Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
20 тысяч часов в небе
Этот рассказ я посвящаю своему земляку, заслуженному пилоту Российской Федерации Паршину Владимиру Ивановичу. Хочу, чтобы жители Устьянского района знали о достойных людях своего родного края.
Владимир родился в 1939 году в деревне Мехреньге. Международные события того времени предвещали тяжёлые испытания для нашей страны. Шла советско-финская война, многие мужчины были призваны на фронт. Но люди надеялись, что всё обойдётся малой кровью. Руководители страны заверяли, что если Германия начнёт войну против СССР, то на свою территорию они врага не пустят. Но просчитались. В июне 1941 года немецкие полчища вторглись в пределы нашей страны.
Началась Великая Отечественная война. Немцы быстро продвигались по территории нашей страны и уже к осени 1941 года были у стен Москвы и Ленинграда. Отец Владимира Иван Прокопьевич Паршин вместе со своими земляками был мобилизован на фронт в первые дни войны и направлен на защиту Ленинграда.
Перед войной у них с женой Дарьей Андреевной было четверо детей: Изосим - 10 лет, Сима - 8 лет, Октябрина - 4 года и Володя – 2 годика. А под сердцем Дарьи Андреевны просился на свет пятый ребёнок. Он родился в 1941-м, когда началась война. О чём могла думать в то время женщина? Наверно, надеялась на божью помощь и на то, что война продлиться недолго, муж вернётся домой, и они заживут нормальной, счастливой жизнью. Но война затягивалась, и ей не видно было конца. Женщины в колхозе работали за себя и за ушедших на фронт. Не было времени уделять внимания детям. Их же всех надо было накормить и одеть. На трудодни хлеба давали очень мало.
Сестра Владимира Октябрина, которая и сейчас проживает в Мехреньге, вспоминает: «Война фактически лишила нас детства. Часто кушать было нечего. Спать иногда ложились голодными. Съедобные травы и «пистики» были поддержкой, хорошо, если в доме была картошка или капуста. Муки в колхозе давали очень мало, и мама, когда пекла хлеб, подмешивала в муку труху клевера. А мы и такому «хлебу» были рады. Володя очень рано научился ловить рыбу, клестов и снегирей на силки. Совсем маленьким он бегал за два километра на лесную речку Коршаж ловить налимов. Мама боялась его отпускать, т.к. часть пути надо было идти лесом, а это не безопасно. Но Володя ничего не боялся. Потом на бывшем печище деда Пронюшки ловил зайцев. Во всём проявлял смекалку и сноровку. Мы с мамой удивлялись его мастерству, стараньям и заботе обо всех членах семьи. Поскольку наш отец погиб на войне, руководство колхоза, чтобы облегчить трудное положение семьи, добилось того чтобы направить Володю в детский дом, который находился в районном селе Черевково. Добраться туда было тоже не просто: от Мехреньги пешком до станции Кизема 24 километра, дальше 100 километров поездом до Котласа и полсуток пароходом до Черевково».
Как же жилось в детдоме? Со слов Володи, там было не сытнее, чем дома у матери. Поэтому после первого класса они с товарищем решили бежать домой. Поскольку ребята боялись, что их поймают на пароходе и вернут обратно, решили добираться до Мехреньги пешком. А это около ста километров, и летом проезжей дороги нет. Какие скитания испытали маленькие беглецы можно только догадываться. После такого « возвращения домой» у матери даже не возникло мысли, чтобы отправить Володю обратно.
Осенью пошёл в Мехреньгскую начальную школу. Учительницей его была Паршина Мария Ивановна. Учился он очень старательно. Школа находилась недалеко от их дома. (Дом стоял на взгорке, в Тягуново). Электричества в то время ещё не было. Керосина тоже давали мало, лампы можно было зажигать на непродолжительное время. Поэтому письменные задания Володя часто выполнял, оставаясь в школе после уроков, а устные готовил перед топящейся печкой. Прийти же назавтра в школу с невыполненным заданием было не в его правилах. В школу осенью и весной почти все ходили в лаптях, зимой – в подшитых валенках. Сумки для книг и тетрадок шили из холста.
Володя за налимами на речку иногда успевал сбегать до уроков. Когда возвращался в школу, то из валенок торчали покрасневшие от мороза пальцы. Мария Ивановна сочувствовала ему, на что Володя отвечал: «Ничего, в классе отогреюсь!». Так тяжелое время закаляло не только взрослых, но и детей.
Прошло четыре года. Старшая сестра Серафима увезла Володю в Оксино, что недалеко от Нарьян-Мара. Там он учился в 6-м классе. Поблизости от Оксино находился аэродром. Глядя на взлетающие самолёты, Володя окончательно укрепился в мысли, что станет лётчиком. Через год, вернувшись домой, продолжил учёбу в Дмитриевской семилетке.
В 1953 году закончил 7 классов. Хотелось учиться дальше. Мария Ивановна при встречах с матерью Володи говорила: «Надо, чтобы Володя продолжил учёбу. Из него выйдет толк!» По своей деревенской наивности Дарья отвечала: «В Свердловске живёт его дядя Степан, приглашает туда. Может устроить в ремесленное училище». Женщина не догадывалась, что учительница имеет в виду совсем другое образование. Да у деревенской многодетной вдовы не было и возможности учить сына нигде, кроме ремесленного училища. Учащиеся ремесленных училищ в то время находились на полном государственном обеспечении.
Так закончилось детство мехреньгского паренька. Вернёмся в наше время. 2015 год. Загородный дом Паршина Владимира Ивановича в Подмосковье. Мы, два уже немолодых человека, чьё детство прошло в Мехреньге, предаёмся воспоминаниям. А вспомнить есть что. У каждого в жизни было много ярких и запоминающихся событий. Но тому, чего достиг Владимир Иванович, что повидал, объехав, а точнее, облетав весь мир, позавидует каждый. Вспоминая прожитое, мысль невольно возвращала нас в Мехреньгу, где прошло наше детство, где наши родовые корни.
«Самым запоминающимся событием моего раннего детства, – говорит Владимир Иванович, – был день, когда наша семья узнала о гибели отца. В дом принесли похоронку. Все плачут. Соседка Ульяна Павловна берёт меня на руки, снимает с печи и говорит: «А татьки у вас больше нет!» Хотя я не до конца в таком возрасте осознавал происходящее, а слова эти остались в памяти на всю жизнь».
Кстати, когда Владимир подрос и, как говорится, «встал на ноги», нашёл место захоронения погибшего отца и организовал поездку туда родственников.
«Часто задумываюсь, - говорит он далее. - что мне дала Мехреньга? Да практически всё. Деревенские условия закалили моё здоровье, летом и зимой на свежем воздухе, работа в поле. Жизнь приучила к преодолению трудностей. Это позволило осуществить свою мечту. Считаю, что мой путь в большую авиацию начался именно с Мехреньги, с моего трудного детства!»
Учёба. Совершенствование мастерства
В Свердловск Володя прибыл по приглашению дяди Степана, брата отца, и поступил там в ремесленное училище. Там выдали форму. Впервые в жизни надел новые ботинки. Вот было радости! Учился с большим интересом.
Через год поступил в вечернюю школу рабочей молодёжи (ШРМ). После успешного окончания училища ему предложили учиться в техникуме трудовых резервов, но, узнав, что в том городе нет аэроклуба, он отказался.
Стал работать на заводе и продолжать учёбу в вечерней школе. Закончив школу и получив аттестат зрелости, стал осаждать военкомат, чтобы его направили учиться в лётное училище.
Но добиться этого было не просто. Когда встал вопрос о его направлении на учёбу, успешно прошёл отборочную медицинскую комиссию, конкурс был большой. В августе 1958 года он стал курсантом Омского лётного училища. В 1960 году, когда готовился выпуск, курсанты уже знали, кто из них где будет служить.
Владимира планировали направить на Север в морскую авиацию. Но появились «подводные камни» откуда их никто не ожидал. В этом году началось печально известное хрущёвское сокращение вооружённых сил. Из армии было уволено 1 млн.200 тыс. человек. Сразу же выпуск нескольких военных училищ «попал под нож». Вместо долгожданных лейтенантских погон и штурвала самолёта выпускникам пришлось искать работу на гражданке. А это в такое сложное время сделать было очень непросто.
Так наш герой снова оказался в Нарьян-Маре. Там ему предложили работу авиатехника, но тут же обнадёжили, что в течение двух лет переведут на лётную работу. Через год его направляют в город Кировоград осваивать гражданский самолёт Ан-2. Закончив учёбу, он возвратился в Нарьян-Мар и стал летать. Работая, стал серьёзно задумываться о продолжении учёбы, т.е. о получении высшего образования. Стал интенсивно готовиться к поступлению в институт. Летом 1962 года поступил на заочное отделение Киевского института гражданской авиации. Отработав на Севере четыре года, был переведён в Кировоградский ОАО на должность командира звена самолётов Ан-2. После получения диплома об окончании института гражданской авиации назначен пилотом-инструктором Кировоградской школы высшей лётной подготовки.
Потом Владимир Иванович несколько лет трудился на командных должностях в Магаданском управлении гражданской авиации. В 1975 году его приглашают в Москву. После короткого разговора с заместителем министра Б. Грубием его направляют в 235-й авиаотряд командиром самолёта Ту-154. Всего через несколько месяцев он уже заместитель командира эскадрильи. В 1979 году его переводят в Центральное управление международных воздушных сообщений. А вскоре в числе первых пилотов ЦУМВС он переучивается на Ил-86. К этому времени им уже было освоено пилотирование самолётов Ан-2,Ил-14, Ан-24, Ил-18, Ту-154. Его большой опыт и безупречная работа дали право Министерству Воздушного флота именно его назначить первым командиром эскадрильи самолётов Ил-86.
С этим самолётом и его лётным подразделением связаны лучшие страницы лётной жизни Владимира Ивановича. Для сведения : в удобных салонах этого аэробуса располагаются 350 пассажиров, скорость лайнера 900 км. в час, дальность беспосадочного перелёта -5000 км. Впервые об этом самолёте он услышал из уст председателя правительства А.Н. Косыгина, когда работал в Магаданском управлении.
Тогда Владимир Иванович был назначен старшим в экипажах самолётов Ил-14, Ан-24 и Ил -18 на период полётов Алексея Николаевича по территории области. В зависимости от аэропорта выбирался и самолёт, который мог туда лететь. Косыгин рассказал, что в конструкторском бюро имени Ильюшина разрабатывается самолёт Ил-86. Этот разговор прочно осел в памяти Владимира и он начал мечтать о полётах на Ил-86.. И вот его мечта осуществилась. Он за штурвалом этого огромного лайнера. 13 мая1981 года два экипажа Ил-86 выполнили первые самостоятельные полёты. Экипаж В.Паршина из Внуково в Ташкент и обратно, экипаж В. Мишустина из Внуково в Минводы и обратно. Вместе с полётами по внутрисоюзным трассам активно велась работа по подготовке и осуществлению полётов в другие страны. И вот 3 июля 1981 года экипаж ЦУ МВС, руководимый командирами воздушных судов Владимиром Паршиным и Владимиром Мишустиным на самолёте Ил-86 с бортовым номером 86009 выполнил первый регулярный международный рейс по маршруту Москва - Берлин-Москва. В начале освоения Ил-86 проводилась и большая рекламная работа. Она включала участие экипажей и самолётов в демонстрационных полётах.
В начале июня 1982 года они проводились в аэропорту Софии (Болгария), а в августе 1984 года - на авиасалоне Фарнборо (Англия). В полёте в кабине самолёта находился не только экипаж самолёта в составе командира В. Паршина, штурмана В. Недликова, второго пилота В.Одинца , но и генеральный конструктор самолёта Г.Новожилов. После полёта на земле салон посетили десятки тысяч человек. В Фарнборо английские зрители и гости из других стран бурно рукоплескали, видя чёткую и слаженную работу русских лётчиков. За свою продолжительную лётную практику, вспоминает он, в полётах было много встреч с известными людьми. Работая в Правительственном отряде однажды перевозил по маршруту Москва – Могадишо (Эфиопия) Председателя Президиума Верховного Совета СССР Н.В.Подгорного. Также приходилось перевозить и руководителей других стран, например Цеденбала (Монголия), Т. Живкова (Болгария) и др. Особо запомнилась встреча с лётчиком-космонавтом Германом Титовым. Владимир с интересом слушал как Титов готовился к поступлению в лётное училище, как стал космонавтом. Чувствовалось, что он был очень недоволен, что не его послали в космос первым. С нескрываемой теплотой вспоминает он знакомство на высоте десять тысяч метров с выдающимся киноактёром – народным артистом Советского Союза Георгием Жжёновым. Гордится тем, что исполнитель главной роли в кинофильме «Экипаж» подарил ему свою фотографию с автографом и такой надписью: «Командиру корабля Владимиру Паршину от командира «Экипажа» Г. Жжёнова». Вручая фотографию, Георгий Степанович искренне признался, что, снимаясь в картине, он стремился через своего героя показать то лучшее, что есть в гражданских лётчиках, - самоотверженность, надёжность, высокий профессионализм.
Очень серьёзный экзамен отряд Ил-86, которым руководил В.И Паршин выдержал летом 1984 года во время проведения в Москве Игр Доброй Воли. Коллектив отряда успешно справился с поставленной задачей. Был выполнен огромный объём перевозок из Южной Америки, Японии, Европы. За весь лётный период, вспоминает Владимир Иванович, небо не всегда было безоблачным. В странах Африки и, особенно на Ближнем Востоке, нередко происходили военные перевороты и наши экипажи попадали в таких случаях в крайне сложную обстановку. Так неоднократно было в Южном Йемене, в Ливане. Однажды, когда мы находились в Бейруте, враждующие стороны открыли артиллерийский огонь, несколько снарядов прошили стены гостиницы, где мы отдыхали. Пришлось скрываться в ванных комнатах. Потом нас срочно перевезли на территорию посольства. Паршин Владимир Иванович на своём Ил-86 побывал практически во всех странах мира, где есть хорошие аэродромы. Впечатления от того, что он там увидал остались на всю жизнь. Особенно поразили города Рио-де-Жанейро, Буэнос- Айрес, Сингапур. Обо всём рассказать невозможно. Но вот что особенно бросилось в глаза. В преобладающем числе стран очень трепетно относятся к своей истории и сохранению памятников культуры. В заключение добавим, что общий безаварийный налёт В.И Паршина составил более 20000 часов. Он награждён знаком «Отличник Аэрофлота», орденом Трудового Красного Знамени. Указом Президента России ему присвоено высокое звание «Заслуженный пилот Российской Федерации». Владимир Иванович сейчас на заслуженном отдыхе, многолетний труд, требовавший высокого профессионализма и полной самоотдачи дают о себе знать, но он продолжает держать себя в форме. Пожелаем же ему отличного здоровья и оптимизма на долгие годы.
С.П.Паршин
Дядя Вова у по вчера
*умер