архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная Краеведение Гостевание в чудском краю

Гостевание в чудском краю

Так называется проект, реализуемый в настоящее время на территории Едьмы. Инициатором проекта является едемское население. Инициативная группа, возглавляемая заведующей Богдановским сельским клубом Шаниной Валентиной Васильевной, выступила перед отделом культуры, спорта, туризма и молодежи Устьянского муниципального района с предложением о построении на Едемской территории чудского музея под открытым небом.

НАША ИСТОРИЯ

Актуальность проекта, по мнению населения, состоит в том, что на Едемской территории проживало чудское племя. Сохранились следы проживания этого племени, легенда, бережно передаваемая жителями Едьмы из поколения в поколение. Сохранились люди, которые считают себя потомками этого гордого и свободолюбивого народа. Более того, Устьянский край, являющийся уникальной исторической единицей Русского Севера, таит в себе множество сведений и загадок по своему историческому прошлому, в том числе и о жизни аборигенов края чуди заволочской. При этом, чем дальше эти сведения уходят в глубь древности, тем они являются менее исследованными историками и краеведами. Особенно это относится к чуди заволочской. Одновременно исторической наукой накоплен значительный материал о жизни этого народа. Преломление всего материала, применительно к показу жизни легендарной чуди, на неисследованной до сих пор Устье становится внутренней потребностью духовной жизни населения Едьмы.
Обращение инициативной группы встретило всестороннюю поддержку в районной и Березницкой администрации. В результате был написан и защищен на областном уровне проект «Гостевание в чудском краю».
Администрация МО «Березницкое» участвовала в конкурсе среди муниципальных образований Архангельской области на право получения субсидий из областного бюджета на реализацию приоритетных проектов в сфере туризма в 2013 году, и получила поддержку агентства по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области в рамках долгосрочной целевой программы Архангельской области «Развитие внутреннего и въездного туризма в Архангельской области на 2011 - 2013 годы». Финансовое обеспечение позволило осуществить первый этап строительства проекта «Гостевание в чудском краю».
В соответствии с проектом осуществляется строительство двух объектов обитания чуди: жилищно-бытового - чудского поселения и духовного – капища (языческого храма). Ведение строительства осуществляет деятельный Глава МО «Березницкое» Кокорин Сергей Геннадьевич.
Возникает вопрос - а в каком виде представить указанные объекты жизнедеятельности чуди, если на Устье раскопок по чудскому периоду (I тысячелетие от Р.Х.) не проводилось? Поэтому население Едьмы выносит на рассмотрение читателей свои мысли и суждения, выводы и решения, к которым пришли на основании проведения своих исторических поисков. А дело читателей - согласиться с ними или опровергнуть их вовсе. Но и в последнем случае мы находим чрезвычайно полезными ваши суждения, поскольку они не оставляют равнодушными, способствуют возникновению новых идей, мыслей, нацеливают на проведение дальнейших творческих поисков. Но еще более конструктивным является приведение своих суждений и выводов, уточнений и дополнений, направленных на дальнейшее развитие проекта, а мы их с удовольствием и благодарностью примем и учтем вместе с вами в нашей дальнейшей работе. В этом и состоит главная духовная нацеленность проекта - развитие интереса населения, особенно у молодежи, побуждение к исследованию исторического прошлого нашей прекрасной родины.
 «А раньше здесь жили чуди-люди, - так гласит Едемская легенда. - Ходили они в звериных шкурах, с каменными топориками. Когда пришли сюда наши предки, сильно забоялись чуди наших людей, стали прятаться чуди от людей.
Некак стало чудям жить. И вот собрались все чуди на Косой дороге, что идет в деревню Рязань и выкопали большую землянку. Поставили внутри землянки столбики, сделали крышу из бревен. На крышу наносили большую груду камней. Много дней носили, все участвовали: мужчины и женщины, старые и малые. Много камней наносили. А потом забрались все чуди в эту землянку: все до единого. Каменными топориками подрубили они изнутри столбики землянки, крыша с каменьями рухнула, и всех их там задавило. Там они теперь и лежат» (1 - В.П. Мамонов. Истоки самой древней легенды Устьи. Газ. «Устьянские вести», 14.04-2.06.2012).
Небольшая легенда, но содержит ряд важных исторических сведений. В частности, она позволяет оценить численность чудского племени. Согласно легенде, все племя уместилось в одной, но большой землянке. Тогда каким же оно было?
Максимальные размеры такой землянки, вероятно, не могли превышать веками выверенного нашими предками шестиметрового бревна. Тогда максимальная площадь такой землянки могла достигать 6х5 м. Если же на одном квадратном метре землянки могло уместиться 4 человека, то в нее могли войти порядка 120 человек. Однако чуди могли взять с собой некоторые предметы домашнего обихода, занявшие часть площади землянки. Свое основное богатство они обычно закапывали в другом месте. Тогда численность собравшегося племени становится меньшей, но может быть около 100 человек. В аналогичной легенде на Кокшеньге приводится численность погибшего племени в 40 человек (2 - М.Б. Едемский. Из кокшеньгских преданий о чуди. Сборник «Устьянская земля». п.Октябрьский, 2009).
Необходимо отметить, что первоначальная численность племен, до прихода славян, была большей. Анализ легенд на Русском Севере указывает, что чудь отчаянно защищалась. Так на Каргополье происходили «чудские войны», в результате которых чудь постепенно отодвинулась на север. Предания на Кокшеньге и на Устье тоже рассказывают, что чудь активно нападала на славянские селения. Не случайно на Кокшеньге она была прозвана «чудью черной», не только за монголоидные черты лица, черные волосы и темные глаза. Из Едемской легенды тоже следует, что взаимоотношения чуди с первопоселенцами носили явно враждебный характер, что неизбежно вело к кровопролитным стычкам и людским потерям.
В результате борьбы численность чудского племени сокращалась до такой степени, что племя умещалось в одной землянке, т. е. насчитывало от нескольких десятков до сотни человек. Можно предположить, что первоначальная численность племен была в 1,5-2 раза больше и максимальная численность их достигала 150-200 человек.
Когда чудь исчерпывала свои возможности в борьбе по защите себя и своей территории, то она «уходила в землю» или далее в глубь леса, на северо-восток. Характерно, что по легендам на Устье чудь никуда не уходила. В случае невозможности проживания она не отступала ни шагу назад со своей земли и навеки осталась на ней.
Если численность погибшего племени на Едьме составляла 100 человек, а первоначальная - 150 человек, то какое количество мужчин оно имело перед «уходом в землю»? Будем исходить из равной первоначальной численности мужчин и женщин. На самом деле женщин в племени могло быть больше. Занятия чуди охотой, неизбежные встречи с разбойными людьми отражались на численности мужского населения. Каждая пара, могла иметь по 2 ребенка. Хотя процесс деторождения в племени не ограничивался, тем более чуди жили одной семьей, как, например, на Веже. Тогда мужчин в племени насчитывается всего 37 человек. В результате борьбы со славянами убыль племени, в первую очередь, отражалась на численности мужского населения. Число мужчин, включая раненых, могло стать небольшим, достигая 20 человек и менее.
Может поэтому в ряде чудских племен на Русском Севере вождями были женщины-воины? Характерно, что анализ легенд о чуди на Русском Севере показывает, что наибольшие потери славянам нанесли племена, во главе которых стояли женщины, такие как Ла и Ню на Пинеге. Были ли на Устье женщины во главе племен, предстоит выяснить нам с вами вместе, уважаемый читатель.
Но почему племена чуди заволочской имели сравнительно небольшую численность? Какие условия бытия эту особенность определяли?
Обратим внимание на более ранний период, на население, которое проживало на прилегающей территории обширного Волго-Окского междуречья. Ими являлись представители Дьяковской археологической культуры, получившей развитие в VII в. до н.э. – VII в. н.э. Дьяковцы, даже в первом тысячелетии н.э., жили родовым строем. Каждый род, состоял из нескольких больших семей и насчитывал в среднем около сотни человек. Носителей Дьяковской культуры считают финно-уграми, предками племен веси и мери.
Историк А.Г. Едовин, основываясь на археологических данных, пришел к выводу о том, что местным населением Заволочья была «чудь черная». На Кокшеньге, по данным исследования тарногского краеведа А.А. Угрюмова, это была меря, проживавшая с весью. Последняя, «чудь белоглазая», по выводам Едовина, колонизировала Заволочье вместе со славянами.
Таким образом, приходим к выводу не только о влиянии населения Волго-Окского междуречья на образ жизни чуди заволочской, но и на наличие между ними генетической связи. Чудь унаследовала от этого населения проживание родами подобной численности и основные занятия.
Основным занятием дьяковского населения были скотоводство, причем, в первую очередь, разводились лошади на мясо. Впоследствии они также стали использоваться для верховой езды, но не как тягловый скот. Разводились коровы, свиньи. Значительную роль в хозяйстве играла охота на лося, оленя, медведя, кабана, косулю, тетерева, рябчика - ради мяса, а также на пушных зверей: прежде всего бобра, также куницу, лису, выдру. Шкурки их служили экспортным товаром. Крайне примитивное земледелие только начинало развиваться и носило вспомогательный характер.
Следовательно, такой же характер носили и занятия чуди заволочской. Только отличие состоит в следующем. Скотоводство не могло быть основным занятием чуди. Для этого необходимы были луга и расчищенные поля. А их в тот период на Севере было недостаточно, в основном везде стоял лес. Скотоводство стало появляться при переходе чуди к земледелию. На средней земледельческой Устье чудь к моменту прихода славян занималась земледелием (1).

30 ноября 2013

Комментарии (0)