Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
Александр Сафронов: "У моей гитары есть душа, только она беспокойная"
Первое знакомство устьяков с творчеством Александра состоялось на фестивале «Киземские струны» летом 2014 года, и вот приятная новость недели: он приезжает к нам снова!
Кто он? В среде знатоков авторской песни он на высшей строчке за отбор стихов и лиричность песен, за подвижничество и любовь к провинции. За это отметил его и мэтр авторской песни Александр Городницкий, которому он аккомпанировал на концертах в г. Коряжма и Котласе в рамках проекта «Парад бардов». Будучи известным, он не стал другим, остался верен корням своей Карелии, «где раны бинтует пречистая стужа, ветер качает сердечную боль». Открытый и, одновременно, сдержанно-мужской стиль исполнения вызывает доверие зрителей.
А песни его настолько разноплановы, что порой трудно понять, как это в нем все умещается разом. Происходит это еще и потому, что рядом с ним талантливые авторы, доверяющие стихи Александру, зная, что они по-новому зазвучат с его хорошей музыкой. И тут происходит чудо: мысль и образ выражаются в стиле блюза, романса, джаза, былины… Хотите убедиться, что это возможно? Добро пожаловать на концерт, где будет разговор со зрителем. Впрочем, услышав его один раз, вам захочется снова и снова поставить диск с его «Акустическим проектом SOFRONOFF», собравший 10 его альбомов. Это итог его творчества с 1988 г. Стать настоящим бардовским композитором непросто: за плечами Александра Высшая школа деятелей сценического искусства ГИТИСа, 2000 год сделал его лауреатом самого престижного Грушинского фестиваля и в Питере на конкурсе «Весна романса» (классический романс). Но он, по-прежнему, скромно заявляет, что он «не полный автор», в основном пишет музыку на стихи других поэтов: Сергея Каплана, Юрия Лореса, Шухрата Хусаинова, Владимира Бережкова, Александра Воронина, Ф. Дымова.
Приехав в Устьяны на фестиваль «Киземские струны», он признался, что из всех бардов, на чьих песнях он вырос: Высоцкий, Галич, Окуджава, самый любимый – Юрий Визбор. Может быть, поэтому он снова приезжает к нам в гости, чтобы не только Кизема могла слушать хорошие песни.
Скажу сразу: его надо не просто слушать. Он заставляет думать, сопереживать, философствовать, грустить, радоваться, с его песнями «и только верить можется, и любить не вслух..»
Они «на ресницы вам солнышком брызнут сквозь бурьян мелочей», и вы поймете, что такое не спать ночами, «открывая закон равноденствия глаз», что все же «время – бездарнейший врач», как «стынет листопад на плечах», как может «старый ноябрь расстрелять наши души картечью».
Его музыка удивительно вырисовывает пейзажи всех времен года:
«Был февраль, он разматывал пряжу по негнувшимся пальцам стволов»;
«Припаяны осенью к оставам сосен горящие крылья берез»;
«Осень сейчас, как на старом рояле играет ноктюрн под дождя ксилофон».
Музыка захватывает, как свежий ветер, в ней волшебство зимы и нежные колокольчики лета с лиловым озером иван-чая, весенний свет, когда «окна капелью промоет апрель».
Обо всем этом поет Александр Софронов, родившийся на Белом море, там где:
«И побиваясь лучом сквозь морозы,
Солнце не может поджечь до весны
Светлую свечку карельской березы,
Темную свечку карельской сосны…»
Он наш, и уже давно живя в Москве, он также чувствует Север, любит неравнодушную провинцию, открытых людей и сам открыт им навстречу. Недаром часто завершает концерт шутливой «Песенкой в антракте»:
«В мире рассыпчатом станьте улыбчивы Будет и вам хорошо!»
Стать такими вам, правда, поможет встреча с этим удивительным человеком, мужчиной, не утратившим мужской ген в авторской песне и в жизни, оттого и у его «гитары есть душа, только она беспокойная».
Валентина Борисова