Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
О капремонте, переселении из ветхого жилья, лицензировании…
РАЗГОВОР С МИНИСТРОМ
Сегодняшним гостем нашей постоянной рубрики «Разговор с министром» стал зам. министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области Андрей Петрович Поташев.
– Андрей Петрович, какие направления экономики курирует министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области?
– Наше министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сферах: топливно-энергетического комплекса (в том числе электроэнергетики, газоснабжения и теплоснабжения), энергосбережения и повышения энергетической эффективности; жилищно-коммунального хозяйства (за исключением вопросов, отнесенных к компетенции государственной жилищной инспекции Архангельской области), в том числе в сфере капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
– Как работает программа капитального ремонта? В чем суть изменений, принятых на октябрьской сессии областного Собрания депутатов? Как на фоне других районов области выглядит Устьянский по собираемости оплаты за кап.ремонт?
– В соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) постановлением Правительства Архангельской области от 22 апреля 2014 года № 159-пп утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области (далее – региональная программа).
Согласно требованиям части 2 статьи 168 ЖК РФ региональная программа должна быть сформирована на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Учитывая рекомендации федеральных органов государственной власти, в соответствии со статьей 8 областного закона от 02 июля 2013 года № 701-41-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области» (далее – областной закон) реализация региональной программы рассчитана на 30 лет (2014-2043 годы) и на сегодняшний день предусматривает 5 временных этапов.
Региональной программой определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в многоквартирных домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Очередность определения сроков капитального ремонта многоквартирных домов в рамках региональной программы определялась на основании данных о техническом состоянии многоквартирных домов, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований области, по критериям, закрепленным в областном законе (износ дома, год ввода в эксплуатацию, дата последнего капремонта), и с учетом экономической составляющей планируемого объема взносов на капитальный ремонт, поступающих от собственников помещений.
В октябре 2015 года региональная программа была актуализирована. Действующая редакция программы включает 14 694 многоквартирных дома общей площадью 22,0 млн. кв. метров.
В целях реализации региональной программы, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и работ, их стоимости формируются краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы. Ежегодно органы местного самоуправления муниципальных образований разрабатывают и утверждают муниципальные краткосрочные планы реализации региональной программы. Администрация муниципального образования для определения очередности проведения капитального ремонта многоквартирных домов и включения их в краткосрочный план формирует комиссию с участием представителей местной администрации, государственной жилищной инспекции Архангельской области, управляющей организации и регионального оператора (в случае формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений многоквартирного дома на счете регионального оператора). На основании представленных муниципальных планов министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области утверждает сводный краткосрочный план. На сегодняшний день краткосрочный план реализации региональной программы на 2014 – 2016 годы утвержден и предусматривает проведение капитального ремонта 279 домов на сумму 1 300,7 млн. рублей во всех муниципальных районах и городских округах области.
На октябрьской сессии областного Собрания депутатов Архангельской области были приняты поправки в областной закон. Общее количество поправок составляет несколько десятков.
Внесение поправок обусловлено приведением областного закона в соответствие с вступившими в силу изменениями в ЖК РФ.
Ознакомиться с внесенными изменениями можно на Официальном интернет портале правовой информации по адресу: http://publication.pravo.gov.ru/SignatoryAuthority/region29.
По данным на 02 ноября 2015 года, собираемость взносов по Устьянскому району составила 63,39% от начисленных региональным оператором. Среди районов Архангельской области Устьянский занял 9-ое место сверху по уровню собираемости взносов. При этом финансовая дисциплина муниципальных образований Устьянского района находится на низком уровне. Так, уровень оплаты поселениями района за помещения, находящиеся в муниципальной собственности, составил всего лишь 33,53%. Более ответственно относятся к оплате взносов частные собственники (физические и юридические лица) – 73,89%.
– Андрей Петрович, разъясните ситуацию, актуальную для многих муниципалитетов, по конкретному дому в п. Октябрьский Устьянского района (ул. Заводская, д.16). По решению суда от 09.07.2014 г. дом должен быть отремонтирован до 01.12.2015г. По Программе кап.ремонта работы назначены на 2026-2031 гг. На что рассчитывать жильцам дома?
– В соответствии со статьей 11 закона Архангельской области от 02 июля 2013 года № 701-41-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области» очередность проведения капитального ремонта многоквартирных домов определяется на основании сведений технических паспортов многоквартирных домов, исходя из износа многоквартирного дома, года ввода его в эксплуатацию, даты проведения последнего капитального ремонта многоквартирного дома, а также на основании показателей финансовой дисциплины собственников по оплате жилищно-коммунальных услуг, включая обязательный взнос на капитальный ремонт многоквартирного дома. В связи с чем, данные о техническом состоянии многоквартирных домов, представленные администрацией муниципального образования «Октябрьское», оказали непосредственное влияние на плановый период проведения капитального ремонта в рамках региональной программы.
В соответствии с региональной программой, плановые сроки проведения капитального ремонта дома № 16 по улице Заводской в поселке Октябрьский Устьянского района Архангельской области утвержден в периоде 2026-2031 гг. Согласно статье 182 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) региональный оператор обязан обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой.
Вместе с тем, в связи с решением суда администрация муниципального образования «Октябрьское» обязана выполнить работы в сроки, определенные судом.
– Как обстоят дела с выполнением программы по переселению из ветхого и аварийного жилья в области и Устьянском районе? Какие муниципалитеты нашего района действуют наиболее активно, как можно «подтолкнуть» тех, кто медлит?
– В рамках реализации мероприятий адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 годы (далее – программа) участвуют следующие муниципальные образования Устьянского муниципального района: «Бестужевское», «Дмтриевское», «Ростовско-Минское», Киземское», «Малодорское», «Плосское», «Октябрьское», «Шангальское» на территории которых запланировано переселение 528 граждан из 222 жилых помещений общей расселяемой площадью жилых помещений – 8 860,30 кв. метра.
Общий объем финансовых средств на реализацию мероприятий программы составил – 294 065, 50 тыс. руб., в том числе средства Фонда ЖКХ – 199 103, 18 тыс. руб., средства областного бюджета – 94 272, 91 тыс. руб., средства местного бюджета – 689, 41 тыс. руб.
В реализации мероприятий первого этапа программы (2013-2014 годы) участвовали семь муниципальных образований Устьянского района: «Бестужевское», «Октябрьское», «Ростовско-Минское», «Малодорское», «Киземское», «Плосское», «Шангальское». В шести МО (кроме «Плосское») реализация мероприятий программы завершена в полном объеме.
На территории данных муниципальных образований переселено 286 граждан, расселено 115 жилых помещений общей площадью жилых помещений – 4 515,90 кв. метра. Объем средств, направленных на переселение граждан, составил 145 527,90 тыс. руб., в том числе за счет средств Фонда – 126 966,81 тыс. руб.
В муниципальном образовании «Плосское» расселение аварийных домов завершено частично (переселено 13 граждан, расселено 9 жилых помещений общей площадью – 405,7 кв. метра) в связи с прохождением судебных разбирательств по причине отказа граждан переселяться в построенных жилые дома.
В рамках реализации мероприятий второго этапа программы, срок завершения которого 31 декабря 2015 года, участвует пять муниципальных образований «Бестужевское», «Дмитриевское», «Киземское», «Октябрьское», «Шангальское» Устьянского района.
В муниципальных образованиях «Бестужевское», «Дмитриевское», «Киземское», «Шангальское» реализация мероприятий второго этапа программы завершена в полном объеме.
На территории муниципального образования «Октябрьское» на данный момент переселено 68 граждан, расселено 26 жилых помещений общей площадью - 993,10 кв. метра, а также завершается строительство четырех многоквартирных домов для расселения 1 899,30 кв. метра аварийного жилья.
По состоянию на 1 ноября 2015 года в рамках реализации мероприятий программы на территории муниципального образования «Устьянский муниципальный район» завершено переселение 405 граждан из 174 жилых помещений, общей расселяемой площадью жилых помещений – 6 669,40 кв. метра или 75,3 процента от запланированного. Объем средств, направленных на переселение граждан, составил 218 078,04 тыс. руб., в том числе за счет средств Фонда – 163 485,32 тыс. руб.
На данный момент с поставленной задачей справились шесть (из восьми) муниципальных образований Устьянского района. В целом реализацию мероприятий программы на территории Устьянского района возможно оценить после завершения второго этапа программы – 31 декабря 2015 года.
Вместе с тем, 19 августа 2014 года между Архангельской областью и Фондом ЖКХ подписано дополнительное соглашение к договору о долевом финансировании региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда предусматривающее установление дополнительной ответственности Архангельской области за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в виде возврата денежных средств (штрафные санкции). А также дополнительные соглашения заключены между муниципальными образованиями Архангельской области и министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской областьи, предусматривающие установление дополнительной ответственности муниципальных образований Архангельской области за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в виде возврата полученной финансовой поддержки на реализацию мероприятий программы.
– Как Вы оцениваете итоги лицензирования управляющих компаний по области в целом и нашем районе? Жителей п. Октябрьский беспокоит тот факт, что в райцентре получила лицензию лишь одна управляющая компания – УК «Октябрьская». В отсутствии конкуренции, не скажется ли это на стоимости услуг? Кто контролирует работу УК по установке предельной стоимости тарифов на услуги?
– По информации государственной жилищной инспекции Архангельской области.
Лицензирование – один из механизмов государственного регулирования деятельности управляющих организаций. К сожалению, далеко не все компании качественно исполняют свои обязанности и обеспечивают профессиональную эксплуатацию и управление жилищным фондом на фоне снижения затрат на эксплуатацию зданий и, в то же время, получения максимальной эффективности от вложенных собственниками средств. Решение о введении лицензирования данной деятельности было принято как раз для того, чтобы повысить качество работы управляющих компаний.
Основная волна лицензирования управляющих организаций позади. По состоянию на 1 ноября текущего года лицензию на управление многоквартирными домами получили 259 компаний, работающих на территории Архангельской области. Что касается Устьянского района, то из 19 организаций, которые ранее занимались управлением и обслуживанием жилищного фонда, лицензию получили только 10. В результате почти 500 домов остались без управления. Так, в МО «Киземское» таких домов 191, в МО «Лихачевское» - 100. Большую обеспокоенность вызывает тот факт, что найти новую управляющую организацию крайне сложно. Требования к ним с введением лицензирования ужесточились, санкции за недобросовестную работу возросли. При нынешнем состоянии жилищного фонда и предстоящих затратах на его содержание никто не хочет брать на себя такую ответственность. Жителям районного центра не следует волноваться, так как сегодня в поселке Октябрьском помимо ООО Управляющая компания «Октябрьская» работают еще 2 компании-лицензиата: ООО «ЖКХ Устьяны» и ООО Управляющая компания «Жилуправление» хоть и не с первого раза, но лицензию все-таки получили.
По поводу стоимости услуг управляющих организаций можно сказать следующее: в первую очередь это зависит от самих собственников, поскольку размер платы за содержание жилого помещения утверждается на общем собрании собственников. В тех домах, где способ управления не выбран, размер платы устанавливает местная администрация. Контроль за соблюдением правильности начисления платы осуществляют органы госжилнадзора, т.е., государственная жилищная инспекция Архангельской области.
– В райцентре завершен первый этап инвестиционной программы «Модернизация инженерных сетей п. Октябрьский». Ваше Министерство активно содействовало вхождению собственника сетей – МО «Октябрьское» - в эту Программу. Как Вы оцениваете первые итоги ее реализации? Какие плюсы и минусы можете обозначить?
- В 2013 году администрацией МО «Октябрьское» заключено концессионное соглашение с ООО «Устьянская теплоэнергетическая компания» на 25 лет с целью модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения. В настоящий момент на объектах выполнены работы на сумму более 12 млн. рублей, в том числе замена труб отопления, водоснабжения, канализации на наиболее проблемных участках, монтаж инженерного оборудования. Объем работ у концессионера предстоит большой.
В 2015 году из областного бюджета по итогам конкурсного отбора МО «Октябрьское» выделена субсидия на модернизацию сетей теплоснабжения пос. Октябрьский в размере 20 млн. рублей на модернизацию тепловых сетей от котельной №1 по ул. Заводской, д.17.
Результаты только положительные: сокращение возможного числа аварий, сокращений теплопотерь, повышение качества и надежности теплоснабжения.
– Какие федеральные и региональные программы в сфере ТЭК и ЖКХ работают у нас в области? Кто имеет право принимать в них участие?
– Министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области является ответственным исполнителем государственной программы Архангельской области «Развитие энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 – 2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 15 октября 2013 г. № 487-пп. Государственная программа включает в себя 3 подпрограммы: «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Архангельской области»; «Газификация Архангельской области»; «Формирование и реализация региональной политики в сфере энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области».
В 2013 году Архангельская область привлекала средства федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», за счет которых проведены мероприятия по модернизации систем теплоснабжения в с. Лешуконское, с. Красноборск, с. Холмогоры и с. Малодоры, а также реализованы проекты повышения энергоэффективности государственных учреждений. В 2015 году в федеральном бюджете средства для предоставления субсидий субъектам Российской Федерации на аналогичные цели не предусмотрены.
Однако, в настоящее время готовится к запуску программа Фонда содействия реформированию ЖКХ по предоставлению финансовой поддержки на создание, реконструкцию или модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности малых населенных пунктов. Министерство изучает возможности по привлечению средств в рамках данной программы, в первую очередь, для модернизации систем водоснабжения и водоотведения.
Кроме того, в области ведется реализация программ капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.
– Можно ли говорить о первых итогах работы современной биокотельной в п. Октябрьский, которая также была построена в рамках инвестпроекта. Когда можно будет оценить эффективность ее использования? Руководство ООО «Устьянская теплоэнергетическая компания» обещало жителям райцентра, что тарифы на отопление и горячую воду не будут расти. Прокомментируйте это заверение.
– Применяемые нами подходы к реализации мероприятий по строительству и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры показали свою эффективность, поэтому министерство ТЭК и ЖКХ планирует придерживаться их, совершенствовать и внедрять новые.
Основную ставку мы сделали на концессионные соглашения и инвестиционные проекты, реализуемые преимущественно ресурсоснабжающими организациями. Таким образом, в настоящее время на территории региона исполняется 40 утвержденных министерством ТЭК и ЖКХ Архангельской области инвестиционных программ, мероприятия по 17 программам теплоснабжающих организаций уже выполнены и в настоящее время по ним осуществляется возврат вложенных средств через утвержденные тарифы.
Безусловно, крупнейший и наиболее значимый проект в коммунальной энергетике Архангельской области реализовала Устьянская теплоэнергетическая компания. Министерство оказало политическую поддержку проекту, а также предоставило субсидию в размере 20 млн. рублей на модернизацию тепловых сетей п. Октябрьский. Со стороны Правительства Архангельской области сопровождение проекта от замысла до логического завершения осуществляет Региональный центр по энергосбережению. Наши специалисты регулярно посещают Октябрьский, держат под контролем ситуацию, оперативно вместе с местными специалистами решают возникающие задачи.
В итоге результатом нашей совместной работы стала крупнейшая в Восточной Европе биотопливная котельная мощностью 45 МВт, которая позволит решить многие проблемы отопления поселка на долгие годы, а также избавить территорию от захламляющих отходов деревообработки.
Котельная строилась в рамках региональной программы энергосбережения во исполнение положений Концепции развития локального теплоснабжения в Архангельской области, которая подразумевает максимальное использование местного потенциала за счет оптимизации схем теплоснабжения и перевода источников на местные возобновляемые виды топлива.
Объем привлекаемых внебюджетных средств, предусмотренных инвестпрограммой, составляет 481 млн. рублей. Строительство котельной производилось в высоком темпе в период с 2013 по 2015 годы. Данный проект – это образец государственно-частного взаимодействия, так как инвестор доверился властям и не побоялся вложить столь внушительную сумму со сроком возврата 15 лет.
При этом в связи с вводом котельной, для населения рост тарифов на теплоснабжение и горячее водоснабжение строго ограничен нормами законодательства, и какие-либо превышения исключены.
Также следует отметить высокий профессионализм Устьянских специалистов и поставить его в пример коллегам из других наших районов. Кроме этого, выражаем благодарность Группе компаний УЛК, администрации Устьянского района и пос. Октябрьский за качественную и очень важную работу по возрождению коммунальной энергетики нашего региона.
– Как Министерство будет контролировать работу по оказанию качественных услуг ЖКХ в связи с передачей полномочий по этим вопросам на районный уровень? Руководители поселений опасаются, что в связи с этим качество услуг ЖКХ изменится в худшую сторону, так как главы не смогут на законных основаниях влиять на работу МУП.
– Министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области осуществляет мониторинг состояния объектов топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства в Архангельской области, мониторинг подготовки этих объектов к работе в осенне-зимних условиях и прохождения отопительного сезона. Министерство всегда работало как с районами, так и с поселениями. Поэтому передача полномочий на уровень района не должна повлиять на контроль со стороны министерства по вопросам, отнесенных к компетенции министерства. Если в поселении работает муниципальное предприятие, то при передаче полномочий на район должен поменяться и учредитель предприятия. Ответственность будет, прежде всего, на органах местного самоуправления районов. При этом если главы поселений опасаются за качество услуг, то закон не запрещает заключить соглашение с районом о передаче полномочий в сфере ЖКХ на уровень поселений.
Следует отметить, что на какой бы уровень ни переходили полномочия, контроль за качеством предоставления услуг ЖКХ осуществлялся и будет осуществляться органами жилищного надзора и муниципального контроля. Кроме этого, в жилищно-коммунальном хозяйстве области развивается система общественного контроля.
А.П. Поташев, и.о. министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области.