архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная О земляках Душа его была предназначена для доброты и правды

Душа его была предназначена для доброты и правды

Душа его была предназначена  для доброты и правды

Как быстротечно время! На дворе 2015 год, полный юбилейных событий: отметили 50-летие Устьянского Народного хора, впереди 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, 40-летие Устьянского центрального Дома культуры. Праздники, праздники… А я вот о грустном.

В селе Кучушерка Кировской области 3 августа 1946 года в простой советской семье Матвея Ивановича и Лидии Ивановны Коряковых родился сын Аркадий. Аркаша – так ласково звала его мама. Детей было четверо, Аркадий родился третьим.
В детстве, когда Аркаше было всего три годика, он уже интересовался музыкой. Его папа был музыкальным: умел играть на двуручной пиле. С третьего класса школы Матвей Иванович начал обучать сына игре на балалайке и гармошке. В семейном кругу, под аккомпанемент папы и брата, вспоминает сестра Аркадия Евгения, звучали: «Ох, вы сени, мои сени», «Семеновна» и т.д. Да так здорово получалось, что мама пускалась в пляс.
После смерти отца (он умер в январе 1959 года в 45 лет – сказались война, ранения) жить стало трудно.
Но когда Клавдия, родная тетя по маминой линии, подарила Аркадию баян, его радости не было предела. Судьбой было предназначено – быть ему музыкантом! В 1969 году он закончил культурно­просветительное училище г. Йошкар­Олы Марийской АССР по специальности культпросветработник, руководитель хорового самодеятельного коллектива.
Музыканты знают, что не каждый «хоровик» имеет такой багаж игры на различных инструментах: Аркадий расписывал хоровые партитуры, аккомпанировал.
И то, что хоровой коллектив под руководством Веры Михайловны Летавиной в 1972 году получил диплом 1 степени, удостоился права участвовать в тематическом фестивале народного творчества и получил почетное звание «Народный», огромная заслуга его, Аркадия Матвеевича Корякова.
У него был уникальный слух. В своем любимом ансамбле «Молодость» он играл на клавишных, иногда на аккордеоне. Делая аранжировки на соло, ритм­ и бас­гитарах, применял все свои способности, навыки и умения. Он всегда старался добиться максимального результата. И у него это получалось.
Скромный, стеснительный, застенчивый, он как бы смотрел на все свои творения со стороны.
В клуб Шангальской лесобазы он устроился на работу в сентябре 1970 года на должность художественного руководителя. Я в том же году по направлению профсоюзного комитета лесобазы (председатель профкома Михаил Яковлевич Пуляев, директор Николай Васильевич Мухин) поступила в культурно­просветительное училище г. Архангельска. Учиться поехала по рекомендации Веры Михайловны Летавиной, заведующей клубом, так как с детства была активной участницей. Да и не одна я: многие успевали и петь, и плясать, играть в водевилях и спектаклях.
Официально я была принята на работу в июне 1973 года. Но в процессе обучения практику проходила в своем любимом клубе. И как­то летним утром, придя в клуб помогать Вере Михайловне, услышала легкие шаги. Зашел молодой юноша с добродушной улыбкой на лице. Так мы и познакомились с Аркадием Коряковым. Началась совместная творческая работа. Оформляю ли задник сцены, пишу ли сценарий, он всегда был рядом со словами: «Может, чем­то помочь?»
Он аккомпанировал хоровым коллективам: взрослому и детскому, вокальной группе, солистам и дуэтам, танцевальным коллективам, руководил ВИА «Молодость». А как виртуозно на баяне он исполнял «Полет шмеля» Н.А. Римского­Корсакова! Какие мы проводили «Веселые горницы», вечера «От всей души», «Тем, кому за…» и в клубе, и уже в новом здании Дома культуры! И на первом месте всегда был человек­труженик, ему посвящались тематические вечера, вечера­портреты, проводы на пенсию «По труду и честь» и т.д.
Много было мероприятий и для молодежи. Если «Осенний бал», то в центре танцевального зала ставилась березка. По инициативе Аркадия – гроздья красной рябины, как гирлянды, вешали за два часа до прихода гостей, чтобы в зале пахло лесом, дышало осенью.
В танцевальном зале для ансамбля была сделана эстрада. И эту эстраду каждый раз оформляли по­новому. На осенний бал плели из шпагата «паутину», на Новогодний вечер из фольги делали «ледяную» избу. Душа болела у Матвеича, как его ансамбль будет выглядеть на празднике.
По Указу культурно­массового отдела Обкома профсоюзов г. Архангельска (заведующей была Анна Александровна Бабушкина) нашему Дому культуры за хорошую работу было присвоено звание «Базовый». Проводились семинары по обмену опытом работников культуры районного, межрегионального значения. Мы были обязаны обслуживать концертами, проводить показательные мероприятия в клубах Устьянского, Костылевского, Дмитриевского леспромхозов.
В 1978 году мы получили свой автоклуб. Председателем профкома тогда был Геннадий Николаевич Завиялов, директором Михаил Епифанович Хроменков. Вот тут и начались наши гастроли. Спасибо нужно сказать председателю Устьянского райисполкома Владимиру Евгеньевичу Кашину, руководству предприятия за то, что участников концертов отпускали с работы с сохранением среднего заработка, официально этого было делать нельзя. Поэтому освобождали участников самодеятельности, особенно на дальние поездки, по минимуму, мы старались ездить сами: А.М. Коряков, Л.И. Цуканова, Н.В. Кашина. Аккомпанировали, пели дуэтом, на мне были танцевальные номера, ведение концертной программы. Программу составляли для смешанной аудитории. Приедешь в сельский клуб ­ яблоку негде упасть. Сами продавали билеты, стояли на контроле. Привозили выручку до 1000 рублей. По тем временам это были большие деньги. По два, а то и по три концерта в день давали. Умудрялись в плохую погоду даже в Квазеньгу попасть. Обслуживали концертами Вельский, Шенкурский районы.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить через газету всех, кто принимал участие в этих поездках, просто участвовал в ансамбле: Юрия Летавина, Елену Домашнюю, Валерия Едемского, Владимира Зайцева, Виктора Полияна, Владимира Николаева, Ирину Знаменскую – Синицкую, Юрия Михайлова, Николая Саидова, Риту Мамышеву, Владимира Чупрова, Владимира Ергина, Александра Домашнего, Людвигу Корякову – Ергину, Валентину Авакумову, Владимира Шлейгера, Александра Шилова и других.
Вспоминаю с благодарностью о тех, кого сегодня нет с нами: Лидию Знаменскую, Александра Владимирова, Сергея Кокорина, Мишу Киевского, Володю Авакумова, незабываемого талантливого музыканта Владимира Андреевича Пантюхова, ушедшего из жизни в 2014 году ­ ему было всего 50 лет.
Но самой дорогой, незабываемой личностью, человеком, душа которого была предназначена для доброты и правды, остается Аркадий Матвеевич Коряков. Ему чужды были угодничество, лицемерие и ложь. Он был добрым и в то же время требовательным. Он всегда мог отстоять свою точку зрения, убедить. Любил пошутить, поддержать в трудную минуту. А мы вот не смогли ничем помочь...
После тяжело перенесенной операции, он научился заново ходить, вернулся на работу, но все было тщетно. 23 февраля мы с Лидией Иосифовной Цукановой поехали в Шангальскую больницу навестить, поздравить его. Врач разрешил пообщаться, попить чайку. Аркадий старался улыбаться, шутить. Было такое чувство, что не мы пришли его подбодрить, а он нас. А в ночь с 6 на 7 марта 1985 года его не стало. 30 лет прошло. Не было и дня, чтобы мы не вспоминали о нем. Навсегда он останется в моем сердце и в сердцах тех, кто знал и помнит его.

Н.В. Кашина (директор ДК 1977­2000 гг.)

P.S. Если все описать – книги не хватит, а надо бы. Ведь затронется целая плеяда директоров, председателей профсоюзных комитетов, председателей поселковых Советов, руководителей района и вообще великолепных работников культуры, с которыми довелось поработать.

7 марта 2015

Комментарии (0)