Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
Волнует сердце сторона родная
Его картины сегодня можно встретить в любом учреждении района, в домашних коллекциях устьяков. Они дарят нам частичку устьянской природы, сглаживая суетность жизни. В канун своего юбилея художник из Лойги Юрий Порошин представил в музее свои новые работы и стал гостем нашей газеты.
- Юрий Вячеславович, Вы помните свою первую картину?
- Я занялся живописью где-то в 29 лет. Первое время баловался акварелью, кстати, это самая тяжелая живопись. Там нельзя ошибиться даже легким взмахом кисти - уже не исправить. Картины маслом это прощают, и я первое время пытался копировать известных русских художников, а потом понял: надо учиться. На это у меня ушло 7 лет.
- Вы учились в академии?
- Закончив народный университет по классу станковой живописи и графике, еще поступил в академию изобразительного искусства на преподавателя.
- Ваша дипломная работа?
- Конечно же, пейзаж. Первое время ходил на этюды, рисовал с натуры, а потом работал с холстом. Позже запомнить пейзаж помогал хороший фотоаппарат. Но не всегда, конечно, все получается. Это как музыка к стихам: может сложится, а может - нет.
Мой преподаватель постоянно заставлял работать над собой: «Твой конек – пейзаж, но работа, работа, работа».
- Кто из современных художников Вам нравится?
- Многих я просто не понимаю и не принимаю, как, к примеру, «Черный квадрат» Малевича. Нам в академии дали хорошее направление: «Сначала научись рисовать как Репин, а потом твори, что хочешь».
Мне ближе русские художники Левитан, Шишкин. К. Васильев, если бы не ушел так рано из жизни, еще столько шедевров подарил миру!
- Великий Пушкин писал как-то Вяземскому: «Поэзия должна быть глуповата» в хорошем смысле. Смотрите, сегодня стихи Пушкина понятны и любимы нами с детства. Мне кажется, и живопись не должна быть ребусом?
- Вот почему я люблю писать пейзажи. На них отдыхает взгляд, светлеет душа, мы как-бы оттаиваем при этом.
Сюжетные картины, тем более портреты, требуют от человека работы ума, они его будят. Это очень сложные отношения между художником и зрителем, это не всем под силу. Такие картины, я согласен с Вами – это пища для ума.
- Написание картины в моем представлении делится на 2 начала: Что и как. Что – замысел, как – мастерство художника.
- Да, даже когда держишь замысел в голове, часто подолгу размышляешь у мольберта перед первым взмахом кисточки, а порой еще после этого не можешь приступить – не пришло вдохновение. А если совпало все – это настоящая радость творчества. Хочется писать и писать…
- Ваше любимое время года?
- Вы, наверное, заметили, что я больше всего люблю зиму и пору бабьего лета. Это время взрыва красок в природе, это время тихой умиротворённости. Зима – это звенящая тишина, это свет, меняющий краски на белом… Это как у вечности на краю. Недаром их так любили Пушкин, Некрасов, Есенин, да и многие современные поэты.
- А портреты писать не пробовали, как это делает другой наш художник из Шурая Василий Ифанов?
- Пробовал. Честно - внешнее сходство передать можно, но ведь здесь важен характер человека через взгляд, улыбку, позу… Иногда попадаются такие колоритные лица, что просто просятся на холст, особенно лица стариков. Но понял, что как и сюжетные картины, это не мое.
- Кстати, о Ваших сюжетных картинах. Их называют наивным искусством в среде художников, но, как известно, им дали высокую оценку коллеги.
- Да, было такое дело. А сюжет приходит из жизни. Вот на картине «Батя загулял» просто вспомнил своего отца, который клал хорошие печи, а потом, как известно, надо «пускать дым», ну а дальше - гармонь в руки, и пошло…
«Одинокий пастух» написан под впечатлением от услышанной душевной мелодии.
- А с детьми местной школы Вы встречаетесь?
- Раньше у нас был кружок по живописи в школе, теперь интереса к этому нет. Рад, что на выставки приходят дети из школы искусств, значит, огонек творчества жив.
- Мне во многих вопросах искусства помогает трехтомник Игоря Долгополова «Мастера и шедевры». А какая у Вас личная библиотека?
- Три года назад сгорела моя мастерская вместе с хорошей библиотекой книг по искусству, сорока готовыми работами, этюдами, наработками. Это невосполнимая потеря. Сейчас пытаюсь через «Мир книги» восстановить библиотеку, но это очень сложно, многое уже не переиздается.
- Если бы сегодня Вам предложили поездку в Москву и Петербург…?
- Сразу выбираю Питер. Это удивительный город, в котором, в первую очередь, пошел бы в Русский музей к своим любимым работам русских художников. Давненько не наведывался, стал каким-то оседлым, тяжелым на подъем.
- А пишется сейчас легче?
- Знаете, я по-доброму завидую молодым художникам. Раньше и у меня было больше идей, желания. Сейчас, повторюсь, появилась «оседлость» в жизни, творчестве. Но, думаю, картины мои может более зрелые сейчас?
- Меценат Третьяков, собирая свою коллекцию, объезжал мастерские художников и скупал картины, стараясь опередить императора, который тоже приобретал их для дворцов. Сейчас о таком соперничестве можно только мечтать. Но что Вам нравится в нашей жизни, что огорчает?
- Нравится свобода для творчества, для этого есть возможности, материалы, краски! Огорчает, пожалуй, отдаление людей друг от друга.
- Но провинция пока этим жива?
- Провинция пока да.
На его выставку пришло много зрителей самых разных возрастов: от малышей школ искусств до всегда живо интересующихся всем новым ветеранов с. Шангалы, Все, кто делились мнением о картинах, находили в них свои любимые уголки природы, около них просили запечатлеть на фото. Живо вспоминали картинки из деревенского детства, глядя на его работы «Утро в деревне», «Батя загулял», «Одинокий пастух».
И мне пришла в голову неожиданная мысль. А почему в музее не соединить живопись и литературу? Ведь писали мы раньше сочинения по картине Сурикова, Саврасова, Шишкина. Писали, как чувствовали, понимали, ощущали.
А потом провести конкурс на приз Юрия Порошина!? Художник эту идею поддержал. Дело за музеем и школами.
Хотелось бы пригласить на его вернисаж как можно больше земляков, ведь это еще и возможность купить картины. А это ли не лучший подарок не одному поколению в семьи своих друзей?
А мы благодарим Юрия Вячеславовича за беседу, за выставку, которая родила ряд эмоций, ощущений, образов, что появляются только тогда, когда соприкоснешься с реалистической живописью. Вернисаж назван просто и лаконично: «Волнует сердце сторона родная». Это правда.
Надеемся, что его юбилей – это лишь еще одна пересадка на станции с хорошим, хоть порой и трудным названием «жизнь».
А лучшее на пути к мастерству – это сам путь…
С пожеланием творческих удач,
Валентина Борисова
"Батя загулял"
"Козел печорский"
"Осенний вечер"
"Лето.Июль"