архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная Краеведение По ком звонит колокол

По ком звонит колокол

Эту статью меня побудила написать поездка в гости на день 8 Марта в деревню Кондратовская на родину моей бабки Лехти - Поповой (Кошелевой) Алефтины Ксенофонтовны.
В гостях я оказалась случайно. Захотелось на родину так, что сердце защемило. Села вечером в поезд и приехала из Ярославля в Кизему рано утром 8 марта, а мои девчата уже собирались в Кырканду на праздник, ну, конечно, и меня с собой прихватили…
Встретили нас в деревне, как дорогих и желанных гостей. На улице пахло шашлыками, хозяин стоял у мангала, в доме была натоплена печь, накрыт стол, а хозяйка хлопотала на кухне. На улице светило яркое солнце, переливался и искрился снег, и я решила пройтись с фотоаппаратом по деревне.
Раскинувшаяся по берегу реки Устьи деревня, прочный бетонный мост, расчищенная дорога, огромные белоснежные сугробы, длинные улицы из деревянных домов. Красота! Настоящая русская северная деревня, как в старые добрые времена!
Вот только ни одной живой души я на улицах не встретила, лишь маленькая собачка радостно прыгала вокруг меня... А вечером мы попросили наших гостеприимных хозяев провести нам экскурсию. То, что мы увидели, просто потрясло... Целые улицы пустых домов! Огромные старинные рубленные избы, вдоль всей деревни горят фонари, а окна в домах чернеют пустотой. Вокруг белеет снег, но он уже представлял собой безжизненное холодное пространство. Страшно и жутко. Огромная умирающая деревня, огромный пласт нашей истории, забытый и никому не нужный. Показали мне дом Андриановой Антонины Васильевны, матери Ольги Костиной из Москвы. Стоит пустой, одинокий, заброшенный дом моего прапрадеда Рогачева Тимофея Ксенофонтовича, построенный в 1886 году, который перешел в наследство сначала внуку, потом и правнуку Григорию Васильевичу Рогачеву. Он его и поддерживает, в надежде, что в родовой дом и его внуки будут приезжать. Вновь увидела дом моей прабабки Клавдии Тимофеевны Кошелевой: стоит через ручей на Таграсе. На лето туда приезжают две дочери тети Зои из Северодвинска Кошелева Людмила и Конева Тамара. Нашла я дом и второго моего прадеда Кошелева Ксенофонта (Сенко) Василисковича. Слава Богу - не был разобран по бревнышку.
А в самом центре деревни стоят пустые двухэтажные разрушенные здания: бывшие столовая, школа, контора, клуб, детский сад. Чуть дальше - сгоревший магазин, покосившаяся почта, - все так пусто, одиноко и уныло.
В здании столовой до его перевоза на нынешнее место располагалась библиотека и клуб. И в этом месте время от времени мерялась силушкой молодёжь Таграса и Целинской. Об этом рассказал нам Кошелев Александр Францильевич, который сопровождал нас по деревне, он жил в доме в центре деревни и не знал, на чей же стороне ему биться.
Я пыталась сфотографировать все то, чего через 10 лет, возможно, уже и не будет. Почувствовала какую-то пустоту, как будто у деревни центр притяжения куда-то пропал, и умирает она потихоньку. Узнала, что ранее центр деревни был там, где стояла часовня и колокол, а потом часовню разрушили, колокол украли, и на этом месте остался только камень.

Большой праздник в деревне Кырканда был  Фролов день, в честь святых мучеников Фрола и Лавра, они были обучены искусству управлять лошадьми. К этому празднику всегда готовились, вся округа съезжалась. Последний день августа - истинно кыркандский праздник, конский праздник, конюшни были и в Таграсе, и в Целинской. «Флор и Лавёр до рабочей лошади добёр». На лошадях в этот день не работали. Лошадей купали, украшали гривы лентами, пекли пироги, огурцы солили. Да, лошади на берегу реки - образ прекрасной жизни на все времена…

А где сейчас обычаи и традиции? Где лошади? Надежда Федоровна рассказывала, что вчера в магазин пришло всего 10 человек, а хлеб возят 2 раза в неделю. Колхозы, совхозы, коллективный труд… Где они? Почему все ушло в прошлое? В деревне одному не выжить. Выживали большие трудолюбивые семьи (до колхозов) или все вместе (в колхозах). В деревне Кондратовская было всё: и магазин, и почта, и столовая, и клуб, и школа, и детский сад, и контора. Сейчас почти ничего нет... Можно ли спасти эту деревню? Пустые дома, некоторые еще добротные, некоторые уже без окон и дверей, стоят и ждут своих хозяев, и все тропки к домам снегом заметены. Приедут ли летом или уже приезжать некому? Умирает деревня. Уходит прошлое. «Государству нет никакой выгоды вкладываться в изжившие себя формы хозяйствования...», - из статьи в газете «Устьянский край» от 11 февраля 2017 года «Орлово. Портрет без ретуши». А где они, новые формы хозяйствования, крупные инвестиции, крупный бизнес? Как заманить его на эту территорию, и кто этим занимается? Кто создаст предпосылки для нового развития деревни? Туризм, «Изба устьянских сказаний», как в Бестужево? Думаю, это больше для культуры и сохранения истории. Социальная сфера - это не рыночная экономика. Это так, прикрытие для власти. Хотя, может, с этого всё и начинается, с истории, с возврата к прошлому.

В 2015 году вышла в свет книга В.Ф.Антуфьева «Загадочная Кырканда». Наверно, она должна была подтолкнуть земляков, разворошить память, открыть сердце. Собираются теперь в деревне гости на День деревни, встречаются, общаются и – разъезжаются. Вот и в этом году наметили праздник на 15 июля. «Дойдет до конца, но вернется к своему началу, имя которому родина, детство, мать. К тому холмистому куску родины, где звучит тихая песня, где неслышно падает легкий снег, где совсем рядом они – родные», - так верно писала Вера Шитова в статье «Путешествия к центру души». 

Огромный большой дом, в который мы зашли перед отъездом, принадлежал учителю Марку Михайловичу Иванову, сейчас там живет семья. Спросила, а кто его строил? Хозяева не знают. Не знают, да и зачем знать? Мы же просто живем! Не задумываемся, не понимаем, не знаем законов жизни, не вспоминаем добрым словом тех, кто жил до нас, забываем благодарить. 

Две женщины, которые работают в деревне в магазине да на почте, выходит, на них всё и держится? А где старожилы? Где те, кто любит эту деревню всем сердцем, всей душой? В Заречье жила Шестакова Евдокия Алексеевна по прозвищу «Павлиниха», ее муж Павлин Павлович «Павлинко Пашкин» - гармонист, участник ВОВ, на фронте потерял ногу. Вот и еще один Павлин в истории. Почему так много Павлинов в наших деревнях - и в Лущёво, и в Мехреньге, и в Михалево? Для меня до сих пор загадка. Павлин Всемилостивый - древнегреческий святой, родоначальник колоколов. Помоги нам, разбуди людей! Кыркандчане, где ваша деревня, где часовня, где колокол? По ком он звонит? Да, тихо теперь в деревне. Не звонит колокол, да и зазвонит ли? Но так хочется верить...Уедет последний продавец Надежда Федоровна Шестакова в Кизему, уйдет с почты Людмила Васильевна Кошелева, и некому будет там работать, вот и все... Уехали же из школы учителя, нет детей... Как все это можно спасти? Захотелось звонить в колокол! Люди, опомнитесь! Без прошлого нет будущего! Найти, вернуть старый колокол – невозможно, найти спонсора на новый - не проблема, но ведь опять украдут. Начать с креста? С часовни, как в Лущево? Сделать гостевой дом из дома Учителя, найти его историю или музей из дома моего прапрадеда деда Тимохи, но кто за этим будет смотреть?
Большой праздник в деревне Кырканда был Фролов день, в честь святых мучеников Фрола и Лавра, они были обучены искусству управлять лошадьми. К этому празднику всегда готовились, вся округа съезжалась. Последний день августа - истинно кыркандский праздник, конский праздник, конюшни были и в Таграсе, и в Целинской. «Флор и Лавёр до рабочей лошади добёр». На лошадях в этот день не работали. Лошадей купали, украшали гривы лентами, пекли пироги, огурцы солили. Да, лошади на берегу реки - образ прекрасной жизни на все времена…
А где сейчас обычаи и традиции? Где лошади? Надежда Федоровна рассказывала, что вчера в магазин пришло всего 10 человек, а хлеб возят 2 раза в неделю. Колхозы, совхозы, коллективный труд… Где они? Почему все ушло в прошлое? В деревне одному не выжить. Выживали большие трудолюбивые семьи (до колхозов) или все вместе (в колхозах). В деревне Кондратовская было всё: и магазин, и почта, и столовая, и клуб, и школа, и детский сад, и контора. Сейчас почти ничего нет... Можно ли спасти эту деревню? Пустые дома, некоторые еще добротные, некоторые уже без окон и дверей, стоят и ждут своих хозяев, и все тропки к домам снегом заметены. Приедут ли летом или уже приезжать некому? Умирает деревня. Уходит прошлое. «Государству нет никакой выгоды вкладываться в изжившие себя формы хозяйствования...», - из статьи в газете «Устьянский край» от 11 февраля 2017 года «Орлово. Портрет без ретуши». А где они, новые формы хозяйствования, крупные инвестиции, крупный бизнес? Как заманить его на эту территорию, и кто этим занимается? Кто создаст предпосылки для нового развития деревни? Туризм, «Изба устьянских сказаний», как в Бестужево? Думаю, это больше для культуры и сохранения истории. Социальная сфера - это не рыночная экономика. Это так, прикрытие для власти. Хотя, может, с этого всё и начинается, с истории, с возврата к прошлому.
В 2015 году вышла в свет книга В.Ф.Антуфьева «Загадочная Кырканда». Наверно, она должна была подтолкнуть земляков, разворошить память, открыть сердце. Собираются теперь в деревне гости на День деревни, встречаются, общаются и – разъезжаются. Вот и в этом году наметили праздник на 15 июля. «Дойдет до конца, но вернется к своему началу, имя которому родина, детство, мать. К тому холмистому куску родины, где звучит тихая песня, где неслышно падает легкий снег, где совсем рядом они – родные», - так верно писала Вера Шитова в статье «Путешествия к центру души».
Огромный большой дом, в который мы зашли перед отъездом, принадлежал учителю Марку Михайловичу Иванову, сейчас там живет семья. Спросила, а кто его строил? Хозяева не знают. Не знают, да и зачем знать? Мы же просто живем! Не задумываемся, не понимаем, не знаем законов жизни, не вспоминаем добрым словом тех, кто жил до нас, забываем благодарить.
Две женщины, которые работают в деревне в магазине да на почте, выходит, на них всё и держится? А где старожилы? Где те, кто любит эту деревню всем сердцем, всей душой? В Заречье жила Шестакова Евдокия Алексеевна по прозвищу «Павлиниха», ее муж Павлин Павлович «Павлинко Пашкин» - гармонист, участник ВОВ, на фронте потерял ногу. Вот и еще один Павлин в истории. Почему так много Павлинов в наших деревнях - и в Лущёво, и в Мехреньге, и в Михалево? Для меня до сих пор загадка. Павлин Всемилостивый - древнегреческий святой, родоначальник колоколов. Помоги нам, разбуди людей! Кыркандчане, где ваша деревня, где часовня, где колокол? По ком он звонит? Да, тихо теперь в деревне. Не звонит колокол, да и зазвонит ли? Но так хочется верить...
 

Елена Смирнова, г. Ярославль

3 июня 2017

Комментарии (0)