архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная Культура Отражение времени

Отражение времени

Отражение времени

Ах, чего только ни было с нами!
Первый шаг, первый класс, первый вальс.
Все, чего не расскажешь словами,
Фотографии скажут про нас.

В 1839 г. мир узнал об изобретении во Франции фотографии. Всего через год открылась фотостудия в Москве - первая в России. И только 17 лет спустя с этим чудом техники смогли познакомиться архангелогородцы.

Фотографами в XIX веке часто становились люди с высоким достатком, преподаватели учебных заведений, либо художники, сменившие кисти и краски на камеру-обскура. В местных справочниках фотографы значились в разделе «художники» наряду с живописцами, иконописцами, резчиками по дереву и камню, часовщиками.

В 1865 году был принят Закон о печати, коснувшийся в том числе и фотографических заведений России. Он обязывал их владельцев выпускать снимки только с обозначением фирмы, их сделавшей.

Узаконивалась также и цензура, без дозволения которой «снимки с картин и эстампов» печатать не разрешалось. Чтобы заняться фотоделом, нужно было иметь начальный капитал, так как затраты предполагались большие; необходимо было подать прошение на имя Губернатора, уплатить государственную пошлину и обязательно приложить документ о благонадежности.

Профессиональные фотографы имели фирменные паспарту и клейма-факсимиле. Как правило, паспарту заказывали в Москве, Санкт-Петербурге, Варшаве. Клиенты получали не только качественно выполненный, но и хорошо оформленный павильонный портрет - на розовом, голубом, сером паспарту с личным факсимиле фотографа.

В середине XIX века в Архангельске работало несколько фотоателье, наиболее известными были фотографы И. Соберг, М. Сорокин. Но самым престижным было сфотографироваться у Якова Лейцингера.

Яков Иванович Лейцингер был человек известный и очень уважаемый . Родился он в Вологде в семье швейцарского сыровара, перебравшегося в Россию. Не окончив гимназии, поступил учеником фотографа. После службы в армии Лейцингер продолжил свои фотозанятия уже самостоятельно. В 1881 г. он переехал в Архангельск. Купив дом на Псковском проспекте (сейчас пр. Чумбарова-Лучинского), пристроил к нему большую веранду и организовал хорошо оснащенный фотосалон. Этот человек имел не только талант фотохудожника, но и прекрасные организаторские способности. Благодаря его работам можно познакомиться с видами былого Архангельска.Кроме того, он стал «штатным фотографом» и участвовал в поездках губернаторов Энгельгардта и Сосновского по всей Архангельской губернии, привозил огромное количество снимков. Посылал их в различные северные журналы, не беря за это гонорары. Так он приобрел известность, что помогло Лейцингеру в 1897 году избраться гласным в городскую Думу, а в 1903 г. - городским головой Архангельска.

Михаила Тимофеевича Сорокина еще с детства привлекал загадочный мир фотографии. В одиннадцать лет он поступил учеником в частный фотосалон госпожи Александры Павловны Шевяковой. В шестнадцать он - помощник мастера в фотосалоне Ивана Ивановича Степанова. В 1884 году Михаил Сорокин был призван в 88-й Петровский пехотный полк. После демобилизации попробовал себя в работе с питерскими фотографами, потом возвратился в Вологду и продолжил работать в заведении Раевского. И вот он, подарок судьбы: к Раевскому приехал погостить архангельский родственник - знаменитый фотохудожник Яков Иванович Лейцингер. Он обратил внимание на способного фотографа и пригласил его в поморскую столицу.

В мае 1892 года Михаил Тимофеевич прибыл в Архангельск и влюбился в удивительный город белых ночей и в его отзывчивых людей. С Лейцингером он работал почти пять лет, приближая заветную мечту - открыть свое дело. Благодаря трудолюбию и упорству Михаила Тимофеевича в 1900 году состоялось открытие его собственного фотозаведения в доме Котлова по Псковскому проспекту в Архангельске. Заведение Сорокина пользовалось большим успехом. Михаил Тимофеевич, обладавший добрым и веселым нравом, с легкостью окружал себя множеством друзей и знакомцев, которые, в свою очередь, с готовностью помогали хорошему человеку.

Ян (Иван) Юрьевич Соберг в 18 лет - и на всю жизнь - увлекся фотографией. Родился он в 1885 году в Эстляндской губернии (нынешней Эстонии). Очутившись в Архангельске, в 1908 году открывает свою мастерскую арендованном доме на Троицком проспекте, которая вскоре стала популярной среди архангелогородцев. На обороте портретов из его салона надпись: «Central Photographie» и вензель «I. Soberg». Соберг занимался и документальной фотографией - благодаря ему мы сегодня можем видеть на снимках проводы экспедиции Г.Я. Седова на Северный полюс, первый полет аэроплана в Архангельске, визиты важных особ и будничную жизнь города в начале прошлого века. В 1920 году после установления в Архангельске советской власти Яна Соберга принимают на должность фотографа в губернскую ЧК.

В 1909 году в Архангельске начало работу Фотографическое общество, инициатором которого был Альвиан Альвианович Поплавский, сделавший очень много для развития фотографии на Севере.

Со временем появилось расслоение. Мещане, солдаты и матросы, рыбаки-поморы, мастеровые и крестьяне станут клиентами более дешевых, а значит, и более простых фотостудий М. Сорокина и П. Подрухина. А средний класс и офицерство - у Яна Соберга.

Среди первых вологодских фотографов особое место занимает Ливерий Викторович Раевский. «Вологда, улица Малая Петровка, дом 2» - этот адрес с 90-х годов XIX века и на протяжении почти сорока лет был знаком многим вологжанам. Здесь в собственном доме располагалась «Северная фотография» Л.В. Раевского. Получив образование в Вологодском духовном училище, затем в Александровском реальном училище, Раевский увлекся модной в то время фотосъемкой. Очень скоро его фотосалон становится популярным: ему позируют губернаторы и чиновники, купцы и общественные деятели, учащиеся и преподаватели учебных заведений. Ливерий Викторович был известен и как общественный деятель: дважды избирался в Вологодскую городскую Думу, состоял членом нескольких благотворительных обществ. Фотографическое заведение Ливерия Раевского просуществовало до 1928 года и прекратило свою работу со смертью мастера.

В Шенкурске первое фотоателье открыла женщина Александра Даниловна Постникова в 1871 году. Известны имена и других фотографов Шенкурска: Иван Андреевич Кубряков, Михаил Степанович Карамышев, Герасим Степанович Моршнев.

Фотография - это особенный мир, отражающий время и увлекающий в свои недра многих, слегка прикоснувшихся к нему. Возможно, и в семейных альбомах ваших бабушек и дедушек можно найти фотографии известных фотографов с фирменным паспарту. Позже фотография становилась все доступнее. В советское время многие занимались фотографией, и часами, закрывшись в темном помещении, проявляли и печатали свои шедевры. Современная цифровая фотография очень далека от той первой, и теперь фотоаппарат есть почти у каждого.

Теме фотографии посвящена выставка «Отражение временем», открывшаяся в Устьянском краеведческом музее. Вы имеете уникальную возможность своими глазами увидеть фотографии известных архангельских фотографов из личной коллекции Александра Шанина. Кроме того, Вам расскажут историю фотографии, Вы познакомитесь с фотоаппаратами 20 века. Дети, воспитанные в эпоху цифровой фотографии, узнают, зачем фотографу нужен красный фонарь, что такое увеличитель и глянцеватель. Прикоснитесь к увлекательному миру фотографии!

(По материалам Устьянского краеведческого музея)

4 мая 2013

Комментарии (0)