Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
Влюбленный в автомобиль
Борису Григорьевичу есть что рассказать о машинах и о темах, с ними связанных. На столе в его доме разложены фигурки автомобилей, человечков, брошюра Правил дорожного движения. «Это у меня вечером ученик придет», - перехватывает он мой заинтересованный взгляд. А на вопрос: «Много ли у Вас учеников и правда ли, что все они сдают с первого раза?», скромно отвечает: «Хватает. Бывает, единицы не сдают. Это от человека зависит». «Он у нас дотошный очень», - добавляет Градислава Александровна, его жена. «Да надо так научить человека, чтобы все четко знал и умел», - откликается Борис Григорьевич.
На самом деле, несколько поколений водителей, как прошедших школу ДОСААФ, так и после закрытия этой организации, получили первые свои водительские знания и навыки с помощью Бориса Григорьевича. И ведь правда, единицы не «сдали на права», настолько доходчиво, толково и грамотно учил их Жаворонков. Особую любовь к Борису Григорьевичу питают женщины, рассказывают: если бы не Жаворонков, никогда бы не стали водителями.
Откуда же такая страсть к автомобилям? «В деревне лишь лошади были. Только-только начинали трактора - «копытники» вводить. Была в Малодорах МТС, их там ремонтировали зимой, - вспоминает Борис Жаворонков. - А летом по колхозам пахали. Машину первый раз увидел в колхозе - газогенераторный грузовик. Бензина тогда не было, работала эта чудо - техника на дровах. Чурки пилили, в баках топили, вырабатывался газ, который и поступал в двигатель.
В четырнадцать лет я уехал в Северодвинск, тогда еще Молотовск, отучился на слесаря - судостроителя. До армии работал на судостроительном заводе. Эсминцы строили, подводные лодки – интерес к технике был. А в 1954 году сдал на права, мне было 22 года. Получил удостоверение водителя 3 класса. Раньше категорий еще не было. С моим классом можно было водить и грузовики, и легковые. Ну а для того, чтобы иметь право управлять автобусом, пожарной машиной или скорой, нужно было иметь корочки не ниже 2 класса. Учился на курсах 3 месяца на грузовике ЗИС -5. Это моя самая первая машина. Сразу после получения удостоверения три года служил в Германии, недалеко от городов Лейбцих и Дрезден, на аэродроме. Первый год водил ГАЗ – ММ - старый фургончик с круглыми штампованными крыльями. В нем была фотолаборатория, проявляли пленку, печатали фотографии. Летчики на учениях отстреляют, мы пленочки обработаем, фото напечатаем и - командиру. А он по ним разбирает полеты: кто как попал по воздушным – наземным целям. Через год прислали ЗИЛ -130, хорошая машина, комфортабельная, у меня даже фотокарточка есть. На нем я и дослужил».
Вернувшись из армии, Борис Григорьевич с машинами уже не расставался. Пошел работать в Шангальский лесхоз на грузовой ГАЗ -51. Проработал год или два, с семьей переехал в Октябрьский, устроился на лесобазу. От лесоцеха возил на ЗИЛе отходы на свалки.
А когда отучился в Ярославском педагогическом заводе и отошел от профессионального шоферства, задумался о личном автомобиле. По направлению райкома стал зам. директора в Шангальском СПТУ. До работы добираться как-то надо. В 1970 году семья Жаворонковых приобрела свою первую машину - «Запорожец». Через пять лет продал его и купил нынешний ВАЗ-2101.
«Свою красавицу пригнал с Вельска в 1974 году, - с улыбкой вспоминает Борис Григорьевич. – Машину было купить тяжело. Я подал заявление в Шангалы, в Райпотребсоюз. Через некоторое время звонят: пришли 70 автомобилей. А на район 5 штук выделили. Вот вчетвером и поехали за ними, пятого желающего на машину найти не могли. Только с завода, новенькие, моя глубокого вишневого цвета. Стоила она тогда 5 тысяч 500 рублей, деньги по тем временам огромные, я пять лет копил. Тогда кредитов на машины не было, откладывали».
«Копеечка» стоит перед домом. Она до сих пор сохранила оригинальную заводскую покраску. Несмотря на возраст, вся блестящая, ухоженная, все еще на ходу. Градислава Александровна всплескивает руками: «Да что вы. Он уж ее лелеет! Он же ее грязную никогда ее в гараж не поставит, так за ней так ухаживает!».
«Моя машинка была лучшая лет шесть! Самая красавица! – с гордостью вступает в разговор Борис Жаворонков. – «ВАЗов» мужики как- то боялись, она вроде вся как «воздушная», легкая, на вид слабая. Брали в основном «Москвич-412» , у того железо крепче. А потом разобрались, поняли, что «копейка» хороша! В ней тепло зимой, багажник большой. Меняю только колеса и аккумуляторы, все остальное - свое, заводское. Все по уходу делаю сам. В аварии не попадал, один раз только я стоял с учеником, и в нас въехали!»
С 1965 года, почти 20 лет, Борис Григорьевич проработал в ДОССАФ преподавателем Правил дорожного движения. «Группы были большие, сначала одни мужчины все учились, а в 2000-х годах женщин много стало, – вспоминает он. - В Киземе группу открывали, ездил учить. Когда вышел на пенсию в 90-е годы, в Первой школе автодело преподавал. Три года с половиной со старшими классами занимался. Сейчас учеников не беру практически. Пусть молодые работают».
К своей «копейке» Жаворонковы относятся, как к члену семьи. Хоть и стоит уже новая машина в гараже, «жигуленок» - для души. «Какой же это мужик, если не может за домом уследить, печку сложить и машину перебрать! – рассуждает Борис Григорьевич. Я за свою «копейку» ручаюсь, ездить да ездить еще на ней. Но берегу – прикипел, как к живому существу».
Предлагает довести меня до редакции. Ухоженная машинка идет ровно, без шума и стука. Сразу видно – у нее есть не только Водитель, но и Хозяин, и Друг. Поздравляем Вас, Борис Григорьевич, и всех наших водителей – ветеранов с профессиональным праздником, Днем автомобилиста. Желаем ровной дороги, хорошей погоды и здорового мотора!
Ольга Бовыкина.