Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
"Крепче за баранку держись, шофер!"
С таким пожеланием в канун празднования Дня водителя обратился к своим коллегам Александр Михайлович Летавин – ветеран лесной отрасли, водитель – профессионал.
В сентябре этого года Александр Михайлович отметил 70-летний юбилей. Уже 15 лет он на заслуженном отдыхе, однако, до сих пор считает себя шофером – руки баранку помнят до сих пор. В его памяти многочисленные воспоминания о дорогах, машинах, коллегах и самых курьезных случаях, которыми он с нами с удовольствием поделился:
- Родился в Шангалах, прожил там 35 лет. После окончания Красноборского ГПТУ в 1962 году поступил в Устьянский леспромхоз на должность водителя. Первой машиной был ГАЗ-69А, возил директора с интересной фамилией Филончик. Немало было курьезов с его фамилией. Приедем в делянку. Он подходит к рабочему, протягивает руку: «Здравствуйте, Филончик». «Какой я филончик, - отвечает тот, - я работяга».
Когда ездил на бензовозе, приходилось горючее по шести лесопунктам развозить: Солица - это Красный Бор, Едьма, Волюга, Суденец, Глубокий и Кочкурга. Много нас шоферов было: Вася Букарев, Женя Коптяев, Саша Бондаренко, Андрей Счастливый. Случай был: поехал я в Едьму, туда по три рейса приходилось делать. Два раза с бензином съездил, а в третий раз с дизтопливом пять километров не доехал, обсох. Что делать? Полведра дизтоплива вылил в бак, там бензину-то все равно немного оставалось, он поднялся, так как легче солярки, кое-как завел и доехал. Второй случай был: приехал в Солицу, и клапан у топливного бака провалился, что делать? Подкатили бочку 200-литровую, в бак краник направили и в бочку стали носить в ведрах бензин. Так без вина пьяные были – паров надышались. Десять лет я на бензовозе отработал.
Когда в лесохимию перешел, новую машину дали – ЗИЛ-130, довелось еще на ГАЗ-53, 157 поездить. Живицу возил. Бочка железная 300 кг весила, а деревянная 150 кг. Четыре бочки надо накатать в кузов. Возили в Вельск на Аргуновский завод. Нас было четыре шофера. Дорог в лесу нет. Однажды мастер Николай Петрович Попов говорит: «Кто по грязи проедет - литру поставим». Все застряли, моя очередь подошла, и я так пролетел по пеньям и кореньям, что даже 300-килограммовая бочка вылетела из кузова.
Были времена, когда по Устье пароходы ходили, а мы грузы забирали. Названия пароходов помню: «Удачный», «Каховка», «Луначарский», «Комсомолец», «Дрожжи», «Гоголь», «Носуль» - белый пассажирский пароход, и «Горький». Я муку возил. Сам 60 кг вешу, а раньше мешок муки 70 кг был. Повезли ее на Миню. А на пекарне тетки обрадовались, что муку наконец-то привезли, меня частушкой встретили: «Ой, не дай Бог с пекарями знаться, руки в тесте, нос в муке, лезут целоваться».
Когда жене дали квартиру в Октябрьском, переехали в поселок, и я устроился работать в райгаз. Возил баллоны. В машину надо было 40 баллонов накатить. А они по 50 и 27 литров.
Довелось мне и машины перегонять. С Котласского завода перегонял ЗИС-151, еще УАЗик «буханку» до Мини. Уазик бортовой гнал из Владимира, а автобус из Архангельска. Уже работая в райгазе, пригнал из Москвы «аварийку» ГАЗ-52.
Перед пенсией Александр Михайлович 11 лет отработал оператором котельной ОАО «Октябрьский ДСК». Он и сейчас бодр и полон сил, с удовольствием участвует в работе Совета ветеранов работников леса. Особенно впечатлила его экскурсия на лесоперерабатывающий завод УЛК: масштабы поразили, а чистота на территории и того больше.
Кстати, за годы работы Александр Михайлович так наездился на государственных машинах, что собственную завести никогда не хотелось. С удовольствием ходит он по поселку пешком, встречая многочисленных бывших коллег.
День водителя он по праву встречает с радостью и поздравляет всех настоящих шоферов – хорошая, говорит, профессия, лучшая, пожалуй, для настоящего мужчины. С праздником, водители, всех вам благ и хорошей дороги к дому!
Екатерина Викторова