Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
Купец-дмитриевец
16 февраля 1851 г. в Дмитриеве в Сретеньев день на скотном дворе в коровьих яслях родился мальчик. К обедне приехало в дом Романовых много гостей, и хозяйка Вера Степановна, прячась от них, ушла на скотный двор. А вышла к гостям с ребенком в подоле. Мальчика назвали Ваней. Впоследствии он станет отцом 12-ти детей, старшим из которых будет Михаил, будущий выдающийся краевед Севера.
А отец маленького Вани - Михаил Иванович - был священником Дмитриевской Николаевской церкви. Добрый, бескорыстный, физически сильный. Но была у него страсть к вину - выпивал частенько. Старожилы нашей деревни помнили, что жена его, Вера Степановна, когда муж оказывался в загуле, правила не только домом, но и церковью. Волевая была женщина.
У Михаила Ивановича и Веры Степановны большая была семья - семь детей: Аполлон, Иван (тот самый, родившийся в коровьих яслях), Алексей, Павел, Николай, Александра, Надежда. Сам священник Михаил скончался в 1877 г., был похоронен у церкви напротив алтаря. Сейчас здесь находится дорога, по которой ездят и ходят дмитриевцы.
Дочери священника были отданы замуж в наши же деревни. Александра – в деревню Маньшинская за Митрофана Константиновича Ипатова, очень богатого мужика. Она является прабабкой жителя деревни Алферовская, ныне здравствующего Ипатова Геннадия Николаевича, автора книги «Дмитриевщина родная» и прапрабабкой Харлашиной Надежды Геннадиевны, Главы МО «Октябрьское».
Знала бы Вера Степановна, какого мальчика родила она на скотном дворе!
Иван Романов учился в Петровско-Разумовской земледельческой академии. Попал в круг революционеров-народников, сидел в Петропавловской крепости, выслан был под надзор полиции на родину, по месту жительства родителей к нам, в село Дмитриево. Спустя некоторое время Ивану удалось устроиться в Алферовское лесничество. Иван Романов женился, когда ему было 34 года. Со своей невестой он встретился в деревне Бестужево в 1885г. Звали ее Клавдия, она была дочерью бестужевского священника Вениамина Жаворонкова, депутата земского собрания от крестьян Бестужевской волости. Увидела Клавдия высокого красивого мужчину, русоволосого, с бородой и сразу решила, что будет его женой. Невесту свою Романов привез в Дмитриево на тарантасе. В возрасте двадцати с небольшим лет Клавдия стала многодетной матерью. Всего в семье Ивана Михайловича родилось 12 детей, до взрослого возраста дожили только 8. В записной книжке Романова, которая сохранилась до настоящего времени, а выдержки из нее мне присылал ныне покойный внук Ивана Михайловича Иван Владимирович Попов, профессор Самарского университета, побывавший на родине своего деда, в Дмитриево, в начале 2000-х.: «29 июня 1896 г. мой сын Ваня утонул в реке Устья, в 3 часа пополудни, на пятом году от роду…». Несколько лет назад на месте разрушенной Дмитриевской Николаевской церкви был найден осколок гранитной надгробной плиты с могилы маленького Вани, утонувшего в Устье. Об этом я рассказываю всем, кто приходит в нашу библиотеку на экскурсию.
После смерти матери Веры Степановны поповскую землю оставили за Иваном Михайловичем за определенный взнос. Сельское хозяйство и хорошо оплачиваемая служба объездчиком при лесничестве дали возможность Романовым жить в нашей деревне лучше многих. Крестьяне окрестных деревень глубоко уважали Ивана Михайловича за готовность всегда помочь, он часто защищал их от начальства. Долгое время выбирали Романова старостой Дмитриевской церкви, также он занимался вопросами постройки церкви в деревне Илатово (ныне МО «Лихачевское»).
Иван Михайлович пропагандировал труд среди своих детей, восхвалял его, говорил, что он приносит пользу как здоровью, так и нравственно. Вместе с работниками разрабатывал целинные земли, чтобы построить образцовое крестьянское хозяйство. Эта целина называлась «Беломох» - мы туда сейчас ходим за грибами. Мотыжили его вручную с раскорчевкой. Когда работали и его дети, Романов объяснял процессы, происходящие в земле: когда она зарастает, и какова цель разработки. Ведь Иван Михайлович хотел стать когда-то агрономом, учась в Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии. Романов научил своего старшего сына Мишу (будущего краеведа) класть печи, а с теорией кладки он познакомился, учась в академии. Позже, когда Михаил пришел с гражданской и увидел, что печь в бане развалилась, а денег на наем печника и на покупку нового кирпича нет, сам сложил хорошую печь из лома.
Дети у Ивана Романовича никогда не болели простудными заболеваниями ни в детстве, ни во взрослом возрасте. Обливались на морозе водой, ходили босиком по снегу, спали на досках, подложив под голову полено. Сам Ваня Романов жил в строгом семейном режиме. Работали по мере сил: рубка дров и очистка снега с крыльца и со двора были его обязанностью с 4-х лет.
Хозяйство Ивана Михайловича было нерентабельным, так как рынка сбыта сельхозпродуктов не было. «Я не крестьянин – как сын священника, я ношу звание Почетного гражданина России; но я, никогда не выходивший из среды и условий крестьянской жизни, также чувствую потребность в земле, как и крестьянин», - говорил он. Но все же семья жила не на доходы от хозяйства, а на торговлю. Торговля покрывала дефицит в хозяйстве. В записной книжке Ивана Романова отмечено, что торговать он в нашей деревне начал с мая 1896 г. А до этого в Дмитриево приезжал коробейник с коробами, которого очень ждали. Он привозил платки, ситец, медные пуговицы, иголки, крючки. Все эти товары обменивались на шерсть, мех. Под лавку Иван Михайлович построил большой дом, правда, стоял он на противоположном берегу реки Устьи. Это здание есть на фотографии 1912 года. За покупками в магазин жители Дмитриево ходили через подвесной мост. Сейчас мостик через ручеек-то построить сложно – пока деньги найдёшь… А тут через еще широкую Устью в конце 19-го века строили мужики такие большие мосты. Правда, с этого-то моста пьяный мужик и столкнул в июне 1896 г. маленького Ваню, сына Ивана Михайловича, в реку.
Как цель получения денег торговля никогда не имела для Романова значения. Это противоречило его жизненным принципам. Он хотел помогать людям. Иван Михайлович совершал летние поездки за товаром в Великий Устюг, Черевково по очень плохой устьянской дороге, которая вытрясывала из ездоков, казалось, всю душу. Зимой, в сильный холод, ямщик правил лошадью, а Иван со своим старшим сыном Мишей соскакивали с саней и бежали за ними. Одна из остановок была в Ерге (ныне известная всем станция). На Ерге ценили Ивана Романова особенно охотники, потому что он давал деньги в кредит без процентов, отпускал доброкачественные товары значительно дешевле, чем местные. Ездил дмитриевец и в Москву за товаром. Чтобы выручить сначала деньги на товар, продавал там рябчиков. Не все было просто. Бывало, приходилось неделями жить в большом городе. Выручив деньги, выписывал тут же, в Москве, журнал «Ниву», книги Салтыкова-Щедрина, других авторов, энциклопедии, детские журналы. Вот откуда формировалась большая личная библиотека Романовых, книги из которой с романовской подписью сейчас являются бесценными экспонатами нашей библиотеки.
Чтобы познакомить сына Мишу (будущего краеведа) с тем, как достается их семье кусок хлеба в торговле, Иван Михайлович частенько брал его с собой в поездки. Отец руководил лавкой, делал закупки товара, а сын Михаил торговал. Интересны такие факты, что лавка часто днем стояла незапертой, и около нее никого не было. Заходили мужики, женщины, сами взвешивали, а взамен оставляли яйца – чаще ими расплачивались. Воровства не наблюдалось.
Вот что вспоминала 92-летняя жительница деревни Алферовская Сысоева М.В.: «Романовых в Дмитриево уважали очень. Вся семья была дружелюбной. Имея свою лавку, часто давали товары в долг. Любимое выражение Ивана Михайловича – «паршивая» (в хорошем смысле слова). Давая в долг, он приговаривал: «Бери, паршивая, потом когда-нибудь отдашь». Романов пользовался среди крестьян громадным авторитетом, поскольку в неурожайные годы много помогал населению Дмитриевщины, доставая вагоны хлеба и раздавая его по себестоимости и в кредит с риском полного разорения, т.к. в кредит он отдавал без всякого документа, надеясь на добросовестность.
Моя бабушка, 1901 г.р., рассказывала, что купила в лавке у Романовых ширинку (платочек простенький) за 2 коп., а на «пятак» сам Иван Романов насыпал полные колени калачей (имеется в виду полный подол).
В самый разгар лета, в сенокос, собирались дмитриевцы на Прокопьевскую ярмарку. Девушки заранее отпрашивались у матерей, просили разрешения побывать в Бестужево. Ведь в эти дни была самая гребь. У Ивана Михайловича было несколько лодок-осиновок. Родители девушек просили оставить место в лодке и для них. Выпрашивали и праздничные сарафаны. Клавдия Вениаминовна, жена Романова, была искусной рукодельницей. У нее были красивые штофные платья с серебряными пуговицами, кокошники в жемчугах. Сарафаны, которые были попроще, одалживала девушкам, ведь те хотели присмотреть в Бестужево себе женихов. Супруги Романовы уплывали на ярмарку заранее - они везли с собой много товару. Особенно большим спросом пользовались иконы и свечи церковные. Еще сейчас сохранились у наших стариков иконки, которые были приобретены у Ивана Романова. Когда жители нашей деревни в 70-х годах разбирали на кирпичи Дмитриевскую Николаевскую церковь, то и там находили маленькие иконы.
Задолго до ярмарки Иван Михайлович со старшим сыном Мишей на мерине Синьке отправлялся за товаром, обычно в Вологду, проживая там иногда по 2-3 недели. Зато возвращались с полным возом товара.
Ездили Романовы торговать в Бестужево и на Введенскую ярмарку 4 декабря. В семье Романовых не замечалось ни скупости, ни экономии. По всей Устье ни у одного не было такой простоты и гостеприимства, как у них. Семья была исключительно честной, правдивой. Многие завидовали житью Романовых в нашей деревне, но относились к ним очень доброжелательно.
Но основным любимым занятием потомственный Почетный гражданин России Иван Михайлович Романов все же считал чтение книг. Он знал несколько иностранных языков, выписывал журналы и книги, которые дожили до наших дней. Романов организовал у нас в деревне в 1901г. бесплатную народную библиотеку-читальню. В нашей библиотеке оформлена комната семьи Романовых, показывающая несколько сторон их жизни: интеллектуальную, купеческую и бытовую. В ней представлены бесценные экспонаты, принадлежащем семье и родственникам с 1876 года.
Несколько поколений Романовых сыграли огромную роль в освоении нашего родного края: след-завет нам оставили, послужили Родине трудом ратным, оставили Родине потомков рачительных – Романовых.
Т. Илясова, с. Дмитриево
Замечательный материал и о замечательном человеке(каким и считался всегда истинно русский человек)- безкорыстном,с интересом к самой жизни и людям,оставившим такой след в памяти и судьбах многих наших земляков.Спасибо Татьяне Илясовой. Деревня,наше село Дмитриево пережило потрясения 90-х годов,но оживает оно с помощью таких неравнодушных,как Т. Илясова и многих других- возрожденцев дмитриевской истории.