных строк».
Но они, живущие на планете двух поэтов, очень свои, земные. Приезжают в Устьяны, чтобы со всей щедростью души, как это делал и Николай Таежный, подарить зрителям «охапку стихов и песен» вместе с другими бардами. Нам остается принять и оценить этот щедрый подарок, положив на сердце полоску света от их таланта.

Валентина Борисова
 

24 июня 2017

Комментарии (0)