архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная Краеведение О крестовом камне с. Бестужево

О крестовом камне с. Бестужево

В газете «Устьянские вести» (№42 от 18.10.2014г.) появилась примечательная статья «История потерянного камня». Примерно 150 лет назад жители с. Бестужево обнаружили в четырех километрах от своего села большой камень с очертаниями креста. Многотонный камень они прикатили к своим православным храмам. Два раза в год священнослужители выносили на камень раку св. Прокопия Устьянского и совершали молебны. Так продолжалось до разрушения Введенской каменной церкви, под обломками которой оказался погребенным этот камень. Теперь он снова найден и продолжает выполнять свою святую миссию.
История этого камня переносит нас к событиям глубокой древности. В первом тысячелетии от Рождества Христова на Устье проживали аборигены края – племена индейцев Русского Севера. В летописях аборигены Севера получили наименование – чудь заволочская. Население же Устьи назвало их просто чуди­люди. Чуди­люди имели свои обычаи, верования, культуру, значительно отличавшиеся от образа жизни первопоселенцев края ­ славян. За это их и назвали чудными людьми. Возможно, они имели свою государственность, входя в состав загадочной Биармии. Что делать, если мы, например, об истории Древней Греции, Древнего Рима знаем намного больше, чем об истории своего родного Заволочья, в центре которого расположен Устьянский край. Поэтому и пытаемся восполнять данный пробел.
Чуди­-люди верили в своих богов­идолов. Идолы были у них каменные и деревянные. Деревянные теперь давно сгнили, а каменные сохранились и по сей день, являясь уникальными историческими памятниками чудской культуры. В частности, одним из них является «Горячий камень» в Богдановском. В XIII­XIV веках, по всей вероятности, на Устью стали приходить священники и проповедовать среди славянского и чудского населения веру Православную. Это были сподвижники. Они не сидели в своих храмах и не ждали, кто к ним придет. А чудское население ни за что не пойдет. Потому что по их понятиям крестить ­ это сначала правую руку отрубить, затем левую, потом правую ногу и далее левую. В знак нежелания принимать такое крещение чуди заживо «уходили в землю». Чтобы не допустить бессмысленного самоуничтожения и являть им веру Православную, батюшки сами шли к ним. И не куда­нибудь, а на чудские святилища, расположенные в глухом лесу, среди огромных елей. В центре святилищ, как правило, располагался большой камень, по бокам два поменьше. Это были их языческие боги. Чудские жрецы собирали на мольбище все племя, и во время их ритуалов, в том числе и с огнем, являлись батюшки. Это было небезопасно и являлось подвигом. Отважные батюшки рассказывали чудям о вере Православной, являли чудеса веры, исцеляли людей и совершали многое другое, потому что несли на себе свет сподвижничества, свет этой веры. Постепенно племя подпускало батюшку к себе, он приобретал авторитет среди чудского племени. Кульминационным моментом этого подвижничества являлось крещение самого камня ­ чудского идола. На камне среди чудских изображений вырезался христианский Крест, ставились христианские надписи, придавались камню очертания Креста и другое. Нередко батюшки объявляли, что в святилище неожиданно появлялась икона. Языческий идол становился общей христианской святыней среди проживающего здесь чудского и славянского населения. Здесь у этого камня батюшки совершали молебны и крестили людей. Не потому ли так притягательным является «Горячий камень» в Богдановском? На протяжении многих столетий он являлся излюбленным местом сборища молодежи. Старожилы рассказывают, что как­то раз заболела у местных коз печенка. Все козы поумирали, а козы, которые паслись у камня, остались полностью здоровыми. И теперь коз невозможно отогнать от камня, они буквально облепляют его.
Как напоминает бестужевский крестовый камень это далекое историческое прошлое! Не случайно жители притащили этот тяжелый камень за четыре километра в свою церковь. Притащили потому, что давным­давно у этого камня крестились их предки. Свет Православной веры высвечивает это историческое прошлое.
Характерным таким камнем является Тиуновский камень на Кокшеньге. На нем поверх чудских богов и надписей высечены кресты. Есть на камне надпись, сделанная кириллицей XIV­XV веков – «орьям». Жители деревни Тиуновской до сих пор зовут его Крестовым (Угрюмов А.А. Кокшеньга. Вологда, 2003). Крестовый камень обнаружил себя и в Бестужево. Таким образом, видим в этих камнях свидетелей возсияния веры Православной на Устье.
В заключение отметим, что таких батюшек – подвижников мы видим и теперь. Они приезжают к нам даже из городов, приходят к населению и несут свет веры Православной.

В.П. Мамонов

1 ноября 2014

Комментарии (0)