архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная Краеведение Возвращенное имя

Возвращенное имя

Возвращенное имя

День 1 мая 1937 года был очень теплым. Семеро детей Василия Николаевича и Ольги Ивановны Ипатовых Зорина, Саша, Дина, Гея, Вася, Аркаша, Боря сидели за столом в ожидании вкусного праздничного обеда. Сидели смирно, ведь не каждый день отец был дома. Ради Первомая, как они думали, татька приехал на денечек домой. Недавно его из мастеров по сплаву из Линяковского лесопункта перевели в Бритвинский и назначили начальником центральной запани.

Ипатовы с тремя детьми и домиком переехали в Дмитриево с хутора «У озера» в 1931 году. Здесь родилось еще четверо детей, но нового большого дома так и не успели построить. Поэтому окна, открытые настежь, были невысоко от земли. Только начали обедать, как увидели подошедших к дому двух лошадей и сидящих на них милиционеров. Лошади просунули головы в окна. Полуторагодовалый Боря, сидящий на руках одиннадцатилетней Дины, громко заплакал. Испугавшись, заревели остальные. Приехавшие спросили, живет ли здесь Ипатов Василий Николаевич. Спешились, зашли в избу, громко приказали отцу собраться и следовать за ними. Не дали простится с семьей.

Увезли бывшего секретаря партийной ячейки сначала в Архангельск, потом в Великий Устюг. Ольга Ивановна пешком ходила туда, но встречу с мужем не дали, он лишь письмо написал: «Оля, прошу тебя, береги и учи ребят…». Конечно Василий Николаевич догадывался тогда о причинах ареста. Он даже ждал его: за два дня до 1 Мая был предупрежден. Отец Василия тоже знал и успел спрятать пулеметные ленты, которые привез с фронта Василий Николаевич, воевавший с Павлином Виноградовым против интервентов - англичан в районе г. Шенкурска. А в 1928 году Ипатов совершил очень смелый поступок, который привел его к гибели: бросил партбилет и вышел из коммунистической партии. Бывший ярый коммунист, как сам себя называл раньше, постоянно возмущался, что не за то воевал, чтобы дети еды не видели, что задушили налогами - все сдай государству. Василий Николаевич был отличным специалистом, за это его ценили, но простить выпады в адрес политики государства не могли. Следили, нанимали доносчиков. Незадолго до ареста был такой случай: бригада лесорубов, которой тогда руководил Ипатов, заготовляла на заказ бревна для корабельных мачт. Василий Николаевич забраковал одно большое дерево и велел рабочим распилить его на чурки. Еще тогда за это его хотели отдать под суд. Но все-таки комиссия нашла в бревне изъян - «табачный сук».

Земляк Василий Николаевич из нашей деревни Великая плыл на пароходе до Котласа. Вдруг ему кричат: «Я - Вася Тучин, передай, меня повезли в Коми». 31 августа 1937 года Ипатов Василий Николаевич был осужден Северным краевым судом по статье 58-10 УК РСФСР на 7 лет исправительно - трудовых лагерей.

Это стало началом трагедии для семьи: жена и дети - «враги народа». Семеро детей были оставлены на голодную смерть. Только одно спасло их в тот год – запас картошки, грибов, ягод. И все остальное детство ребятня слышала от мамы: «Идите, работайте, помогайте колхозу, а то и вас заберут». И… молчание. Выполнение любого наряда, задания - беспрекословно.

Дине доставалось. После школы бежала на скотный двор помогать матери. Чистила навоз, поила коров. По 40 ведер воды вычерпывала из глубокого колодца. По воскресеньям девочка выгребала навоз из дворов колхозников. А они на подстилку коровам бросали хвою, навоз получался очень колким. Дине, как дочери врага народа, наряд по вывозке выдавали на самое дальнее поле, у леса, где волки бегали. Поздно вечером она возвращалась с работы измученная, грязная, с исколотыми ножками, но в какой-то мере довольная - заработала трудодень, и мама будет очень рада.

Став старше, Дина все лета проводила на дальних сенокосах у деревни Лущево по речке Кизема. Бригадир будил в 4 утра - надо косить, а с 10 уже гребли ранее скошенную траву. Лапти быстро снашивались, приходилось, бывало, работать и босиком. В зимние каникулы девочка возила это сено уже в Дмитриево.

В сентябре 1941 года, а Дине уже исполнилось 15, ее вместе с другими подростками отправили на ремонт дороги в сторону Сиников. Рубили и вывозили из болотистой местности жердье. Лошади постоянно оседали в болоте, вместе с ними и дети.

При всех огромных трудностях, Дина Ипатова, у которой отец - «враг народа», училась в Дмитриевской школе исключительно на одни пятерки. Рассказывая нынешним детям о военном детстве жителей нашего села, я всегда привожу в пример жизнь этой женщины, показываю «Свидетельство об окончании семилетней школы», где по всем предметам стоит «отлично».

А вот Саша, старший из братьев, был не допущен к выпускным экзаменам как сын «врага народа». Тогда он написал письмо товарищу Сталину. В августе были вызваны из отпуска учителя, и Саша успешно аттестовался. Думается, письмо дальше района не ушло. Поиспугавшись, начальники от образования решили сделать все по-тихому.

Четырнадцатилетний Саша заменил в доме отца: бил зайцев, птиц, ловил рыбу. Охотиться его научил дед. Об этом мне Александр Васильевич рассказывал еще много лет назад.

В клубе висел большой портрет Иосифа Сталина. Балуясь, ребята попали мячиком в него, портрет рухнул. Что тут началось! Все разбежались. На кого свалить? На «врага народа» - Сашку Ипатова. Еле доказали Ипатовы, что в это время парень находился в другом доме.

Ровно 71 год назад, во второй половине августа 1942 года Дину отправили на оборонные работы в Архангельск. А потом сразу же она попала под бомбежку. В бомбоубежищах места всем не хватало, девчонки убегали к болоту, по колено в воде холодной стояли, пока фашистские самолеты не улетят. Помнит Дина Васильевна, как сильно здание АЛТИ бомбили, а там ведь был госпиталь. После налетов немецких самолетов, в ботинках на деревянной подошве, таскала тяжеленные секции батарей с этажа на этаж, дежурила вместе со взрослыми и тушила зажигательные бомбы и вызванные ими пожары. Еле живая от страха и тяжелой работы, Дина появилась в Дмитриево в ноябре месяце.

В феврале 1943 года ее снова отправляют на оборонные, но уже на железную дорогу. Там день и ночь грузила паровозы дровами или выгружала с платформ 3-метровые сырые чурки: такая же голодная и в тех же лаптях.

В это же время ушла на фронт Великой Отечественной старшая сестра Зорина. До самого окончания войны девушка воевала с фашистами. Попал на войну и заменивший в семье отца Александр. Был тяжело ранен от разрыва гранаты, домой вернулся без ноги.

А Дина снова появилась в Дмитриево в мае 1943-го. Трудовая жизнь пострадавшей от политической репрессии девушки в колхозе «Искра» Дмитриевского сельсовета закончилась. Дальше Дина сама захотела выбрать себе счастье в работе - ведь немало натерпелась. Поступила в годичную школу мастеров маслозавода. Успешно ее закончила и стала работать в селе Черевково сначала мастером, а потом директором маслозавода. Приходилось долго трудиться и бухгалтером. Но все равно большую часть жизни посвятила любимой работе - маслоделанию. И столько благодарностей, грамот за работу я ни у кого не видела. Наградные листы начинались со слова «Отличнику…», как и в школе.

Все бури, пронесшиеся над нашей страной, пронеслись и над большой семьей Ипатовых.

Василий Николаевич Ипатов, осужденный на 7 лет лагерей, умер в возрасте 40 лет 30 сентября 1938 года в лагере Коми. Реабилитирован 21 марта 1990 года Президиумом Верховного Суда РСФСР. Лишь через 53 года честному человеку было возвращено его Имя.

Дети его, признанные подвергшимися политической репрессии, реабилитированы в 1995 году. Ольга Ивановна выполнила наказ мужа: «Оля, береги и учи ребят…».

Т. Илясова, с. Дмитриево

 

17 августа 2013

Комментарии (0)