Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
«Нас бояться не надо, но мы всегда начеку»
- Алексей Николаевич, масштабная реформа 2011 года внесла большие изменения в структуру правоохранительных органов, затронув, в том числе, отделы ГИБДД на местах. Расскажите, как сейчас организована работа нашего отдела, в каких условиях вам приходится работать?
- Ушедший год был переходным: в связи с масштабной реформой всей системы МВД и переименованием милиции в полицию произошло ощутимое сокращение штата сотрудников не только в системе ГИБДД. Сейчас в нашем подразделении 14 аттестованных офицеров полиции и один вольнонаемный - паспортистка. Штат сокращен на 4 единицы, это очень существенно, но возмущаться бессмысленно. Изменения произошли повсеместно, и возврата к прошлому не предвидится. Вместе с тем, происходит переход на новые технологии, внедряется современное оборудование, существенно увеличена заработная плата сотрудников. Да, работать сейчас непросто, но выход один – так организовать свою деятельность, чтобы успевать делать больше меньшими силами. Получается или нет, на этот вопрос ответит только статистика. По итогам 9 месяцев 2012 года - получилось, что будет в конце года - покажет время. Отдельное спасибо личному составу: коллектив у нас молодой, готовый меняться под современные реалии, новые требования. Все энергичные, профессионалы своего дела, работу выполняют в полном объеме. У автолюбителей существует стереотип, что для инспектора ГИБДД важно выявить и зафиксировать как можно больше нарушений. Это не так, это лишь незначительная часть общего комплекса профилактических мероприятий, направленных на предотвращение ДТП. Фиксируем мы в настоящее время, как правило, только грубые нарушения ПДД. А комплекс мер - это беседы с детьми в школах и садах, беседы с водительским составом на авто-предприятиях, проведение специализированных профилактических акций и мероприятий, проведение проверок юридических лиц, контроль за состоянием улично-дорожной сети, взаимодействие с муниципальными образованиями и т.д. Но ничто так не дисциплинирует водителей, как присутствие инспектора на дороге, поэтому весь личный состав максимально задействован при надзоре за дорожным движением. По сравнению с прошлыми годами, уровень показателей нашей работы явно растет. При этом, конечно, проблем хватает, и не все зависит от деятельности наших сотрудников. Несмотря на все наши усилия, количество ДТП снижается незначительно, и особенно тревожит статистика аварий по вине пьяных водителей. Здесь многое зависит от гражданской сознательности, а она у нас очень низкая.
- Действительно, проблема пьянства за рулем решается очень сложно, не помогают ни штрафы, ни лишения прав. В чем, по-вашему, дело, и как с этим бороться?
- Меня просто поражают безответственность и «бесстрашие» нашего народа. Особенно удивляет то, как родственники (и даже с детьми!) соглашаются садиться в автомобиль, которым управляет пьяный водитель. По статистике и у нас в районе увеличилось количество ДТП по вине пьяных водителей, в том числе есть погибшие. За две недели профилактической акции «Трезвый водитель» в районе было выявлено 56 (это лишь те, которых удалось выявить, реальное количество гораздо больше!) правонарушителей в состоянии алкогольного опьянения либо уже лишенных права управления из-за этого. Грубо говоря, ежедневно по дорогам района ездит до 10 потенциальных преступников. Я действительно считаю их преступниками, поскольку транспортное средство – объект повышенной опасности, и в первую очередь такие водители опасны для других участников дорожного движения, включая пешеходов. Я думаю, многие слышали о трагическом случае, произошедшем недавно в Москве, когда пьяный водитель въехал в остановку, в результате погибло пятеро маленьких детей. Статистика гибели людей на дорогах вообще поражает. Ежедневно в России в результате ДТП гибнет около 100 человек. Недавно я был в информационно-аналитическом центре ДОБДД МВД России на Поклонной горе в Москве, где установлено табло, на котором в режиме реального времени фиксируются все цифры пострадавших в ДТП. Смотреть, как на твоих глазах эти цифры растут, реально страшно: десять, двадцать, пятьдесят… Кажется, на твоих глазах погибают люди. Настоящая война на дорогах, и пока хоть один человек гибнет, мы ее проигрываем. Вдумайтесь в цифру:36 тысяч погибших в ДТП за год по России! То есть, за год исчезает целый район, такой, как наш, к примеру. Поэтому я за ужесточение наказания за вождение в пьяном виде, другие меры просто не действуют. Но тут необходимо все продумать. В Госдуму вносится масса предложений, к примеру, конфискация транспортного средства. Но ведь народ у нас смекалистый: машинами будут управлять исключительно по доверенности. Хотят вернуть допустимую норму алкоголя в выдыхаемом воздухе, и в зависимости от количества промилей лишать права управления автомобилем на определенный срок (год, полтора, два), плюс штраф. Вообще законодателей беспокоит данная проблема, надеемся, что будут изменения. Мое мнение: если человек сознательно в течение года многократно нарушает ПДД, надо его лишать права управления по совокупности нарушений. Есть и другие предложения по решению этой проблемы, и все надо рассматривать, но не затягивать, вопрос назрел давно.
- Акция «Трезвый водитель» - это регулярное мероприятие?
- Эта акция проводилась на территории области, потом мы распоряжением продлили ее до конца сентября в своем районе. Это именно профилактическое мероприятие, которое направлено в первую очередь на общественный резонанс. В рамках акции у нас больше полномочий, ведь в обычное время мы не можем без оснований предложить водителю просто так «дыхнуть в трубку». Вся надежда только на сознательность. Но отказываются редко.
- С 1 августа на дорогах Устьянского района был установлен передвижной фоторадарный комплекс «Крис-П», который является техническим средством контроля скоростного режима и предназначен для фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Как он себя зарекомендовал? Планируется ли приобретение подобной техники в дальнейшем?
- Однозначно, плюс от комплекса огромный. Зная реальную ситуацию на дорогах и учитывая жалобы жителей, к примеру, Прокопцевской и д. Костылево, где водители на участке с ограниченным движением этот режим не соблюдали, мы устанавливали комплекс в таких местах. Подействовало, многие стали «сбрасывать газ», понимая, что с современной техникой не поспоришь. Большим плюсом является мобильность комплекса: его можно установить в том месте, где ГАИ посчитает нужным, в основном, в очагах аварийности. Это места, где в течение последних нескольких лет случилось два и более ДТП. А насчет увеличения количества приборов, то заявку сделать можно. Правительство области выделило 30 миллионов на закупку комплексов, соответственно, все районы обеспечили. Правда, есть такой нюанс: возле автономно работающего комплекса приходится выставлять человека, который практически просто охраняет имущество, а мог бы в это время работать. Зато электронная система точнее фиксирует нарушения скоростного режима. И еще хочу отметить большую помощь в этом направлении некоторых участковых инспекторов района: анализируя ситуацию на своих подведомственных территориях, они просят на день-два прислать комплекс к ним, соглашаясь дежурить рядом. Мы только «за» в таких случаях. К примеру, сейчас, когда мы с вами беседуем, комплекс работает в Бестужево.
- Значит, вам на руку техноновинки? Как Вы относитесь к тотальному видеонаблюдению на дорогах?
- Видеонаблюдение внедрять нужно в любом случае. Хотя удовольствие это не из дешевых: один стационарный комплекс фото-фиксации стоит около полутора миллионов рублей. Для районного бюджета это большие деньги. Еще одна сторона: все та же смекалка, а попросту, способ выкрутиться. Некоторые вместо того, чтобы соблюдать скоростной режим, покупают антирадары, заранее предупреждающие о месте фиксации нарушения. Я считаю, это неправильно, во многих странах мира подобные устройства запрещены, даже если водитель им не пользуется, а просто держит в салоне автомобиля.
- Мы уже говорили о гражданской сознательности и культуре водителей. Проводится ли работа в этом направлении?
- Да, конечно. У нас есть инспектор, который занимается пропагандой безопасности дорожного движения. Также в его обязанности входит проведение акций, профилактических лекций и бесед. Большую ставку мы делаем на детей. Они обучаемы, им это интересно. Кроме учебных заведений, у нас есть и подшефные детсады. Начинаем работать уже с четырехлетними. В этом возрасте дети достаточно соображают, и, что особенно радует, родителей порой учат: к примеру, садясь к папе в машину, сами просят надеть на него удерживающее устройство и родителям советуют пристегнуться. Этот воспитательный момент, между прочим, очень действенен.
- Скажите пожалуйста, а есть ли статистика, какая категория граждан больше всего нарушает правила ПДД?
- Статистика ведется. В какие дни, в какие часы происходит больше ДТП, возраст, стаж управления нарушителей и т.д., все данные анализируются. Возраст у нарушителей практически любой, нельзя утверждать, что молодые чаще нарушают. Но точно могу сказать, что у женщин уровень сознательности больше, чем у мужчин. Может, играет роль их рачительное отношение к автомобилю, они больше ценят полученные права, опять же, думают о детях. Хотя и среди женщин есть нарушители и даже такие, кто лишен водительских прав за вождение в состоянии алкогольного опьянения.
- Еще вот такой вопрос: в последнее время все реже говорят о взяточниках – представителях ГИБДД. Но все же разговоры ходят. Как Вы можете прокомментировать подобные слухи?
- В нашем отделе таких случаев не зафиксировано. Тем более, сейчас, когда нам увеличили заработную плату, желания брать взятку у наших сотрудников не возникает: гораздо больше потеряют, если что. Человек, который этого не понимает, у нас не задержится. Вообще, я считаю, это проблема больших городов, а не сельских районов – здесь практически все друг друга в лицо знают. Кстати, предлагать взятку тоже не советую. Помните, что под уголовную ответственность попадает не только то лицо, которое берет взятку, но и то, которое дает.
- Среди молодежи райцентра бытует расхожее мнение, что в определенное время суток и выходные сотрудников ГИБДД на дорогах просто нет. Якобы, можно кататься в любом виде и даже без прав, если знать, когда. Так ли это?
- Абсолютно не так. Режим работы пересматриваем регулярно, в зависимости от складывающейся оперативной ситуации, и практически в любое время на дорогах присутствуют инспектора. Если необходимо где то «усилиться», чтобы решить проблему, мы это делаем. Хотя зачастую это возможно лишь в ущерб личному времени сотрудников, и в этом плане мне иногда стыдно перед их родными: многие работают с повышенной нагрузкой. Но что делать – такая служба. Акцент мы однозначно делаем на праздничные и выходные дни. Работаем гораздо позже, чем закрываются увеселительные заведения, тем более, их у нас не так много. Еженедельно проводим рейды в «проблемных» администрациях. Хочу сказать: тем, кто соблюдает правила дорожного движения и следит за техническим состоянием своего автомобиля, бояться нас не надо, а нарушители должны знать, что мы всегда начеку.
Ольга Бовыкина.