Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
Мой платочек без узора…
Живёт в ветеранском доме п.Октябрьский, что в переулке Шангальский, скромная, светлая и гостеприимная Лия Павловна Клюева, с красивым вологодским говорком и улыбкой на румяных щеках. Хотя её жизнь, начиная с военной поры, лёгкой не назовёшь – вся она прошла в тяжёлой работе и преодолении жизненных трудностей, что хватит на поколения вперёд.
Блокадные дети
Воспоминания о военном детстве всегда трудны, и у каждого они – индивидуальны, ведь, как известно, только радость на всех одна, а переживания и тяготы у каждого - свои. В деревне Воронино Вологодского района у Марии Николаевны и Павла Васильевича Афанасьевых было шестеро детей. Мама ловко плела на коклюшках: до сих пор у Лии Павловны бережно хранятся её дары – поднавес, косынка и накидка на подушку. Семья жила своим трудом, мама – доярка, отец работал бригадиром. Отца взяли на войну сразу же после проведённой плановой операции. Старшие сёстры Валя и Анна в Ленинграде у бабушки жили. После снятия блокады тётя Александра и сестра Аня приехали в деревню.
- Были они просто ходячими скелетами, тётку на санках по снегу в баню возили, сама ходить не могла. Привезённые ими вещи выменивали на молоко да на яйца, и выкарабкалась наша тётя, на фронт ушла, как только поправилась немного, - вспоминает Лия Павловна. Война продолжала своё чёрное дело. В Ленинграде от голода скончались тёти и бабушка. Старшая сестра Валя, ушедшая на фронт после блокады, умерла от полученных на войне ран. Потом на тятю получили извещение о том, что пропал без вести. У мамы на руках остались четыре нетрудоспособных члена семьи. Самый маленький родился за год до войны:
- Мне пришлось с маленьким нянчиться. Побежим на реку купаться, и его тащу на руках. Тётя Александра, вернувшись с войны, разыскивала их с отцом племянников, которых судьба не пощадила: - Одну девочку к нам привезла восьми лет, а та настолько исхудала, что её только на руках носили. Пришла одна бабушка, посмотрела на неё, сказала только «это гостейка» (то есть, не жилец – ред.), девочка-то как заплачет! А вскоре и умерла. Потом вторую племянницу привезли – тоже ленинградка. Её уже удочерили, она крепенькая такая была, но после перенесённой контузии совершенно глухая. Всего трёх родных ей удалось найти, - рассказывает Лия Павловна.
Про коров и «спасенчики» из мороженой картошки
А в колхозе остался из мужиков один глухой бригадир, и ни лошадей, ни транспорта. На чём корма возить, на чём поля пахать? Научили быков да коров в упряжи ходить:
- Вот и сейчас не верится, что так жили. И о чём не хочешь думать, так само так на ум и идёт! А они, коровушки бедные, по дороге-то ещё идут, а по снегу-то непривычно и непосильно! Ножки коротенькие, вымя по снегу нацарапает, оно всё красное, волочится по снегу. И нам, и коровам досталось! За тяжёлую работу им фураж запаривали, - продолжает свой рассказ Лия Павловна. Не хватало ни рук, ни техники. Не хватало физических бабьих и коровьих сил, чтобы картошку с поля осенью убрать, поэтому весной ломиками замороженную картошку из земли добывали, а потом, посолив, пекли лепёшечки, называя эту нехитрую стряпню «спасенчиками».
Про пшенную кашу и первую зарплату
В Сулонде Лия оказалась в 1954 году. Когда получила первые 25 рублей, чувствовала себя богатой! Ведь до 22 лет, работая в колхозе, денег она почти не видела:
- Куплю пшена, растительного масла, каши наварю - ой, хорошо как, жить можно! Маме писала: возьми справку в колхозе, а то на работу хорошую не попасть. А работать я привыкла с детства, никакой не боялась. Потом со справкой получила временный паспорт, и дали работу с оплатой по второму разряду.
А вскоре и семья сложилась, двое детей родились. Когда подросли, перешла работать на нижний склад и трудилась там 25 лет, даже после выхода на пенсию. От непосильной работы сейчас болят суставы, перенесла не одну операцию. Постоянные переживания за семью, за сына тоже не прибавляют здоровья. Но Лия Павловна не падает духом:
- Гости у меня всё лето. То сын Женя навестит, то внучки приедут из Вологды. У меня две внучки и две правнучки! А сегодня дочь Лариса к вечеру приедет. Вон посмотри-ка, какой ремонт она мне сделала. Фотографировать будешь? Подожди, я платок надену – Женя подарил, - захлопотала Лия Павловна, напевая по такому случаю вспомнившиеся вдруг строчки песни «Мой платочек без узора, что с тобою, Мариора…».
Дорогая Лия Павловна! Поздравляем Вас с 85-летним юбилеем! Пускай Ваша жизнь будет согрета теплом Ваших родных и близких людей, крепкого Вам здоровья! Спасибо за Ваш многолетний и добросовестный труд!