Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
"Лесная школа" для сельской молодежи
Многие юноши и девушки хотели бы остаться в деревне или вернуться домой после обучения, но не видят возможностей своей реализации, не имеют навыков самоорганизации и самозанятости.
С 2014 года на базе традиционной русской деревни (дер. Верхний Березник) реализуется проект «Лесная школа». В 2015 г. он собрал за две семидневные смены 106 участников из Архангельской, Московской, Ленинградской, Калининградской, Иркутской (оз. Байкал), Ярославской обл., Республики Крым, а также Франции и Финляндии.
Идея «Лесной школы» - создание самоорганизационной площадки, где ребята учатся гармонично жить и хозяйствовать в своём ландшафте, сохраняя живую природу. Всё обслуживание (приготовление пищи, приборка в доме и на дворе и пр.) планировали и организовывали сами ребята. Была организована система раздельного сбора мусора. Занятия могли вести как взрослые, так и дети - педагоги старались общаться на равных.
Основное из пяти направлений «Лесной школы» – «Лес и экология». Это погружение в местную историю и лесной ландшафт с пониманием, как в нём можно гармонично существовать, как делали это предки.
В рамках второго направления «Ремесло и техника» участники осваивали несложные, но важные в практической жизни ремёсла, учились обращаться с соответствующей техникой. Под руководством мастера С.К. Лукинского вытачивались на токарном станке скалки, толкушки, тарелки, вырезались ложки, лопатки, изготавливались деревянные грабли (для сенокоса), сделали крупорушку. Вместе с мастером А.А. Казаковым осваивалась работа на тракторе (в частности, сенокос), а также технология изготовления лодок-долблёнок.
А еще ребята ухаживали за конём, расчистили и обустроили местную заброшенную конюшню; осваивали журналистские навыки. В итоге с участием местных жителей подготовлено семь видероликов и два репортажа о работе Школы и жизни деревни.
Работала в лагере мастерская творчества и традиций. Проводились занятия по народной культуре быта (теория и практика обработки зерна, выпечки хлеба, приготовления блюд традиционной кухни) и рукоделию (плетение поясов, шитье, изготовление тряпичных кукол, сувениров, рисование, роспись). Изучали художественное творчество – северные хороводы, плясы и кадрили, народное пение (песни, частушки), игры. Организованы две вечёрки и два концерта с участием местных жителей. Записаны частушки у местных жителей.
Занимаясь в Школе, ребята, приехавшие из городов и посёлков, стали более раскованными, инициативными, естественными. У многих проявился народный голос, ребятам хотелось петь. Местные жители были рады, что деревня оживает: бегают дети, играет гармонь, текут песни. В здание клуба, где проходили занятия Лесной школы, концерты, вечёрки, постоянно приходили местные жители, взрослые и приехавшие на лето дети. Организаторы Лесной школы уже запланировали в осенние каникулы ее продолжение, основной темой которого станет совместное проектирование устойчивого развития. А.А. Кулясова, ЦНСИ (г. С.-Петербург), И.А. Лоскутова, «Экодвижение Устьи».
Екатерина Викторова