архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная Краеведение Сильные духом Синики

Сильные духом Синики

Сильные духом Синики

Известно, что поселение, носящее красивое и необычное название Синики – самое удаленное в Устьянском районе. Но отдаленное – не значит заброшенное, умирающее. Синики – это живой уголок Устьян с очень красивыми пейзажами, сравнимыми, думаю, лишь с бестужевскими. Кто побывал здесь хоть раз, захочет приехать и другой.

Людям тут особенно не на кого надеяться: от железной и центральной дорог далеко. Приходится крутиться и вертеться. Глава поселения Анастасия Илатовская так и служит людям, ведь судьба Сиников зависит и от ее усердия и умения. А хваткие и горы сворачивают.

Еще в самом начале XX века Синики, например, в отличие от Дмитриево, обеспечивали себя зерном полностью. Считалось, что синиковцы лучше всех обрабатывали свои пахотные земли, почти не оставляли мёж, поэтому и в хлебе меньше нужды знали. Плохо лишь то было, что молодежь, уходя на заработки в наш губернский город, приучалась там к пьянству и приносила этот порок в Синики.

В Синиках два памятника старины – двухэтажный, очень старый дом Синицкого Павла Анисифоровича, кавалера 3-х орденов Славы, героя Великой Отечественной войны. Второй – возвышающийся над Синиками дом-тройня с мезонином. Дом был построен в 1978 году и принадлежал Иноке (Иннокентию) Синицкому, который жил 105 лет. Хозяин был сильным здоровым человеком с большой бородой. Около этого красавца-строения в давние времена проходили гулянья, позже показывали фильмы. Синиковцы, всем миром спасите старину! Того времени, когда был построен дом, больше не будет, и уйдет здание безвозвратно. Как бы хотелось дмитриевцам вернуть дом семейства Романовых, распиленный в конце 70-х просто так! Сейчас мечтаем: и музей бы там обустроили, и комнаты семьи купеческой. А дом Иноки с каждым годом заметно ветшает и разрушается.

Сильные люди

Первого января 1929 г. в деревне Васьково, где стояло 100 домов (в 6 км от Сиников) в крестьянской семье, где уже было пятеро детей – 3 мальчика и две девочки, родилась еще девчушка Манефа. Роды принимала бабушка, она и крестила. Кстати, семья считалась маленькой, ведь в ней было всего лишь 6 детей. В Васьково тогда шесть семей имели по 12 детишек. Если рождался седьмой ребенок, то отцу семейства выдавали по 1000 рублей - огромные по тем временам деньги. И детей называли ласково – «молёные». Вся наша сторонка – моленая…

Пока Манефа поднималась на ножки, на хуторе был организован колхоз «Боевик». Вся жизнь маленьких детей была посвящена труду. Начинала было девочка бегать в школу, но вскоре родители не стали отпускать. В 14 лет Манефа чуть не простилась с жизнью на сплаве леса на реке Кидюге. Перескакивала по лесинам с одного берега на другой, сорвалась и упала в большую воду. Если бы не плыл бунт, тут и погибла бы. А так ухватилась за лесину и кое-как добралась до берега. В редкие вечера собиралась васьковская молодежь в конторе колхоза, которая служила и клубом, и пунктом приема молока от населения. Была в деревне и часовенка, но в конце 30-х ее разобрали и перевезли в Синики.

В Великую Отечественную отца Манефы призвали на фронт. Несколько раз солдат был ранен. Домой пришел на костылях. Особенно беспокоило его раненое ухо. Оно долго гноилось, пока осколочек сам не вышел. Дети вместе с отцом переживали его ранения, и все военные тяготы приняли на себя. «Оборонные» Манефы и ее матери были на лесном фронте – лучковкой нужно было напилить 7 кубометров на человека. Старались выполнять и перевыполнять. За это получали добавочные карточки. На лесном фронте тоже погибали люди. В памяти Манефы Сергеевны отложилась смерть двух женщин из д. Тарасовская – Нины и Анфейки. Их погубило упавшее дерево. На ночь погибших оставили на улице, а назавтра увезли на родину.

Как ни тяжело было работать в лесу с бревнами, вечерами собиралась молодежь в делянках. Манефа «тарарыкала» на гребенке языком перед собравшимися девками и ребятами. Пели песни, частушки, и все о войне:

«У подруги дролю ранило, везут на Вологду.
Говорят, не вылечить: попала пуля в голову».

Или:

«Девушки, война идет, не будьте гордоватые,
Любите и раненых ребят, они не виноватые».

Много трудностей испытала Манефа, когда работала и на запани в Двинском Березнике - ее туда отправили от колхоза. Но и там умела быть веселой, озорной певуньей. Девушку с подружкой и гармонистом уговорили съездить в Архангельск с концертом. В городе пели, плясали, за это получили премию по 25 рублей, да сатина 4 м на платье.

Дома было не до веселья. Надсадившись на тяжелой работе, умерла мать. По 400 сажень она жала серпом зерновые (1 сажень – 3 шага). В поле ее заменила Манефа. А потом всю оставшуюся жизнь до пенсии проработала на скотном дворе в совхозе «Лихачевский», куда были отнесены Синики. И тут снова чуть не погибла. Вырвавшийся из стаи огромный разъяренный бык подбросил на рогах уже немолодую женщину через себя на землю. Вся искалеченная, Манефа Сергеевна два месяца пролежала в больнице. В 1985 г. выехали из Васьково в Синики последние семьи, с ними и Манефа Сергеевна. Закаленная в трудах всей жизнью, сильная духом, родившая семерых детей, Манефа Сергеевна Ипатова – гордость Сиников.

Синицкие

Первый житель поселения носил фамилию Синицкий. Если смотреть архивы, то как эта фамилия только и не звучала – Сенницкой, Сильницкий, Синицкий. В общем, в Синиках и сейчас почти все Синицкие.

Жива деревенька Заречье семьей Виталия Григорьевича и Евгении Григорьевны Синицких, которые посвятили свою жизнь почте. Евгения Григорьевна 35 лет доставляла корреспонденцию из Кидюги в Горюшино, Заречье, на Озеро, находившееся в 4 км вверх по Устье. Виталий начал свою трудовую жизнь тоже почтальоном. Окончив школу в 1946 г., подросток подрядился носить почту на Обиль, что в 15 км от Сиников, проходя в день по 30 км. В холщевой сумке лежали деньги, письма, переводы, выручка из магазина на Обили. Ходил всегда парень с ружьем-пистонкой, которая заряжалась со ствола, как пушка. Но брал ружье не для обороны, а для охоты.

А историй охотничьих много можно рассказать. Ведь Синики – настоящий медвежий угол устьянской тайги. Встречался Виталий с рысью, которую собаки загнали на сосну. Не раз видел медведей. Как-то, идя по лежнёвке, услышал треск: медведь на лапы встал, а потом убежал. В следующий раз увидел, как зверь копается в муравейнике метрах в 30-ти от парня. Виталий громко сказал: «Миша, на задние лапы!» Тот встал, а потом убежал.

Охота – страсть Виталия Григорьевича. Купленое в 1957 году ружье-одностволка 16 калибра, безотказно служило ему более 30 лет. Нет-нет, да и поговорят супруги Синицкие о своей почтовой молодости, да вспомнят о встречах со зверьми в тайге. А какой уют и деревенская красота у них дома! Всюду коврики, покрывала, сшитые своими руками. Евгения Григорьевна подарила в музей нашей библиотеки несколько вышивок 50-х годов, которые используются для экспозиций предметов того времени.

Живет в Синиках и известный на всю округу охотник Николай Петрович Апонасько. Однажды приехав в Синики, он так прикипел душой к пейзажной местности, что снова в Украину на житье не вернулся. Но это уже другая история.

Медвежий угол Устьян – Синики… Когда-то былое бездорожье сыграло и положительную роль. Здесь как будто законсервировались местные обычаи, сохранилась житейская мудрость синиковцев. Деревня Синики живет надеждой на то, что она умеет и может делать, когда-нибудь это да и пригодится.

Татьяна Илясова, с. Дмитриево

5 марта 2016

Комментарии (0)