архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная Культура "Белов. Вологда. Россия".

"Белов. Вологда. Россия".

"Белов. Вологда. Россия".

Всероссийские беловские чтения прошли на вологодчине.

«Мы погибнем, когда погибнет деревня», - это ключевая фраза из художественного фильма «Все впереди», снятого по мотивам одноименного романа писателя Василия Белова. Этот фильм в программе Чтений представил в завершение своей творческой встречи известный актер и режиссер, Народный артист России Николай Бурляев, а фраза не уходила из памяти и постоянно напоминала о себе. Когда мы ехали из Вологды на родину Василия Белова в его, ставшую наряду с Верколой Федора Абрамова, широко известной в мире, но ныне не обитаемую деревушку Тимониху, слова писателя подтверждались фактически на каждой версте. По пути то справа, то слева стояло множество малых деревушек, в большинстве своем нежилых, о которых поэт Анатолий Передреев сказал: «Но облик их был и печален, и тёмен, ни света из окон, ни дыма из труб».

Да, тиха и печальна нынче малая родина великого русского писателя. Она обликом своим похожа на всю российскую глубинку, ибо это ее неотъемлемая частица. И поэтому навевает грустные мысли, от которых сжимается сердце и холодеет душа. Так что поминальная лития, проведенная священником отцом Анатолием у могилы Василия Белова, упокоящемся три года назад рядом со своей мамой, солдатской вдовой Анфисой Ивановной, на запущенном сельском погосте вблизи восстановленной на личные средства своего именитого земляка Сухотско-Николевской церкви, прошла в напряженном молчании. Растревоженные холодным осенним северным ветром беспокойно шелестели не опавшие сморщенные листья на ветках дуба, что скорбно склоняет крону над могилами Белова и его мамы. То ли они хотят рассказать что-то пока неизвестное, то ли просто убаюкивают своим тихим шелестом тех, над кем возвышаясь пока еще живут. Каждый из нас, слушая этот тихий шелест, стоял и думал о своем. Но событие это, как и посещение беловского дома, было потом, в завершающий день Чтений.

День первый

А начинались они с торжественного открытия в Театре юного зрителя, с награждения школьников–победителей творческих литературных работ по произведениям великого русского писателя и вручения общеобразовательной средней школе №21 города Вологды свидетельства о присвоении ей имени Василия Белова. Затем, после первой части пленарного заседания - «Целостный мир Белова в контексте современной культуры» - состоялось торжественное открытие музея-квартиры Василия Ивановича Белова по адресу: улица Октябрьская, дом 10.

Скромная трехкомнатная квартира, в которой жил писатель с женой Ольгой Сергеевной и дочерью Анной, отныне стала очень важной составляющей культуры не столько вологодчины, но и всей нашей страны. Сюда непременно будут приходить поклонники творчества писателя, ученые литературоведы и писатели из России. Творчество Василия Белова известно во всем мире, поэтому уже сегодня можно спрогнозировать большую посещаемость его музея-квартиры. Именно здесь в рабочем кабинете были написаны все основные литературные произведения Василия Белова. Поэтому так важно узнать и увидеть, в каких условиях работал писатель, какой была окружающая его повседневная обстановка.

Председатель Вологодского отделения Союза писателей России Михаил Карачев представил альманах «Литературная Вологда-2015», в котором опубликованы биографические данные и произведения современных писателей, живущих и работающих в Вологде. В будущем 2016 году у вологжан грядут два очень знаменательных и важных литературных события: 80-летие выдающегося русского поэта Николая Рубцова и 55 лет писательской организации. Подготовка к ним идет уже сегодня. И об этом тоже говорили, выступая на презентации альманаха, видные русские писатели - главный редактор журнала «Наш современник» Станислав Куняев и секретарь правления Союза писателей России Владимир Крупин.

А завершился первый день Чтений литературно-музыкальным вечером, посвященным творчеству Василия Ивановича Белова.

День второй

Большая группа участников Чтений с утра отправилась в Вологодскую слободу, в Дом Петрушки, где была представлена интерактивно-фольклорная программа «С Беловым по «Ладу». А в областном театре кукол «Теремок» состоялся показ спектакля «Мишук», поставленного по произведениям Василия Белова.

Интересных мероприятий в программе Чтений было много, но побывать на всех оказалось физически невозможно, поэтому приходилось выбирать, что важнее и ближе. Если филологи и литературоведы, музейные работники, преподаватели, известные ученые из Москвы, Мурманска, Северодвинска, Костромы, Перми, Сыктывкара, Ярославля работали по своим творческим секциям, представляя научные доклады, в большинстве своем очень глубоко проработанные и основательно подготовленные, то писатели, пусть их и было не так много, больше тяготели непосредственно к литературно-художественным встречам.

Я оказался в группе участников Чтений, которые отправились в Центр культуры «Красный угол», где должна была открыться художественная выставка московского живописца, Заслуженного художника Российской Федерации Александра Алмазова «Портреты российских писателей». Александр Валерьевич, с которым мы познакомились накануне, предложил мне не только принять участие в церемонии открытия его выставки, но и выступить с приветствием. Я сделал это с большим удовольствием, поскольку меня не просто удивили, а буквально поразили мастерски выполненные большие портреты значительной группы наиболее знаменитых русских писателей.

У нас как-то принято постоянно называть имена двух – трех знаменитых современных русских художников-портретистов, а, оказывается, есть и другие, не менее талантливые творцы. И вот судьба предоставила мне возможность познакомиться с творчеством одного из тех мастеров кисти, о ком публике, особенно в российской глубинке, мало что известно. Талантливо выполненные портреты Ольги Фокиной, Василия Белова, Николая Рубцова, Владимира Крупина, Сергея Алексеева, Станислава Куняева, Владимира Личутина, Валерия Ганичева, Александра Проханова и других авторов производят очень сильное впечатление. Художнику удалось передать не столько внешнее сходство, сколько внутренний мир, работу мысли наших современников. Это просто здорово!

Не без волнения вглядывалась в портреты Василия Белова его вдова Ольга Сергеевна Белова, узнавая знакомые черты близкого, дорогого и любимого человека. А потом предложила нам сфотографироваться так, чтобы в кадре обязательно оказался и облик Василия Белова. Что мы и сделали с удовольствием.

Я поблагодарил художника за его замечательные работы и предложил написать портрет нашего видного русского поэта из Каргополя Александра Логинова. Александр Валерьевич заинтересовался этим и высказал желание по мере возможности встретится с поэтом.

Писателям всегда важно общение со своими читателями. Как известно, это своеобразная проверка того, как читатели воспринимают их творчество, как относятся к тем или иным произведениям. Так что творческая встреча «Писатели в гостях у вологжан» в Вологодском государственном университете имела для нас очень важное значение. Студенты, будущие филологи, с заметным интересом воспринимали каждое выступление. А моя поэтическая книга «Русское родство» просто пошла по рядам, передавали ее из рук в руки.

Несмотря на то, что на творческую встречу с Президентом Международного форума «Золотой витязь», Народным артистом России Николаем Бурляевым пройти в большой зал Вологодской областной филармонии имени Валерия Гаврилина можно было только по приглашениям, он оказался заполнен до отказа.

Перед тем как Николай Петрович вышел на сцену для общения с аудиторий, на экране были показаны фрагменты фильмов с его участием в качестве актера и режиссера. Это, прежде всего, «Иваново детство», «Военно-полевой роман», «Лермонтов» и другие.

После рассказа о своем творческом пути в кинематографе и о сегодняшнем состоянии этой важнейшей сферы искусства, Бурляев охотно и подробно ответил на вопросы из зала.

Задал несколько вопросов ему и я. В частности, спросил, как он относится к пересьемке фильмов, ставших уже не только российской, но и мировой классикой?

- Скажу прямо, я отношусь к этому с отвращением. Потому что новые трактовки, новые версии никогда не смогут превзойти того, что уже сделано выдающимися мастерами - как режиссерами, так и актерами. Я вообще не понимаю, зачем это делается? И для чего? – ответил мастер.

Также Николай Бурляев торжественно вручил Инге Никитиной, дочери поэта Ольги Фокиной (сама она по ряду причин не смогла прийти в филармонию), статуэтку «Золотого витязя» и Диплом за ее огромный вклад в русскую литературу.

А потом все с нескрываемым интересом смотрели фильм «Все впереди». В нем снимались Владимир Гостюхин, Татьяна Петрова, Борис Невзоров, Аристарх Ливанов… Судьба у этого фильма оказалась очень трудной, большинство россиян его пока так и не увидели. Слишком сильным оказалось противостояние тех, кто не хочет, чтобы правдивая проза Василия Белова была показана на экране.

День третий.

Для всех нас главным событием заключительного дня Чтений, несомненно, стала поездка на родину Василия Ивановича Белова в Харовский район в день его рождения. И хотя расстояние до места назначения немалое - почти двести километров, желающих побывать там оказалось довольно много.

Миновав город Сокол, пересекаем реку Сухону и вскоре въезжаем в город Харовск, где нас радушно встречают работники районной библиотеки. На столах чай, кофе и самая разнообразная выпечка. Рядом со мной за столом оказывается аспирантка Пекинского университета Вэнь Я, приехавшая в Россию собирать материал для своей диссертации о поэтике Николая Рубцова. Симпатичная, стройная, скромная и застенчивая. Из представленных на столе пирожков, шанежек и другой всевозможной вкусной выпечки предлагаю ей шанежки с брусникой. Она сначала не очень понимает, что это такое. Как могу, объясняю, и вскоре китаянка уже с удовольствием употребляет наше северное лакомство.

Приятно было в библиотеке, носящей имя Василия Белова, в отдельной комнате осмотреть мемориально-музейную экспозицию, посвященную его жизни и творчеству. Мы предложили руководству библиотечной системы сделать эту экспозицию постоянно действующей, предложение было поддержано.

Благодарим харовских библиотекарей за гостеприимство и едем дальше. Состояние грунтовой дороги таково, что наш большой автобус резко сбавляет скорость, и мы настраиваемся на непростое двухчасовое путешествие до Тимонихи. И вот, слева от дороги, видим на берегу реки Кубены деревню Сибла. Именно здесь в добротном доме, ежегодно с ранней весны и до поздней осени в течение полутора лет своей жизни на Вологодчине проживал и работал над новыми произведениями еще один великий русский писатель Виктор Петрович Астафьев. И хотя сегодня у дома уже другие хозяева, на стене его бережно сохраняется мемориальная доска, посвященная Виктору Астафьеву.

Мне лично это все было уже знакомо, поскольку накануне я получил в подарок от своего товарища, талантливого вологодского писателя Дмитрия Ермакова, его недавно вышедшую в свет книгу рассказов и очерков «Поездка в Сиблу» с автографом автора. В ней есть и очерк о Сибле.

Вдоль дороги почти повсеместно те же необрабатываемые поля, что и по всей сельской России, опустевшие, зарастающие лесом деревушки с разваливающимися, когда-то добротными крепкими избами. Редко где увидишь одиночный более-менее ухоженный дом, который обитаем только в летнюю пору. Наконец подъезжаем к кусту нескольких совсем крохотных деревенек. Интересно, но одна из только что оставшихся позади так и называется - Деревенька. Это и есть малая родина Василия Ивановича Белова. 

Тут же неподалеку протекает небольшая речка Кизьма. Сразу заострилось внимание на созвучии Кизьма и Кизема у нас на Устье. Нет ли тут какого-то родства?

После посещения кладбища и сельского храма, направляемся к дому писателя. Трудно передать, с каким волнением переступаю я порог этого высокого дома, где столько лет жил и работал в летнюю пору классик не только российской, но и мировой литературы.

Обстановка внутри обычная деревенская. Дом состоит из двух больших комнат, между которыми русская печь и кухня. В первой комнате на стене портреты родителей писателя. В другой - огромный полированный стол, на стене большая икона и портрет Василия Ивановича. И как тут не волноваться, если здесь в этом самом доме бывали и за этим столом сиживали Федор Абрамов, Василий Шукшин, Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Николай Рубцов, Александр Яшин… Список выдающихся писателей, поэтов и деятелей культуры, посещавших здесь Василия Белова, можно продолжать.

Экскурсию по дому проводит вдова писателя Ольга Сергеевна. Она отвечает на многочисленные вопросы, показывает все помещения… Опять же, не без волнения, поднимаюсь в мезонин, где Василий Иванович оборудовал свой рабочий кабинет и где работал над новыми книгами. Все просто, даже очень, ничего лишнего. Смотрю в окно и словно его глазами вижу окрестности Тимонихи: от большой подковы озера и далее, которую забыть теперь уже не смогу никогда. Она навсегда будет в моем сердце рядом с абрамовской Верколой, фокинской Артемьевской, рубцовской Николой…. В жизни было у меня две непродолжительных встречи с Василием Беловым, краткие разговоры, и хранится как память о том одна из его книг с автографом. Поэтому для меня побывать в Тимонихе было очень важно.

Это из этих отдаленных, впервые увиденных мной и в тоже время невероятно знакомых мест, вышли в большой мир здешние жители-герои Белова. Дед Никита Рогов – не строители той самой мельницы, чей жернов лежит у входа в родительский дом Белова? Павел Рогов, Олёша Смолин и, конечно же, потрясающе великолепный в своей неповторимой оригинальности и самобытности Иван Африканович Дрынов. Как и десятки других литературных, а по сути подлинных героев, кому теперь вечно быть и жить на страницах беловских книг.

Оказавшись на улице, наблюдаю, как Вэнь Я с удивлением рассматривает окрестности. Явно не такой предполагала она увидеть малую родину великого русского писателя. Чуть позже, уже в деревне Азла, административном центре поселения, в Доме культуры спрашиваю ее об этом. И она, пытаясь по-русски выразить свое впечатление от увиденного, негромко говорит, что надеялась увидеть большое село, где много людей, где идет жизнь. Чтобы сгладить впечатление и настроить нашу китайскую гостью на позитив, за столом во время обеда предлагаю ей попробовать пареную репу. Она не понимает, что это такое. Кратко знакомлю со сказками«Репка» и «Вершки и корешки». Коллеги - писатели Михаил Карачев, Роберт Балакшин и доктор филологии из института мировой литературы Сергей Небольсин - шутливо иронизируют над моими попытками. Как бы то ни было, Вэнь Я все же пареную северную репу попробовала. Как впервые в жизни попробовала еще и кое-что для сугрева и для аппетита. Судя по всему, ей наш национальный напиток не пришелся по вкусу.

Там, на родине Василия Ивановича Белова, и состоялось закрытие Всероссийских беловских чтений.

Олег Борисов

14 ноября 2015

Комментарии (0)