архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная Культура История деревень Едьмы

История деревень Едьмы

  Из анализа собранных сведений следует, что самой древней деревней Едемской окрестности является Зыково, расположенная на левом берегу реки Устьи. Об этом свидетельствуют:

  - удобное место расположения – на полуострове, обтекаемом в древние времена с трех сторон рекой Устьей и речкой Кочкургой. Это открывало благоприятные для первопоселенцев возможности для занятия рыболовством;

  - но еще большие удобства для проживания создавало наличие в этой местности равнинной плодородной земли, открывающей благоприятные возможности для занятия земледелием;

  - сохранение населением деревни древней легенды о проживании вблизи ее в период прихода наших предков чудского племени.

Легенда гласит:  

  - А раньше здесь жили чуди-люди. Чудные были люди. Ходили они в звериных шкурах, с каменными топориками. Когда пришли сюда наши предки, сильно забоялись чуди наших людей, стали прятаться чуди от людей.

  Не как стало чудям жить. И вот собрались все чуди, и на Косой дороге, что идет в деревню Рязань, выкопали большую землянку. Поставили внутри землянки столбики, сделали крышу из бревен. На крышу наносили большую груду камней. Много дней они носили, все участвовали: и старые и малые. Много камней наносили. А потом забрались все чуди в эту землянку: мужчины, женщины, дети, все до единого. Каменными топориками подрубили они изнутри столбики землянки, крыша с каменьями рухнула, и всех их там задавило. Там они теперь и лежат. Чудные были люди!

  Анализ легенды показывает, что чуди-люди еще до прихода наших предков занимались земледелием. Это и послужило причиной их добровольного «ухода в землю». На них было совершено разбойное нападение пришлых людей, проплывающих по реке Устье. Разбойные люди захватили у чудей все запасы хлеба. Чудям не как стало жить. Они могли бы уйти в глубь леса и попытаться выжить, ведь это были природные охотники, с каменными топорами нигде не расставались. Но эти гордые, свободолюбивые люди ни шагу не отступили перед пришельцами со своей родной земли. Они предпочли навеки остаться в ней. Так сильно любили они свою землю, свою Устью. Наши предки, новгородцы, ценившие более всего в человеке достоинство, так были поражены достоинством чудского населения, что на протяжении многих столетий бережно передавали эту легенду из поколения в поколение. Потомки двух гордых народов: смешанного славяно-чудского населения проживают теперь на Устье.

  Самое первое письменное свидетельство о деревнях Едемской окрестности относится к 1635 году. В этом году в Устьянские волости для переписи дворов были прикомандированы дворянин Дмитрий Овцын и подъячий И. Окатов. Перепись происходила со многими нарушениями, связанными со своевольством переписчиков. При приезде в деревни переписчики требовали для себя обильного угощения и варки пива, налагали необоснованные налоги на население. Это вызывало большое недовольство жителей Устьи. Были переписаны волости: Шангальская, Соденгская, Ростовская, Чадромская, Пежемская, Чушевицкая. Крестьяне Никольской, Волюжской, Введенской и Дмитриевской волостей отказались пустить переписчиков в свои волости. Это произошло, главным образом, потому, что на пути продвижения отряда Овцына в эти волости встали крестьяне Никольского погоста. В 1636 г. дворянин Овцын нашел против Никольского погоста за рекою Устьею, в деревне Щепинской поставленный острог с проделанными в нем бойницами. В бойницах расположились, как доносил Овцын, «многие мужики с копьи и с рогатины, и со всяким боем». Овцын не смог взять или не посмел атаковать эту крепость и при виде такого же решительного настроя населения верхних волостей свернул перепись. В результате перепись остановилась в начале Никольской волости, в деревне Едьма, не доезжая 10 км до с. Никольского. В то время она называлась Едомской. В переписной книге 1635-1636 гг. половина деревни Едомской значится в Никольской волости, а «другая тое деревни половина в Шангальской сошке» (волости). В переписной книге 1635-1636 гг. Овцын запишет: «Судейки, старосты и целовальники и все крестьяне тех сошек заворовали, государеву указу не послушали, дворов своих переписать не дали и о том писано ко государю». По терминологии того времени «ворами» считались все, кто не подчинялся властям. В 1640 году перепись в тех волостях, где была произведена, упразднена и произведена снова во всех Устьянских волостях (1 - М. Богословский. Земское самоуправление на Русском Севере в XVII веке, 1909).

  Данное известие позволяет предположить также о том, что деревня Едьма основана потомками новгородского посадника Василия Своеземцева, который в 1315 году купил у чудских князьков на Ваге Азики Харачища, Ровда и Игнатца земли Шенкурского погоста за 2000 белок. Фамилия важских бояр Своеземцевых в течение столетий трансформировалась в фамилию Едомских, а затем Едемских, от которых и получала соответствующие названия деревня Едьма. Фамилия Едомских возникла в XV веке. Следовательно, деревня Едьма могла быть образована в XV веке.  

Второе письменное свидетельство относится к 1692 году. В «Переписной книге часовен в Важском уезде и в Устьянских сохах 1692 года» приведены деревни Зыково, Едьма и Дудино, в которых жителями были уже построены часовни. В деревне Зыково, называвшейся Зыковской, стояла часовня, построенная 7 лет назад, во имя святаго великомученика Георгия (Георгия Победоносца). В деревне находилось 8 дворов. В деревне Едемской стояла построенная 15 лет назад часовня во имя святых преподобных отец Зосимы и Саватии Соловецких чюдотворцев. В деревне было 10 дворов. Обе часовни были построены «ради от скотиннаго падежу». В деревне Дудинской стояла часовня во имя святых мученик Флора и Лавра. Построена «в давных годех деды нашими, а по какому случаю строили ея, про то мы не знаем». Живущих крестьян у той часовни восемь дворов (2 - Сборник «Устьянская земля», п. Октябрьский, 2009).

  К этому же году относится второй исторический документ. Это – «Дело об отказе крестьян Устьянских волостей выполнять ямскую повинность и об оказании вооруженного сопротивления тотемскому воеводе Федору Ивановичу Бакину». В 1692 году в Чадромскую волость прибыл указанный воевода с приказом выставить от каждой волости ямщиков в Тотьму. Крестьяне были возмущены несправедливым требованием, и собравшись со всех волостей «многолюдством и скопом и заговором с ружьем, с пищальми, и с луками, и з саблями, и з бердышами, и з рогатинами, и з копьи железными, и з дубьем» побили воеводских людей. Сам воевода едва убежал, едва не настигнутый в лесу устьянцами. В ходе вооруженного сопротивления погибли 13 устьянских жителей. Среди них был – «Данила Никифоров сын Мамонов, крестьянин деревни Зыковской, имел сыновей Карпа, Козьму и Филата». Сам воевода Федор Бакин за вышеупомянутое учинение был выслан в Устюг. Такими были наши свободолюбивые предки.

  Следующее письменное известие относится к 1773 году. Им является акт Дмитриевской волостной земской избы «Дело о увозе девици Никольской волости». В документе приводится явочное известие крестьянина деревни Едомской (Едьма) Емельяна Буторина о воровском увозе 31 января 1773 года Василием Паршиным, проживающем в деревне Прилуки, его сестры Анисьи. Он просит соцкого Дмитриевской волости Потапа Синицких Василия Паршина «сыскать, и по сыску допросить: чего ради оной Василей к нам отак воровски ездил и помянутую сестру мою Анисью с вышеписанными воровскими нашими пожитками и деньгами увез?». Здесь речь идет о воровстве невесты женихом. И такое бывало на нашей Устье.

  Но какой же численный состав имело население этих деревень? На этот вопрос отвечают пока только имеющиеся сведения из ревизской сказки (переписи населения) 1858 года, в части деревни Зыково. В Зыково в этот период проживали 66 мужчин и 83 женщины. Жители деревни имели следующие фамилии: Порошины, Тарбаевы, Мамоновы (в частности, Мамонов Ириней 21 году отдан в рекруты), Филимоновы, Шестаковы, Пеньевские, Шанины, Ожиген Осип Павлович умер 80 лет от роду.  

   Характерно, что население Устьянских волостей со времен Петра I призывалось на службу не только в сухопутные войска, но и на флот. Об этом свидетельствуют, пока еще не изданные в полном объеме Акты Дмитриевской волостной земской избы. А в 1889 году возвратился в Зыкову Шанин Михаил Савельевич, дед Розы Шаниной, много лет служивший матросом на Черноморском флоте. О Шанине Михаиле и его легендарных потомках рассказывает разрабатываемый в настоящее время в Едемской школе исторический очерк.

  В 1859 году из Дмитриевщины приходит в Зыкову Федор Рудаков, который выходит в животы к зыковской вдове. Федор начинает заниматься предпринимательской деятельностью, строит на Кочкурге знаменитую Рудаковскую мельницу. У них рождается сын Михаил, ставший самым блестящим предпринимателем в истории Устьи. Он, например, привел первый пароход по реке Устье из Архангельска. Имел связи с английским банком, но «англичане-мазурики во время революции обманули». О семье и деятельности знаменитых предпринимателей Рудаковых, потомки которых и теперь проживают в Едьме, рассказывает статья «Рудаковы» (3 - Газета «Устьянские вести», 14.01-03.02.12), дополняемая в настоящее время учениками школы новыми сведениями.

  В 1889 году в деревне Едьма открывается школа. Это была самая первая школа грамоты на Устье (4 – «Заволочье. Устьянская земля». Материалы чтений памяти М.И. Романова, п. Октябрьский, 2012). Характерно, что в то далекое время государство выделило средства для открытия школы ради 33 учеников. В настоящее время в нашей школе, которой мы все гордимся и любим, обучается 50 учащихся.

  О чертах характера зыковских жителей начала XX века можно судить из следующих строк нашего выдающегося историка-краеведа, фольклориста М.И. Романова. В своей автобиографической повести «Казарма и тюрьма» он так описывает этап осужденных, следовавший из Вельска в Вологду в 1908 году:

  - Этап состоял, главным образом, из крестьян, осужденных за убийства в драках, отправляемых в арестантские роты. Был один солдат. Человек пять были из Устьянской деревни Зыково Никольской волости. Все народ добродушный, безобидный в трезвом состоянии. Только хмельной угар да традиции праздничных драк толкнули их в это положение (2).

  На Зыковской девушке был женат родной брат М.И. Романова Александр.

  Добродушные, безобидные юноши Зыковы отважно воевали в годы Первой мировой войны. В память об этой войне стоит посреди деревни высокая лиственница. Ее посадил в 1918 году вернувшийся с войны, раненый в рот Пеньевской Асекрит Егорович. Сосед его Порошин Иван Михайлович, на этой войне, проявив смекалку и мужество, без противогаза, вышел живым из газовой атаки немцев. Был в составе революционного отряда, посланного во время штурма Зимнего задержать Керенского. Прошел три войны. Участник Великой Отечественной войны. Третий зыковский юноша Тарбаев Василий Андреевич стал трижды Георгиевским кавалером. Царские генералы и офицеры первыми отдавали ему воинскую честь. О данных героях рассказывает статья В.П. Мамонова «Устьянский характер» (5 - Газета «Устьянский край», 19-24.06.2004).

  Из семьи Александра Рудакова, второй ветви зыковских Рудаковых вышла знаменитая Усачева (Рудакова) Евдокия Александровна (1888-1962) - жена Ивана Федоровича Усачева (1885-1915), д. Будрино. В 20-х годах мать – одиночка Евдокия Александровна была активной коммунаркой. Евдокия, одна из первых в Никольской волости вступила в организацию «сочувствующих партии коммунистов», а потом в Российскую коммунистическую партию (большевиков) – РКП(б). В 1920-х годах была избрана председателем Прилукского сельского совета, а в 1926 году – делегатом на Вологодский губернский съезд РКП(б).

  В начальный период проведения в деревне массовой коллективизации (1928-1930 гг.) районные партийные, советские органы требовали принятия на местах решительных мер по массовому вступлению крестьян в колхоз, по выявлению и выселению кулацких элементов. Зная на своем опыте, каким трудом достигается крестьянское «благополучие», и психологию сельских жителей, Евдокия Александровна, с одной стороны, не допускала массового раскулачивания крестьян, достаток которых получен семейным трудом, а с другой – не принимала насильственных мер по их вступлению в колхозы. Поэтому в деревнях Прилукского сельсовета требуемые показатели были одними из самых низких в Устьянском районе.

  За отказ выполнения местных директив Евдокия Александровна в августе 1929 года была арестована, а в феврале 1930 года освобождена после публикации статьи И.В. Сталина «Головокружение от успехов», в которой обсуждались перегибы на местах при проведении коллективизации в деревне. Получив такой урок, Е.А. Усачева заявила, что партия, которая не защищает своих членов, ей не нужна. Так закончилась общественная деятельность одной из первых в Устьянском районе советской активистки Евдокии Александровны Усачевой. Несмотря на все невзгоды, Е.А. Усачева до конца жизни сохранила высокое чувство справедливости и собственного достоинства (6 - П.А. Усачев. История Устьянского края и рода Усачевых», Вологда, 2010).

 Активистом иного склада являлся Егор Михайлович Шанин. В 1919 году пять хозяйств из деревни Зыково создали первую в Вельском уезде Богдановскую коммуну. Организатором создания коммуны был Егор Михайлович. История деятельности коммуны изложена в историческом сборнике «Устьянская земля». В дальнейшем он становится главным организатором революционных преобразований в Едемской округе. Это был сильный, волевой, целеустремленный человек. По словам Марата Шанина, «его отец предан был партии и правительству до солнечного затмения или до Полярного сияния». Население прозвало его «Папень» от слова «папа». Его неукоснительное исполнение решений и указаний властей не раз приводило к резкому обострению взаимоотношений с односельчанами.

  В марте 1921 года едва ли не по всем волостям Вельского уезда, в том числе и по Никольской и Бестужевской волостям, стремительно вихрем пронёсся массовый крестьянский бунт. Поводом для народного выступления послужили чрезвычайно жёсткие меры Вельского райпродкома по вывозу в больших объёмах хлеба по заданиям продразвёрстки. Предыдущий голодный год 1920 не дал возможности даже крепким хозяйствам в полной мере запастись зерном, поэтому к весеннему севу его немногочисленные запасы в деревнях особенно берегли. Егор Шанин хорошо организовал проведение продразверстки в округе и вызвал неприязнь односельчан. Зыковцы ворвались к нему в дом, вытащили его на улицу и хотели посадить на кол. Но передумали и отвезли в село Никольское, где находились под арестом другие схваченные активисты. Прибывшая Вельская караульная рота под командованием М. Ушакова в количестве 55 человек освободила заключенных и жестоко подавила восставших.

  С тех пор зыковцы ощутили на себе надвигающееся дыхание коммуны. В 1925 году из Зыковы привлекаются в Богдановскую коммуну 15 хозяйств. От них потребовали отдать в коммуну свои жилые и хозяйственные строения. Хозяйства отказались и самовольно вышли из коммуны. Чтобы не оказаться насильственно в коммуне, в 1926 году самые зажиточные жители деревни, в том числе и родители жены Егора Шанина Овсянниковы, имевшие водяную мельницу на Кочкурге, покидают Зыкову и строят в глухом лесу деревню Березовку. История деревни Березовки учениками Едемской школы разрабатывается.

  В 1932 году в состав Богдановской коммуны полностью включена вся деревня Зыкова и половина деревни Дудино. Однако, вследствие насильственного вовлечения жителей в коммуну она в 1934 году полностью развалилась. Зыковцы оказались невольными «виновниками» развала коммуны, детища, которому Егор Шанин отдал 14 лет. Вместо нее в Зыкове образуется сельхозартель. Надо строить телятник и конюшню. Строевого леса рядом у деревни было предостаточно. Но принимается необъяснимое с точки зрения рационального хозяйствования решение – для их постройки разбираются зимние дома жителей деревни со скотными дворами. В результате для содержания отобранных от жителей лошадей и телят были построены добротные строения из домов жителей, а сами жители деревни оказались выселенными жить в непригодные для проживания зимой летние избы или маленькие избушки. «В такой летней избе и я после войны родился и вырос, испытал в детстве на себе все прелести проживания в такой холодине. Зимы тогда были не те, что сейчас, длительные и суровые» - рассказывает житель деревни Зыково Мамонов В.П. Его дом со следами спешных, кое-как сделанных отпилов скотнего двора и зимовки, сохраняется до сих пор в деревне Зыково.

  Такая же участь постигла и деревню Березовку. На конюшню и другие строения леса рядом было вдоволь. Но добротно построенные зимние избы жителей разбираются на постройку не конюшни, а скотного двора. Жители деревни также оказываются выброшенными в непригодные для проживания зимой строения.

  И тем не менее, мог ли Егор Шанин быть инициатором таких действий? По словам Марата Шанина, его отец, ценивший в людях в числе первейших человеческих качеств честность, не мог принять такого решения, не мог так поступить со своими односельчанами. Такое решение, по-видимому, было принято свыше по глупости или специально, с целью компрометации деятельности Советской власти. На справедливость утверждения Марата, в частности, указывает и то, что Егор не раз ограждал своих односельчан от необоснованных арестов, в частности, и в отношении бывшего предпринимателя Михаила Рудакова.

  О характере зыковцев-березовцев свидетельствует такой эпизод. Шел однажды молодой парень из Березовки один по лесу и повстречался с медведицей. Та неожиданно схватила его в свои объятья и повалила на мох. Парень не растерялся. Видя над собой такую могучую даму, не стал сопротивляться, притворился мертвым. Лежит, не шевелится. Медведица наклонилась к нему, нюхает. Парень затаил дыхание. Тогда медведица взяла и плюнула ему в лицо, затем отпрянула, подождала, наклонилась, понюхала и снова плюнула, и стала закидывать его мохом. Наклонится, снова послушает, а парень в это время не дышит, поплюет на него и продолжает закидывать мохом. Хитрая оказалась медведица, долго она его так мурыжила. Отойдет недалеко, постоит и снова подойдет, понюхает. Наконец не стало слышно ее, а парень еще долго лежал, испытывая медведицу, то ли она его? А затем потихоньку поднялся и ушел. Это был Порошин Егор Наумович, ставший затем председателем колхоза в деревне Березовка. Вот такие сильные духом люди проживали в этой деревне. Жители деревни Березовки и потомки их проживают в настоящее время в деревне Едьма и других населенных пунктах Устьянского района.

  В Березовке проживал Овсянников Василий Алексеевич, брат жены Егора Шанина. По словам Марата Егоровича, сына Егора, – он был замечательный человек, председатель колхоза в д. Березовка. Жуткий курильщик самосада. Марина (жена) насушила его (рос в огороде), положила в котомку. А на фронте «у Васьки» не было газеты на цигарку. Поднял две немецких листовки и … стал перед строем. Доноситель, свой из местных. Его потом на болоте бойцы хорошо поколотили. Вернулся с войны хромой, недолго пожил и умер. В семье Василия, в Березовке жила тетя Матрена, ходила на табуретке. Няньчила детей, шила на машинке «Зингер» скрюченными руками. Не разрешили выйти замуж за любимого человека – парализовало. Когда высылали всю семью расстрелянного Василия в г. Сывтывкар, наша мама Овсянникова Анна Алексеевна (Шанина) бегала за сотрудниками НКВД, умоляла оставить инвалида первой группы Овсянникову Матрену жить у нас дома, в семье. Мы бы на приусадебном участке, да в колхозе – прокормились. Зачем обездвиженную женщину – врага народа, вывозить из Устьянского района в Сывтывкар? Нет – занесли в вагон. Отца не было дома, когда осуществлялась стремительная, как на войне, операция «Сывтывкар». Кажется, он был в это время парторгом обкома ВКП(б) в Солицком механизированном лесопункте и не знал об этом.

  3 апреля 1924 года в семье Егора родилась Роза Шанина, будущий знаменитый снайпер, кавалер двух орденов Славы.

  - Уж я-то точно помню, что Роза-то Шанина родилась в Зыкове, - вспоминали зыковцы.

  О жизни и боевой деятельности Розы Шаниной рассказывают собираемые с 1961 года учениками Едемской школы материалы, хранящиеся в школьном музее. На примере жизни и боевой деятельности Розы Егоровны Шаниной воспиталось не одно поколение учеников. В 2011 году МУК «Устьянский краеведческий музей», издал сборник о Розе «Она завещала нам песни и росы». Основу материалов сборника составляет найденный через 65 лет фронтовой дневник Розы Шаниной и материалы, собранные учениками школы.

  В середине 30-х годов в Зыкове произошло примечательное событие, которое ярко запечатлелось в памяти Едемского населения. Пролетал над Устьей первый самолет (прародитель кукурузника). Население самолета до этого не видывало. В кабине сидел летчик, родом с Большого Пенья. Не выдержала душа молодого парня. Как не показаться при таком-то невиданном «параде» перед односельчанами. Негде самолет посадить. Он взял, да на свой страх и риск посадил самолет на более, менее подходящем заливном лугу Лопате, под деревней Зыково. Но длина Лопаты оказалась недостаточной. Самолет в конце нее, у речки Кочкурги, свалился в кусты. Вся округа из деревень и хуторов, взрослые и дети, бежали, как угорелые, с правого и левого берегов Устьи, чтобы посмотреть на самолет и подержаться за его крылья. А мама пилота (их было двое) с Большого Пенья принесла сыну гостинец – полевушки и вареные яйца. Люди катили самолет назад, к деревне Зыково, развернули его в сторону Майдана, речки Кочкурги, чтобы хватило длины Лопаты для разбега и взлета чудо – самолета.

  Это только небольшая часть богатейшей событиями истории деревень Едьмы и нашего Устьянского края в целом. Работа над историей деревень продолжается.  

Корелина Ирина, ученица 8 класса Едемской основной школы
17 ноября 2012

Комментарии (12)

Гость - наталия Николаевна 15.09.2013 в 20:30

статья Ирины понравилась мне. Только надо указать сноску: откуда записала легенду: от М.И.Романова?
Прошу ответить Ирину:1)В кусте Едьма только Зыкова, Дудино и Берёзовка деревни были? Или ещё какие-то на 1930-е годы?
2)Дер. Большое Пенье где была? и есть ли сейчас?
для сведения: По М.М. Пришвину:Едома - избушка на конце охотничьего путика, где оставляли запасы, отдыхали, кушали; затем шли обратно.
Заранее благодарю за ответ. Наталья Николаевна.
Мой е-майл: zelemotkina.n@yandex.ru 15.09.2013г.

Истомин А.А. 11.02.2014 в 10:44

Наталье Николаевне: Легенда, судя по всему, от местного краеведа В.П. Мамонова, ему рассказала его бабушка. На 1930-е гг., конечно, было значительно больше деревень. Например, была Боталиха, недалеко от Едьмы, где жила семья прадедушки. Большое Пенье существует (справа от автомобильного моста через Устью, если ехать от Шангал в Строевское). Был репортаж по Поморью несколько лет назад, что оставалась на зиму только одна местная жительница.

Константин 20.03.2014 в 17:00

Буду благодарен за любую информацию о жизни Розы Шаниной. Эта девушка-герой не забыта, о ней знают и интересуются в Нижнем Новгороде. abkv12rus@rambler.ru

Гость 21.05.2014 в 03:07

Буду благодарен об исторических изысканиях и публикации о семье Момоновых моего деда Александра Ивановича.
Он прошел всю войну, был ранен и вернулся живым.
Но женился в Ростове на Дону.
Уже умер.

Максим 24.12.2014 в 14:47

Ирина,благодарю за данную публикацию.Это родина мамы Пеньевская Елизавета Петровна.В детстве был в д.Едьма на каникулах,очень понравилось .Если что то добавите,с радостью почитаю.

Гость 27.08.2015 в 16:04

истомину А.А

Гость 03.04.2017 в 15:02

Одно огорчает - много ошибок в склонениях (ЗыковА, ЗыковУ), хотя название деревни ЗыковО не склонаяется (в Зыково, из Зыково, до Зыково и тд.)

Гость 03.04.2017 в 15:06

И ещё - СыКтывкар улыбка

Светлана 09.12.2017 в 21:20

Доброго времени суток, уважаемые. Как бы связаться с местным краеведом В.П. Мамоновым? Мой электронный адрес reshka62@yandex.ru Благодарю

Сергей 22.04.2018 в 23:37

Мой дедушка Федор Иванович Мамонов. Родился в д.Зыково. Потом жил в г.Брянске.Его младший брат Александр Иванович жил в г.Ростове на Дону.

Гость Валентин(Полосков) 03.02.2019 в 10:15

Хотелось бы узнать хоть что-то о деревне Полосково ,где родились мои братья и сестры.Эл. Адрес:poloskov50@bk.ru

МихаилГость 20.11.2020 в 19:24

Едьма- земли по левому берегу Ваги, напротив города Шенкурск, пожалованы новгородскими князьями своеземцам Едемским. Все упоминания в документах именно об этом месте. Остальные Едьмы, это производные от той моей Едьмы.