Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
Лошадь – человеку крылья
«Лошадь дает человеку нечто большее, что греет его душу, что отвечает самой нравственной и психологической природе человека», - так сказал американский писатель, Нобелевский лауреат Уильям Фолкнер. Тот, кто хоть раз общался с лошадью, это подтвердит. И абсолютно честно, что у таких замечательных созданий тоже есть свой праздник: 31 августа все лошадники отмечают праздник святых Фрола и Лавра - покровителей лошадей.
Согласно одному поверью, на второй день Спаса некий мужик выехал в поле пахать, чтобы посеять озимые. Однако, лошадь его остановилась и отказалась работать. С бранью и проклятиями крестьянин стал бить своего коня. Вдруг на поле появились двое странников с посохами и грозно сказали: «За что ты бьешь лошадь? Ты в ответе за нее перед Богом, всякая животина на счету у Бога, а лошадь и сама умеет Ему молиться. У людей на каждой неделе полагается для отдыха праздник, а у коня твоего в круглый год нет ни единого. Завтра наш день - Флора и Лавра, вот мы и пришли заступиться и посоветовать свести твою лошадь к церкви, и соседям то же наказать, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту. Бог велел нам быть их заступниками и ходатаями перед Ним». Крестьянин раскаялся, а с тех пор 31 августа стал отмечаться как конский праздник. В этот день было принято вволю кормить лошадей, водить их купать, пастись, украшать, но ни в коем случае нельзя было работать на них. Считалось, что даже запрягать лошадь в этот день нельзя, иначе начнется падеж скота. На скачках в праздник Флораи Лавра было запрещено седлать лошадей. Люди в этот день пекли специальное печенье с изображением подковы.
К сожалению, традиции забываются, и в настоящее время день Флора и Лавра отмечают только лошадники и конные клубы.
Мезенка - мезонька
В Архангельской области испокон века ни одно крестьянское хозяйство не обходилось без лошади. Конь всегда был первым помощником крестьянина, чуть ли не членом семьи. Теперь в наших деревнях лишь изредка можно встретить лошадку. Гужевой транспорт повсеместно вытеснили машины, но сейчас интерес к этим животным возвращается. А у науки он никогда не иссякал.
В Архангельском НИИ, где занимаются многими направлениями развития сельского хозяйства в нашей области, изучают коневодство 20 лет. Здесь всегда окажут консультативную помощь: дадут рекомендации по отбору лошадей для хозяйств, их кормлению и содержанию. С 1993-года создана группа племенного коневодства НИИ – селекционный центр мезенской породы.
С начала 50-х годов XX века племенной работой с местными породами занимались по всей стране, но с середины 50-х все «спустили на места». В результате местными лошадьми просто перестали заниматься. С 60-х годов было рекомендовано улучшать поголовье породами заводскими: рысаками и тяжеловозами, поэтому жеребцов с Государственной заводской конюшни из Вельска стали завозить и в северные районы. Изучая лошадей, родившихся от скрещивания разных пород, выяснили, что помеси с местными не обладали необходимыми качествами, поэтому их дальнейшее воспроизводство оказалось ненужным. Если тяжеловозные помеси еще как-то могли использоваться на Севере, то рысистых ученые считали испорченным генетическим материалом, так как такое потомство было мало приспособленным к жизни и плохо развивалось
Ученые понимали, что мезенскую породу, являющуюся частицей отечественного и мирового генофонда, надо сохранять чистой. С момента образования в НИИ группы коневодства началось изучение мезенки.
В марте 1993 года Ирина Юрьева, Владимир Доможиров и кандидат сельскохозяйственных наук Ольга Милько из Всероссийского научно-исследовательского института коневодства, что в Рязанской области, отправились в экспедицию в Мезень. Они побывали во многих колхозах, совхозах и личных хозяйствах, где разводили лошадей. По материалам экспедиции провели сравнительный анализ поголовья. Выявили наиболее типичных животных, выбрали хозяйство, где можно начинать племенную работу. Им стал рыбколхоз «Север». Тогда началось комплектование поголовья подходящими для этого лошадками. Все началось с Кустика. Жеребца мезенской породы привезли из деревни Лампожня, где в 30–50-е годы находилась племенная ферма, как будущего производителя. Сегодня Чук, потомок Кустика, находится в конном клубе «Мезенка» Устьянского района. Ежегодно ученые отправляются в «Север» который уже имеет федеральную лицензию. Это сельскохозяйственное предприятие – единственное в стране и мире, где выращивают лошадей мезенской породы. Представители Архангельского НИИ сельского хозяйства сотрудничают и с мезенским КФХ «Дорогорское», и с крестьянским хозяйством «Карьеполье». Архангельскими учеными разработана и система испытаний мезенских лошадей. В неё входит доставка груза весом 1200 кг, проверяются способности проходить с грузом по снежной целине, определяется выносливость, когда животному надо преодолеть 15-километровую дистанцию, везя 600-килограммовый груз и т.п.
Мезенки отличаются добротой, а еще выносливостью и трудолюбием. Они отлично приспособлены к жизни в нашем суровом северном климате: хорошо переносят сильные морозы и летнюю жару. Укусы мошки и гнуса их не раздражают. Давно известно, что мезенка даже при скудном питании остается хорошо упитанной всю зиму, в любых условиях дает здоровое потомство. Она нетребовательна к еде, долго может довольствоваться только сеном, обходиться без дополнительных пищевых добавок, комбикормов. Витаминами начинает сама запасаться с весны, поедая веточки кустарника, а зимой, если очень голодно, может пожевать можжевельник. Они отлично ориентируются на местности в ненастье, никогда не теряются в лесу, хорошо проходят по топким местам, так как копыта у них широкие, что создает большую площадь опоры.
Порода востребована, ее охотно покупают в других областях.
Где есть Чук, Гек не нужен
У сотрудников Архангельского НИИ в Приморском районе есть единомышленник – Роза Захарова, руководитель конного клуба «Мезенка». Сейчас в нем 11 лошадей и пони, из них 7 – чистопородные мезенки. Конюшня комплектуется лошадями из племенных хозяйств, в том числе рыбколхоза «Север» и крестьянского хозяйства «Карьеполье». На вопрос, почему она решила заниматься этой породой, Роза Борисовна отвечает полушутя: «А кому-то ведь надо! В нашей мезенской лошади заложены три породы: тяжеловоз, пони и рысак. Они все могут, и тяже-сти таскают, и детей возят, и бегают неплохо».
Роза Захарова родом с Пинежья, окончила Архангельский сельскохозяйственный техникум по специальности ветеринар-фельдшер. Вернулась домой, три года там жила – работала. В 90-м году переехала в д. Поваркульская Поморского района. В 1998 году «под зарплату» взяла свою первую лошадь – чалого жеребчика Мартика. Держала и коров, и поросят, и кур – всякую живность. Но в начале двухтысячных к ней привели лошадку на постой. Тогда она и познакомилась с Ириной Юрьевой из Архангельского института животноводства ВНИК. Ирина и посоветовала купить мезенку - тогда эту породу только стали подымать. В 2003 году Роза Захарова купила свою первую лошадку - Комфорку. Это была трехлетка - гнедая, очень красивая, дочь чемпиона Кустика. В 2007 году Захарова зарегистрировала крестьянско-фермерское хозяйство. Потом стали клубом. Старожилы хозяйства - вороной мерин Верный, который уже живет у Розы 11 лет и гнедо-саврасый Чук. Этот жеребец – без преувеличения «лицо» клуба, самая известная лошадь, и его история очень интересна.
Роза Борисовна рассказывает про своего любимца с увлечением: - Чук достался мне в возрасте 10 лет. Родился он в рыбколхозе «Север» Мезенского района. В 2001 году стал чемпионом породы, на выставке его продали в Кехту Холмогорского района. В те годы я работала в колхозе «Заостровский», закупала для них лошадей. В Кехте увидела Чука. Он тогда стоял в закрытом деннике где-то три на три с маленьким окошечком. Когда ко мне оттуда вышел, сам запихал морду в уздечку: «Уведи меня отсюда». Но не срослось, по цене не сошлись. А в 2007 году Чука перепродали на мясо цыганам. Цыган был знакомый, знал, что я его давно хочу приобрести, и привел Чука ко мне. Конь был здоровый, упитанный, единственно, грива и хвост запутанные и отросшие копыта. Чук сразу меня принял, и до сих пор слушается. Может, мне благодарен, что я его выкупила и ухаживаю, да и вообще по характеру он очень покладистый. Дружелюбен, хорошо слушается, знает много команд. Работает с кобылами, знает всех всадников.
С тех пор спасенный Чук еще трижды становился Чемпионом породы. В 2010 году – в г. Архан-гельске, в 2011 году - в с. Холмогоры, и на юбилейной выставке в Вельске в этом году. Он продолжает давать прекрасное потомство. Но чистопородных всего двое – Чудесник и Чародей. Про то, унаследовали ли качества отца-чемпиона, пока говорить рано, работу с ними только начинают. Чудеснику – два года, а Чародей родился в день ВДВ в прошлом году, как раз уже по прибытию клуба в Устьяны.
«Мезенка» переехала в Устьяны 12 июля 2014 года. Эту дату можно назвать вторым днем рожде-ния клуба. Сруб конюшни клубу передал СоК «Малиновка», а также для них построили километ-ровое ограждение для пастбища, навес для дневного отдыха животных. Обустройством здания – набором полов, подготовкой помещений, установкой дверей – занимался уже сам клуб. За год облагородили конюшню. Сейчас в конном клубе преподают изучение привычек лошадей и уход за ними; обучают верховой езде, проводят экскурсии по конюшне; катают на лошадях. В этом году все лето в «Мезенке» занимались ребята из лагеря «Территория Некст».
Кроме Чука честь родного клуба на выставке в Вельске отстаивали две кобылицы: серая Ачанка и рыжая Игарка. Обе получили диплом «Представитель породы». В апреле-мае 2016 года от них ждут малышей. Это будут также чистопородные детишки Чука.
Всех троих выводят на фотосессию. Лошади лоснящиеся, ухоженные. Шерсть отливает будто ла-ком покрыта. Любо-дорого смотреть. Чук, он же для своих Чукча, выходит, оглядывает и оглашает окрестности ржанием: «Хозяин вышел»! Молодые жеребчики даже не оспаривают его превосходства. Чук в нетерпении машет ногой. Все, кто с ним занимается, в один голос говорят: «Хороший, добронравный жеребец, ладит и со взрослыми, и с детьми, и с другими животными. Подойдет даже на ипотерапию». Он знает много команд и любит поесть, как все мезенки, особенно хлеб с солью. Стойко терпит фотосессию. Даже без повода не убегает, как сделали бы другие лошади. Правда, есть у него фобия – большие грузовики. Однажды ребята решили подшутить и «подрезать» девчонок, ехавших верхом на Чуке, на КамАЗе. Чук от страха прыгнул в канаву, пришлось потом вытаскивать. Так что по дорогам его надо ставить в середину смены и с опытным всадником. Еще его пугают черные мокрые пятна на асфальте. Может, когда-то провалился в грязь по молодости. Ездить на нем шагом трудно – очень подвижный. Зато рысь удобная, размашистая. Успевает на этом аллюре поспевать за лошадьми, которые идут галопом.
Ачанка или Ача, как ласково ее зовут на конюшне, - лошадь строгая, задиристая. Игарка – также драчливая. Обе молодые, горячие, возраст - пять лет. А так как растут лошади до девяти, они еще совсем девчонки. Ачанка с людьми адекватная, немного нахальная, характерная «дама». Если что-то ей не понравится, она всячески это будет показывать. Но с ней можно договориться. Внимание любит, особенно с вкусненьким.
Рыжая со светлой гривой Игарка, она же Рыжая, Игруня, Груня выходит с видом «работать – нет». Понимает, что будут только фотографировать. Начинает прижимать выводящего шеей – обниматься.
И столько красоты в этой картине – лошади, голубое небо, зеленая земля, что на душе легко становится. Недаром говорили предки: «Лошадь – человеку крылья». Не надо сравнивать с самолетами. Просто, кони – это счастье, а оно окрыляет.
Ольга Бовыкина