архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная О земляках Будринский почтальон

Будринский почтальон

Будринский почтальон

20 июня 1941 года в 6 часов вечера жители деревни Будрино Строевского сельского совета были ослеплены сильнейшей страшной грозой. Небо вмиг сделалось почти черным. Молнии разрезали ей до самой земли. Это явление природы напугало до смерти будринцев. Старики только крестились и твердили, что никогда такого не было: «Это не к добру, это к какой-то беде!»

Через два дня, 22 числа, председатель Строевского сельсовета стуком в железный брус собрал людей и объявил, что началось война с немцами. Все были ошеломлены сообщением. А уже назавтра пятерым вручили повестки. Пятнадцать мужчин ушли защищать Родину из Будрино, а вернулись трое. Первая похоронка пришла в декабре 1941 года – 20-летний Николай Лукинский пропал без вести, потом на Кузнецова Павла – он пропал без вести в феврале 1942 года, Усачев Константин погиб в июле того же года. Похоронки шли в деревню до 1947 года. Уж и родители умерли тех солдат, так и не узнав, что их дети погибли.

Семья Ефима Федоровича Волова из Будрино осиротела, когда жена его, Василиса Петровна, родив четвертого ребенка, умерла. Сыну Мише в то время было 3,5 годика. Через некоторое время Ефим снова решил жениться. Мачеха оказалась трудолюбивой, но очень не ласковой к чужим детям, сама еще родила четверых.

Миша, можно сказать, жил за спиной старшей сестры Дуси. Она была ему и нянюшкой, маленькой мамушкой: куда девочка, туда и братик, как хвостик.

Отца почти никогда не было дома – все время в работе, в пути. А трудился он старшим конюхом: организовывал колонны лошадей. Возили скипидар, смолу с Ямной к реке до Пенья. Складывали на берегу бочки, которые потом пароходы увозили. Ефиму Волову сподручно было работать с лошадьми, ведь он воевал с Чапаевым в 25-й Чапаевской дивизии, где конь был средством перемещения. В Великую Отечественную войну Ефима Федоровича в действующую армию не призвали – ведь ему в 1941 году исполнилось 47 лет. На 2-й год войны, когда шло строительство железной дороги на станции Костылево, Волов служил в военизированной охране. А потом его отправили на 4,5 года в Воркуту охранять пленных немцев. Вернулся Ефим Волов в Будрино лишь в 1947 году.

Первая военная зима была еще сытной: у будринцев сохранялись запасы. Но особенно тяжелыми стали 43-45-й годы. В 1944 году вообще не выросла картошка. Люди жили на подножном корме: «пистики», головки клевера, грибы, ягоды. Очень страдали семьи от отсутствия соли в житье. В семье Миши Волова до войны соль хранилась в двух больших полутораметровых деревянных корытах. Теперь они были пустыми, но пропитанными солью. Эти корыта мелко – мелко изрубили, а потом деревянные кусочки варили. Вода получалась солененькой, из нее варили суп в чугунках, и очень берегли остатки. Березовая зобенька, в которой до войны тоже хранилась соль, аккуратно была разобрана на лычки, они замачивались и подваривались. Позже привозили в деревню из Шангал крупную, очень грязную соль для скота – люди подворовывали ее.

В Будрино была своя четырехклассная школа, в ней Мишу Волова учил Александр Федорович Усачев. А в 5-й класс уже ходили в Строевское за 4,5 км. каждый день. Ждали будринские детишки очень весну, ведь можно было досыта налакомиться сосновым соком, идя в школу или обратно. Пять благодатных весенних дней в году было только на это. Сначала снимали кожуру с дерева, а потом проволочкой или струной с ручками сверху вниз срезали тоненький, белый, очень вкусный слой – сладко и хрустит. Дома съедали, вместо сахара, за чаем. Правда, если не отберут другие ребята, пока несешь. Самые вкусные сосны росли в «Карпатах». Но потом запретили деревья портить, и использовали эти сосны уже только для заготовки островья. А будринцы все равно, идя в школу в Строевское, брали с собой ножички, чтобы с их помощью опять наснимать соснового сахара. Матери давали на обед детям по несколько картофелин. Пока ребятня идёт в школу, по дороге несколько штук съест. Чтобы осталось на вечер, зароют в снег, колышек поставят. А вечером съесть не всегда удавалось – крали другие.

Наступившая весна и для детей тоже была горячей порой. Вывозили навоз на поля, боронили землю после пахоты, посевы.

Миша Волов был добрым, послушным, смышленым мальчишкой. После 5-го и 6-го классов летами он работал почтальоном: именно ему доверили это ответственное дело. С сумкой на плече бежал 5 км до Строевского, забирал там газеты, письма, извещения на посылки. Похоронки, правда, другие носили. Нравилось парнишке общение с людьми. Эту тягу к общению он пронес через всю жизнь, навсегда останется в душе почтальоном и свяжет свою судьбу с почтой. А пока еще шла война…

9 мая, как обычно, будринские школьники прибежали в Строевское на учебу. На улице около сельсовета собралось много народу. Ребятишек послали в поля, чтобы сообщить о Победе. Женщины бросили пахать. Миша помнит, как лошади устало плелись.

В январе 1943 года на этой же площади состоялся митинг в поддержку фронта. Женщины – колхозницы говорили, что будут работать еще лучше, не жалея своих сил. Здесь же они передавали свои сбережения на танковую колонну. В музее нашей Дмитриевской библиотеки имени М. Романова хранятся облигации денежно-вещевой лотереи 1942 года, военного займа 1943, 1944 годов, денежно-вещевой лотереи «Тыл – фронту» - 1944 года.

Михаил Волов заканчивал 7 класс Строевской семилетней школы, оставалось сдать экзамены. Мачеха распорядилась – никаких экзаменов, только на работу. Учительница английского языка приходила на дом к Воловым, поспрашивала Мишу, поставила зачет.

Так закончилась школьная пора для четырнадцатилетнего паренька. Мальчишка ушел в Едемский лесопункт и проработал там целый год помощником диспетчера – считал лесовозы.

В Архангельск на 23-й лесозавод требовались рабочие для спасения леса – случился огромный затор. Туда и направили из лесопункта трех будринцев. 12 мая 1948 года связали для них плот из 18 бревен, сделали два весла, наклали огня на бревнах и отправили в путь – до Шангал. Предупредили ребят, что если встретят пароход на реке, то пусть не боятся. Около Орлово действительно настиг их пароходик. От набежавшей волны плот с пассажирами перевернуло. Багры утонули. Парни кое-как с котомками на берег выползли. Оказалась тут деревенька Медведково с пятью домами. Пустили их посушиться в дом, а потом вышли мобилизованные на большую дорогу, и в Шангалы пришли в 4 часа дня. С Костылево отправили в Архангельск, где 1,5 года Михаил проработал в Маймаксе на сортировке леса с 8 утра до 8 вечера. Встретил тут еще пятерых парней из Щапинской. Ну, а сам получил на лесозаводе паспорт и уехал на родину – в Будрино. Снова ушел в Едемский лесопункт на заготовку леса. Начали поступать лебёдки, работать стало легче. А тут Михаилу пришла повестка в армию. Начинал служить в 1949 году в Латвии, потом перекинули в Мурманскую область в войска воздушного наблюдения и оповещения связью. Отслужив, Михаил окончательно решил стать связистом, устроившись в районную контору монтером по радиофикации. Через три месяца Волов стал организатором по подписке, да так и остался на почте на 35 лет. В нем сразу же заметили ответственность, что очень важно на этой работе.

Михаил Ефимович помнил, как в те далекие годы войны, ему, одиннадцатилетнему мальчишке, доверили доставлять почту, как наставляли об ответственности. Те дети уже по-взрослому воспринимали наставления, чувствуя, что страна в беде, что все было подчинено Победе.

Михаил Ефимович Волов заочно окончил Ленинградский техникум связи. Работал начальником отделения Едьмы, Ульюхи, Студенца, ревизором по районным отделениям связи, которых тогда было 46. Приезжает ревизор Волов в деревню, подходит к одному из главных зданий – почте, а на крыльце собаки, козы лежат и почта закрыта. Понятно, что хозяина тут нет. И с почты прямиком в сельсовет, чтобы у председателя узнать характеристику на почтальона.

Устьянские просторы… Вдоль и поперек исходил их почтальон Волов, и все пешком. Лишь в Синики добирался на самолете и вертолете, да до Тарасовской Дмитриевского сельсовета плыл на плоту из 3-х бревен 30 км. по реке, изнывая от жары и овода.

Дети войны… Голодные, разутые, раздетые, это они строили страну после разрухи. Закаленные работой и духом, они и сейчас остаются такими.

В профессиональный праздник, день почты России, Михаила Ефимовича хочется от души поздравить и пожелать здравия на долгие годы.

Татьяна Илясова, с. Дмитриево

11 июля 2015

Комментарии (0)