архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная Наша встреча Из славной плеяды алтайских талантов

Из славной плеяды алтайских талантов

Из славной плеяды алтайских талантов

Наиболее именитыми в группе российских кинематографистов, приехавших в наш район с презентацией кинофестиваля, были Народный артист России Александр Панкратов-Черный, а также Народный и Заслуженный артист России Юрий Чернов. Александр Панкратов-Черный помимо того, что часто снимается в кино и сам ставит фильмы в качестве режиссера, также пишет замечательные стихи. Он с удовольствием дал интервью своему коллеге по литературному цеху.

- Александр Васильевич, вы родом с Алтая, который вполне можно назвать кузницей талантов русской культуры. Достаточно назвать хотя бы такие имена как Василий Шукшин, Валерий Золотухин, Михаил Евдокимов, Вы, Алексей Булдаков, Александр Михайлов….

- Саша Михайлов, правда, читинский хлопчик, но это тоже совсем рядом. Согласен, Алтай - край талантливых людей, и мы себя с гордостью к ним причисляем.

- С Василием Макаровичем Вас, наверняка, судьба сводила.

- Ну а как же. Я дипломную работу снимал по его рассказу «Штрихи к портрету». Недавно, в одной из телепередач о Льве Дурове показывали фрагменты из этого фильма. Лев Константинович считает, что это его лучшая роль. Когда в 1973 году в журнале «Наш современник» этот рассказ был опубликован, мы в общежитии ВГИКа - актеры, сненяаристы, режиссеры - собирались и читали его вслух. Настолько он был актуален. Я пошел на студию Горького к Василию Макаровичу, с которым был уже знаком, за разрешением экранизировать рассказ. Это должно было стать моей курсовой работой. Шукшин мне тогда сказал: «Санька, не суйся ты в это, дадут по рогам, долго подниматься будешь». Так оно и вышло, мне просто-напросто запретили эту экранизацию.

- Но в результате фильм Вы все-таки сняли?

- Да, после ухода Василия Макаровича из жизни, я дал себе такой зарок. Когда пришел черед снимать дипломную работу, я нашел оператора Валерия Льянова, уговорил Валю Смирнитского, Леву Дурова, Маечку Булгакову, Жору Буркова сниматься у меня бесплатно, потому что денег бы на это никто не дал. И с неимоверными трудностями, тайно, фильм снял. Сибирскую деревню снимали недалеко от ВГИКа, где тогда еще стояли старые деревянные дома. Сдавали руководству сценарий, положив сверху еще один титульный лист, на котором перед защитой написали: «Аркадий Гайдар. «Конец Левки Демченко». Уставший после долгого просмотра фильмов, зав. кафедрой Сергей Аполлинарьевич Герасимов, не разглядев, что тут и как, подписал разрешение: ему сказали, что сценарий по Гайдару. А на самом деле - по Шукшину.
Что потом началось! Была дана команда провести закрытую защиту диплома, а председателем комиссии назначили Леонида Иовича Гайдая.

- Так произошло Ваше знакомство с великим режиссером?

- С тех пор мы с ним и дружили до самых его последних дней. Он меня очень защищал от нападок начальства. И хотя мне хотели поставить «четверку», Гайдай не соглашался, утверждал, что актеры играют превосходно, фильм снят замечательно, тема актуальна. Герасимов распорядился, чтобы фильм послали на кинофестиваль «короткометражек» в Лагов. Там мне присудили «гран-при» за режиссуру. Вот так соприкоснулся с творчеством своего великого земляка.

- Ваш дебют как актера состоялся в фильме Андрона Михалкова-Кончаловского «Сибириада» в 1978 году.

- Да, это так. Я там сыграл одного из не прописанных в сценарии персонажа.

- Я пытался подсчитать, сколько у вас фильмов, но не сумел.

- Когда мне давали Народного артиста, то насчитали более ста двадцати ролей в активе. Но, самое смешное, иногда смотрю телевизор и говорю жене: «Юль, это ж вроде я!» Хотя как фильм называется, и кто снимал, вспомнить уже не могу. Просто мне, как режиссеру, не давали снимать, я сидел лет пять без работы. А тут сын родился, надо было на что-то жить. Пошел в ассистенты к Кончаловскому, и там мы с Никитой Михалковым, Люсей Гурченко, Сашей Адабашьяном по вечерам за ужином шутили, розыгрыши всякие придумывали. Кончаловский однажды заметил, что я актер неплохой. А я около трех лет проработал до ВГИКА в областном театре в Пензе, 16 ролей сыграл. Вот в «Сибириаде» сценаристы и придумали сцену, когда герой Никиты Михалкова спасает из огня человека - его-то я и сыграл. А потом была роль в фильме «Мы из джаза».

- На сегодня, скажем так, крайний ваш фильм - «Контуженый». Или уже нет?

- Н-е-е-т. Он был снят лет пять назад, даже больше. Его долго не выпускали на экран. Режиссер фильма - Саша Басов, сын выдающегося режиссера Владимира Павловича Басова. Фильм телевизионный, четырехсерийный. В нем тень падает на телевидение, вот телевизионщики и мутили воду.

- В «Мастере и Маргарите» опаски сниматься не было из-за всякой там мистики?

- Нет. Поначалу сценарий готовил Элем Климов. Я должен был играть кота, а Воланда Роберт Де Ниро. Сценарий перехватили, снимать стал Юрий Кара. Он меня пригласил тоже на роль кота, а Сашу Абдулова на роль Коровьева. Но мы оба отказались. Когда снимать начал Володя Бортко, он предложил мне роль Варенухи. Я отказался, поскольку Варенуха вампиром становится и попросил небольшую роль Степы Лиходеева. Сыграл. Правда, роль получилась сокращенная, много вырезали из-за перебора метража, хотя сцены были неплохие.

- Вы как режиссер поставили пять фильмов?

- Последняя моя режиссерская работа на сегодня - картина «Система ниппель». В 1989-м запустился и спустя год закончил. Это единственный мой фильм, не подвергшийся цензуре. Из легкой комедии я сделал трагифарс. За копейки снял, уйдя с «Мосфильма» на студию Горького. И опять в Лагове, это в Польше, получил «гран-при». В этом фильме прямые аналогии с тем, что происходило в Москве у Белого дома спустя ровно год. Недоброжелатели нашептали об этом Ельцину, представив фильм как пародию на то, что произошло. И фильм восемь лет пролежал на полке. Я плюнул на всю эту «демократию» и ушел в актеры. К режиссуре пока не возвращался.

- Александр Васильевич, режиссеру обязателен актерский опыт, или можно работать и так?

- Основы актерского мастерства режиссер обязан знать. Сегодня, к сожалению, в режиссуру зачастую приходят необразованные люди. Они не знают, на каком языке общаться с артистами. Я снимался в одном сериале, режиссер - молодая женщина, пришла в кино из журналистики. Когда я спросил ее, каковы мои взаимоотношения с другими действующими лицами, она говорит: «Вы же опытный актер, придумайте сами». Кто ей дал право снимать, к тому же сериал? Вы представляете, какие случайные люди порой занимаются не своим делом? А я с таким удовольствием снимался у Владимира Наумова, у Андрона Кончаловского. Дружил с Анатолием Васильевичем Эфросом, часто ходил на его репетиции в театр, примечал, как он все это строит, делает. Это актерские режиссеры.

- Бытует мнение, что с возрастом для актеров возможностей сниматься становится все меньше. Для Вас сегодня драматургии хватает?

- Даже больше чем. Но я очень разборчив в материале. Ушло поколение мастеров - сценаристов - классиков, таких как Валентин Черных, Евгений Григорьев, Валентин Иванович Ежов, Рудольф Тюрин…. А молодые да еще неопытные слишком поверхностно подходят к столь ответственному делу. Мне приносят пачки сценариев. Прочитаешь - бред полный. Ни характера, ни атмосферы сцены, ни ощущения эпохи… Это буквально убивает, настоящей драматургии очень мало. Есть и еще одна проблема: распределение средств на постановки. Можете себе представить: знаменитым режиссерам Паше Чухраю и Саше Миндадзе в Госкино не дали денег на новые фильмы. А получили какие-то совершенно неизвестные никому необразованные режиссеры.

- Помимо кино Вы занимаетесь еще и школой спортивного мастерства?

- Это фонд «Наше поколение», я помогаю. Занимаются ребята - дзюдоисты от шести лет до восемнадцати, девчонок много. Есть уже и чемпионы страны, Европы и даже мира. Я договорился в свое время с генералом Николаевым, чтобы этих ребят, в основном из бедных семей, брали в военные училища погранвойск и сухопутных войск.

Чак Норрис у нас был. Посмотрел и буквально обалдел. Говорит, какие у вас ребята замечательные, как они упорно тренируются! И подарил триста кимоно. Вот так. А работы и забот у меня более чем.

В завершение разговора мы с Александром Панкратовым Черным обговорили вероятность проведения в будущем в Устьянах полномасштабного кинофестиваля. Даже название ему придумали - «Устьянский оберег». Он высказал намерение собрать группу актеров и режиссеров, подобрать фильмы. А в рамках кинофестиваля есть возможность провести литературную встречу на базе районной библиотеки с участием Александра Васильевича и поэтов из нашего и близлежащих районов. Он пообещал, что привезет свои новые книги. Есть также предложение о проведении музыкального мероприятия «Шансон в Устьянах» с участием большой группы - авторов исполнителей, работающих в этом жанре.

Олег Борисов

7 сентября 2013

Комментарии (0)