архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная О земляках Евдокия и половики с пирогами

Евдокия и половики

"с пирогами"

Евдокиевские дни в Шенкурске - это событие на слуху у каждого человека, связанного с традиционным ремеслом. У наших шенкурских соседей в четвертый раз (начиная с 2008 года) проводятся встречи мастеров России. Тема встреч - ткачество и традиционный текстиль. Желанными гостями текстильного фестиваля являются и устьяки. Но не только участие в Евдокиевских днях связывает нас с шенкурскими соседями. Дело в том, что Евдокия Александровна Кожевникова (в девичестве Верюжская - на снимке справа), в честь которой и назван фестиваль ткачества и традиционного текстиля, родом из села Бестужево Устьянского района. И принадлежит она к роду известных священнослужителей Верюжских (газета «Устьянские вести», № 11 - 14 за 2008г., очерк доцента ПГУ Матафанова Н.Н. «Из рода священнослужителей Верюжских»).

История фамилии Верюжские ведет свой отсчет с конца 17 века. Фамилия была образована от названия реки Верюга (финно-угорского происхождения), протекающей неподалеку от церкви. Подтверждением этого могут служить сведения из поколенной росписи фамилии Верюжские, любезно предоставленные жителем села Бестужево Честнейшиным Александром Павловичем. «Фамилия Верюжские появилась в начале 18 века в среде священников Верюжского прихода церкви Введения Пречистой Богородицы. Родоначальником фамилии можно считать священника Симеона Космина (скончался в 1717г.). Не сохранились документы, где бы он значился под фамилией Верюжский, но его сыновья, а также внуки носили эту фамилию. Сам Симеон Космин предположительно является сыном дьячка церкви Николая Чудотворца Никольской волости Козьмы Никонова, жившего во второй половине 17 века», - рассказал Александр Павлович.

По воспоминаниям племянницы Евдокии Кожевниковой Кошелевой Светланы Степановны (в девичестве Верюжской) дед Евдокии Александровны Степан Александрович происходил из семьи священника. Сын его Александр Степанович с женою Юлией Константиновной (в девичестве Быковой) проживали в селе Бестужево. Занимались разведением и продажей лошадей, за счет чего и существовали. 23 февраля 1908 года в их семействе родилась девочка, которой при крещении дано было имя Евдокия. Всего в семье Верюжских было восемь детей: Павел, Василий, Анна, Ольга, Федор, Степан, Евдокия, Иван. Отец Александр Степанович рано умер, и вся забота о семействе легла на плечи жены. Юлия Константиновна происходила из крестьянской семьи, характера была властного. Светлана Степановна рассказывает: «Все девочки того времени очень рано постигали науку жизни, науку выживания в крестьянской среде. От своих матерей и бабушек учились прясть, ткать, чинить одежду, готовить пищу. С самого раннего возраста дети выполняли посильную работу, к шести годам у мальчиков уже были свои орудия труда: топорик, маленькие коса и грабли, у девочек - прялка, швейка».

 

Традиции крестьянского труда Юлия Константиновна передала своим детям. В доме у каждого члена семьи были свои обязанности, согласно возрасту и возможностям. Праздное времяпрепровождение не приветствовалось. Привычка «не сидеть без дела» сохранилась у Евдокии Александровны до конца жизни. Несмотря на немалые трудности, Юлия Константиновна позаботилась, чтобы все дети получили образование в церковно-приходской школе.

РЕВОЛЮЦИЯ И СВЯТЫНЯ

По воспоминаниям Нецветаева Павла Андреевича, жителя деревни Ивашевская: «До революции две ярмарки проходили в Бестужево: Прокопьевская летом, а зимой - Введенская. Купцы приезжали из Шенкурска, Великого Устюга, с. Черевково. Раньше до Шенкурска ездили напрямую. От Бестужево до Россох - 29 километров».

После Октябрьской революции жизнь изменилась и в Бестужевской волости. В связи с этим хотелось бы рассказать историю, связанную с местночтимым святым Прокопием Праведным, устьянским чудотворцем, мощи которого на протяжении трех столетий открыто почивали в деревянном храме Рождества Христова. Все эти три столетия во Введенском приходе служили священники Верюжские…

В марте 1919 года в село прибыла антирелигиозная комиссия по вскрытию мощей в составе 22 человек. Евдокии Александровне на тот момент было одиннадцать лет и она, вероятнее всего, была свидетелем этих событий, так как проживала недалеко от храма. Прибывшей комиссией (в присутствии верующих) произведено было освидетельствование мощей Прокопия Праведного. Через месяц власти предприняли попытку вывезти мощи в г. Вельск, для чего в Бестужево прибыл отряд, состоящий из 20 солдат. Несмотря на секретный характер операции, слухи о предстоящем вывозе мощей облетели всю волость и вызвали массовый протест населения. На защиту святыни собрались полторы тысячи жителей, в основном женщины и старики, которые окружили храм плотным кольцом. Единственное, что удалось сделать отряду - это перекрыть вход на колокольню, чтобы предотвратить набат, который мог многократно увеличить число протестующих. Только после того, как командир пообещал увести отряд, а мощи оставить, народ успокоился и криками «с Богом!» проводил севших на подводы солдат.

В начале 20-х годов под видом помощи голодающему населению Поволжья из церкви были вывезены все драгоценности, в том числе и пятипудовое серебряное ложе, в котором покоились мощи Прокопия Праведного. В 1939 г. мощи были вывезены в поле за деревню Шалимово и сожжены. Предали тогда огню и богатейшую церковную библиотеку. Белокаменную Введенскую церковь разрушили ради кирпича в 1948 году…

ЕВДОКИЯ И ИВАН

… В доме матери Евдокия научилась ткачеству, вязанию, вышивке, и среди сверстниц выделялась особой аккуратностью и мастерством в выполнении различных изделий. Замуж Евдокия выходила по любви за Нецветаева Ивана из деревни Ивашевская. Жених был из крепкой, богатой крестьянской семьи. До сих пор в деревне Ивашевская (до революции Угольская) основная местная фамилия - Нецветаевы. Родительский дом Ивана стоял на берегу речки Пастурги, впадающей в Верюгу. Казалось, все складывается как нельзя лучше...

Однако, в 1930 году, на волне массовой коллективизации и жестких репрессий, Нецветаевы были раскулачены. Возрастающее бремя налогов, неограниченный произвол со стороны разнообразных бригад по раскулачиванию делали жизнь в деревне невыносимой для многих из тех, кто привык делать жизнь свою трудом своих рук. Арестовывали крестьян, пытавшихся продать зерно на рынке, нанимавших работника, имевших два самовара, тех, кто «убил свинью с тем, чтобы ее съесть и тем самым не дать ей сделаться социалистической собственностью», тех, кто часто посещал церковь. Всех тех, кто противился коллективизации… К сожалению, не удалось найти старожилов, которые могли бы поведать о тех днях в Бестужево. В деревне Ивашевской организовался колхоз под названием «Новая жизнь».

Евдокии тогда было 22 года, она только вышла замуж, с Иваном ждали первенца. Скорее всего, что события, происходящие в родном селении, повлияли на здоровье будущей матери. Роды были тяжелые, после чего у Евдокии отказали ноги. Мать и сестры забрали ее домой и полгода выхаживали. После болезни Евдокия с мужем уехали в Архангельск, а затем перебрались в Шенкурск.

В доме Нецветаевых после коллективизации долгое время располагался колхозный клуб, в 1943 году во время войны в клубе был проведен свет от турбины, располагавшейся на реке Верюге. Дом до сих пор стоит в деревне. После клуба он несколько раз менял хозяев, перевозился с места на место.

В Ивашевской удалось познакомиться с двумя местными жительницами, которые ткут половики. Интересно, что обе мастерицы принадлежат роду Верюжских. Это Зинаида Верюжская и Зоя Александровна Корюковская.

Сохранился в Бестужево дом, в котором родилась Евдокия Александровна. В данный момент администрация выкупила его у бывших владельцев с целью со…

Половики с «пирогами»

О Шенкурском периоде жизни нашей землячки предоставила информацию Елена Чиркова, народный мастер Архангельской области, сотрудник краеведческого музея г. Шенкурска. Когда началась война, муж Евдокии ушел на фронт и погиб под Ленинградом. После войны Евдокия вышла замуж за рано овдовевшего Василия Петровича Кожевникова, у которого было трое малолетних детей. Ткать было некогда, а вот «…полатать да поперешивать пришлось».

Ткачеством Евдокия Александровна серьезно занялась после выхода на пенсию. Вот тут и дала волю своей душе и рукам. Сначала ткала половики в полоску, подбирала ткани по цвету из детских рубашек и платьиц. Как-то к ней соседка зашла, половик принесла. А на том половике вытканы «пироги» (ромбы). Долго мастерица мудрила над затейливым узором: ткала и распускала, пока не освоила его.

В 1982 году Евдокию Александровну в Русский музей пригласили. Приехала она в Ленинград, а для нее в одном из залов именитого музея наш северный ткацкий станок стоит! Двенадцать дней ткала она свои половики с «пирогами», двенадцать дней посетители музея любовались на работу мастерицы из северорусской глубинки! За высокое мастерство Евдокия Александровна награждена дипломами, нагрудными знаками и медалями. Свои изделия она щедро дарила разным музеям, оставляя добрую о себе память. Ее работы находятся в Шенкурском музее, в музеях Архангельска, Курска, Малых Корел, Владимира, Суздаля, Санкт-Петербурга, Москвы и Лондона!

В 2008 году отметить столетний юбилей народного мастера решили проведением текстильного фестиваля. Особую роль в подготовке фестиваля сыграл Шенкурский краеведческий музей. С одной стороны, музей, конечно, призван хранить культурное и историческое наследие, а с другой - полнее использовать возможности музейных экспозиций с помощью различных мероприятий образовательного и просветительского характера, создавая востребованные формы работы.

С тех пор каждые два года мастера со всех волостей собираются вместе. Ведущие мастера по ткачеству выставляют свои работы, проводятся мастер-классы и творческие лаборатории по ткачеству, гости знакомятся с фондами Шенкурского краеведческого музея. Во втором фестивале принимал участие Устьянский краеведческий музей, предоставив наряду с соседними краеведческими музеями по десять образцов традиционного ткачества. Среди изделий особый интерес представляли нарукавники - женская верхняя одежда, образец пятиремизного ткачества.

В марте 2013 года в «Евдокиевских встречах» принимал участие фольклорный коллектив «Разлапушка». В концерте при полном зале звучали устьянские песни с родины Евдокии Александровны Кожевниковой.

Валентина Галинская, Вера Ивойлова

1 июня 2013

Комментарии (0)