Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
Материнское сердце
День матери - международный праздник, но в разных странах дата своя. День матери в России отмечается ежегодно в последнее воскресенье ноября. Установлен он Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина «О Дне матери» от 30 января 1998 года.
«О матерях можно рассказывать бесконечно» - эта фраза в полной мере относится и к Анне Васильевне Черняевой - жительнице д. Акичкин Починок. История ее жизни - истинный пример беззаветной материнской любви.
Родилась Анна в д. Сметана Бестужевского сельсовета 7 декабря 1930 года. Владимир Павлович, ее муж, тоже местный. Вместе уже 57 лет, и главное достижение семьи Черняевых - восемь детей, семнадцать внуков и три правнука.
Анна и Владимир познакомились на работе еще семнадцатилетними, в 1948 году на сезонных зимних лесозаготовительных работах. «Лесопункт был на р. Кубале, там даже клуб был, - вспоминает свою трудовую молодость Анна Васильевна. - Ребята к нам в общежитие бегали. А работать начала еще с матерью с 9 лет. У нас колхоз «Красный Север», а в Акичкине - «Большевик». Потом их соединили. С тринадцати лет вышла на работу «как взрослая»: и в лес, и на ферму коров кормить - куда бригадир «наряжает», туда и идешь».
Поженились Анна и Владимир поздно, в 1956 году, это ее второй муж. С первым браком не повезло, он продлился меньше года, осталась одна с дочкой. «А потом у нас было ой, сколько детей, - рассказывает Анна Васильевна. - Восьмеро: три парня и пять девочек. Через каждые два года шли: Надя, Коля, Тамара, Лия».
Потом был перерыв почти в 6 лет, зато природа компенсировала «простой» двойняшками Леной и Васей. А потом, еще через пять лет - вновь двойня - Саша с Любой. «В роду-то двойняшки были, давнишние, правда. И у моей бабушки, и у Володиной по двойне, - объясняет этот факт Анна Васильевна. - Я детей все дома рожала, а вот с первой двойней меня в Шангалы клали, со вторыми «двойняшками» уже в Бестужево. Декрет тогда был до родов месяц да после столько же. Правда, с двойней семьдесят дней давали».
На вопрос как справлялись, Анна Васильевна разводит руками: «А теперь мне и самой не понять, как. Из бабушек была мама Володина, но она жила отдельно. Потом вообще к дочери уехала далеко. Так что, считай, мы одни жили. И с коровой управлялись, и поросенка кормили - хозяйство вели. Стиральных машин не было: приходилось все руками стирать да на реке полоскать. На сон времени было мало. Иной раз и сидя усну. Да всего конечно не расскажешь, бед хватало».
Иногда сидела с детьми старушка - соседка, потом старшие стали с маленькими водиться. Приходилось и одних дома оставлять.
«А когда я двойню родила, поняла, что не справлюсь и с домом, и с работой. Мне она нужна была не столько из-за заработка, сколько, чтобы стаж не прерывался. - Вспоминает Анна Васильевна. - Пошла к директору, попросилась техничкой в контору. Днем с детьми, а вечером, когда и ночью, схожу в контору. Как Владимир придет, так и бегу. Надо было в том помещении и топить, и убирать, и каждый год обои новые клеить. Зарплата была мизерная, но все надо как-то было ребят подымать.
Когда дети подросли, устроили меня на колонку работать. А народу-то мало тогда было, так что меня опять на ферму отправили, за телушками смотреть. Так до самой пенсии на скотном дворе и трудилась.
Надю мы сами с мужем назвали, не в честь кого, просто имя нравилось. А потом уже старшие дети помогали называть. Коля да Вася - тогда часто парнишек так звали. А Тамара была женщина - медичка с Кубалы. Она у меня на родах впервые присутствовала. Родила я дочку худенькую, маленькую. Медик мне и посоветовала назвать в честь нее, говорит: «Я такая здоровая, может и она такая будет». Лию я вообще одна рожала, Володя за медичкой побежал. Так что только под конец и прихватили ребенка. Меня и не посылал никто в больницу. Хотя в Бестужево мне последний раз очень понравилось. Была там Мария Григорьевна - акушерка замечательная… Так вот про всех своих детей помню.
За материнство много значков разных степеней было, книжечки всякие, да все уже ребятки заиграли».
Много пришлось пережить Анне Васильевне в жизни, в том числе и самое страшное - смерть детей: из первых двойняшек мальчик, да из вторых - девочка. Уже взрослыми, семейными погибли. Остальных «раскидало»: одна дочь переехала в Татарстан, другие дети с семьями живут в Советском, в Шангалах, в Двинском Березнике, в Октябрьском. Внуки - правнуки уже в Архангельске, Набережных Челнах, в Санкт-Петербурге. «Из Татарии вот только давно не приезжали, а остальные-то все стараются навестить», - гордится Анна Васильевна. - Живем с дедушкой да младшим сыном Александром, у него своих детей уж трое. Я вожусь, когда могу».
Самая младшая внучка Вероника, 11 месяцев отроду, старательно помогала бабушке давать интервью. И с удовольствием пошла к бабушке на руки, чтобы сфотографироваться. Похожа девочка на бабушку - такие же настоящие русские черты лица, такая же чистота и свет во взгляде. Для ребенка - не удивительно, а вот как удалось душевное тепло сохранить этой пережившей много горя женщине - секрет. Секрет матери.
Есть на белом свете огромное чувство, которое зовется материнской любовью. Это чувство, не похоже ни на какое другое. Матери всегда оберегают своих детей и не желают им зла. Настоящие матери умеют прощать и любить своих детей так, как никто в мире. Берегите своих матерей, ведь мать, которая может дарить тепло, ласку и уют в доме, согревать Вас добрым словом - одна, другой уже не будет. И пусть все матери будут счастливы, а дети горды за них.
Ольга Бовыкина