Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
Домик у старой дороги
Тихая деревенская улица, залитая теплым светом, палисадники, раскрашенные обильным цветением разноцветных окрасок космеи, лилий, настурции, бархатцев… А когда-то здесь с утра и до вечера рычали моторы машин и тракторов, а за деревней пастухи зычно выгоняли коров на пастбище. Сегодня здесь изредка услышишь голос пастуха, да приезжие ребятишки шумной ватагой промчатся на берег. Старая деревенская улица, проходящая вдоль до боли знакомых фасадов постаревших домов, привела меня к знакомой калитке.
Я присела на скрипучей ступеньке крыльца, словно боясь вспугнуть время, когда я жила здесь в свои 18 лет.
Мысли, как старые друзья, пытались приободрить перед встречей. Распахнув дверь, я увидела Клавдию Ивановну со спины. На столе лежали документы, а со стен на нее смотрели с плакатов умные лица Губернаторов почти всех созывов. О чем она задумалась в тот момент? Я потихоньку обняла ее за плечи, чтобы поздороваться и увидела слезинки на ее глазах. Такая вот встреча накануне 90-летия этой хрупкой, но такой сильной женщины Клавдии Ивановны Рыжковой.
Она почти не изменилась за эти годы, только слуховой недуг мешал говорить о жизни, но в этом нам помогал привыкший к такому общению сын Сергей Васильевич.
-Ходила матерь по рыжики в августе и принесла в подоле меня, наверное, потому и я люблю по лесу бегать, - говорила раньше Клавдия Ивановна, собравшись на соседских вечерушках. - Жизнь-то наша, бабы, хоть и тяжелая, да не зря прожита, робили-то не за рубль, а ломили, как лошади, да все для страны.
По судьбе ей образование далось только три класса, но природная сметка всегда выручала и, несмотря на худобу и маленький рост, мало кому в работе уступала. Кормила коров, потом, в годы войны, закончив ФЗО, пошла на Кузнечихе в Архангельске делать мины для фронта. Не обошли ее и оборонные работы под Вологдой, в Коноше рубила и возила лес, в Двинском Березнике на сплаве трудилась.
Воротившись в Чадрому, пошла в лесохимию, а появилось место на почте, с удовольствием взялась за работу. Двадцать лет в любую погоду из Чадромы в Петраково доставляла землякам посылки и газеты. Не оттуда ли привычка читать «районку» от корки до корки? Она и сейчас может что-то спутать порой, но все новости района расскажет, как «Отче наш».
Вроде бы незаметная, худенькая, а какой крепкой рукой воспитала двух сыновей, которым сумела дать образование на свою крошечную зарплату технички школы! Она обогревала теплом школьную детвору 40 лет и даже, выйдя на пенсию, еще десять лет не могла расстаться с работой.
- Таких людей поискать: откуда только силы брала так выполнять работу?!, - отзывается о Клавдии Ивановне бывший директор Чадромской школы Градислава Васильевна Ковалева. - Очень добрый, отзывчивый человек она, работящий, со всей душой и гостеприимный.
Бывая по рабочим вопросам на сходах, приезжая с концертами, неизменно первой, с кем встречалась в клубе - с Клавдией Ивановной. Всегда в первом ряду в своей любимой светло-коричневой курточке и веселом цветастом платочке. Порой, когда односельчане заворчат по какому-нибудь поводу, она спокойно скажет: «Да полно давай ругаться-то, что теперь не жить, надо совсем немного: чтоб автобус ходил, да медик был». Но к докторам как раз и не спешит, только по крайней нужде. До прошлого года все еще ходила в лес по ягоды и грибы по своим привычным местам, а вот в этом году зрение совсем подводить стало.
Но привычным деревенским маршрутом старается ходить, надо ведь знать, как в деревне живут.
Жаль, в деревне нет уж тех, с кем прошли трудные, но все равно хорошие годы, и время сейчас больше проводит в избе, где в красном углу обсуждали с Величавой Викторовной деревенские новости. Глянцевые выборные плакаты кандидатов рядом с ликами святых у божницы. Клавдия Ивановна просто излучает внутреннюю доброту и оптимизм. И даже, прощаясь у дверей, промолвила: «Что теперь не жить, вот бы зрение только боле не подвело, а так - на своих ногах в 90 лет и слава Богу»!
С Юбилеем, Ивановна! И, думаю, подарком долгожителю Чадромы от администрации МО «Октябрьское» будет расчистка зимой улицы к старенькому домику у дороги, где живет маленькая сухонькая старушка с сильной верой в лучшее в людях.
Валентина Борисова