архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная О земляках Не будет армии - не будет страны!

Не будет армии - не будет страны!

Не будет армии - не будет страны!

С военных пожелтевших фотографий смотрит совсем юный мальчик, на вид дашь не больше 13-14 лет. Однако, не зря говорят – внешность обманчива: билось в груди юноши настоящее сердце героя.

Про своего свекра рассказала Галина Васильевна Конанова.
Григорий Тимофеевич (на фото справа) умер в возрасте 82 лет. «У меня установка такая – жить долго, ­ повторял он. ­ Уж если в войну уцелел, то сейчас­то что не жить?»
Родом Григорий Конанов из с. Березник. Отец рано умер, мать поднимала трех сыновей одна. Григорий окончил семилетнюю школу, работал в колхозе «Союз».
Его призвали на фронт в ноябре 1943 года. В военкомат ездил с парнями из д. Задорье: Петром Шпыновым и Иваном Белозеровым. В свои 17 лет Гриша был маленьким и худым, боялся, что признают негодным к строевой службе. Но его взяли. Сразу после медкомиссии ребят отправили на сборный пункт в Коношу, потом в Архангельск и дальше в Кандалакшу, где они вместе приняли присягу. За месяц новобранцев обучили, потом разместили в лагере бывших штрафников, которых быстренько отправили на передовую. Новобранцы попали в 311 полк правительственной связи. Зимой жили в бараках. На задания и разведку ходили только на лыжах. На них же развозили обеды в термосах. Валенки были с крючками, чтобы лыжи не привязывать, автомат и «когти» на плече. Лыжи стояли около бараков, как частокол, но никто никогда их не путал – все брали только свои.
Летом 1944 года был организован конный полк, связисты стали возить инвентарь на телегах. Жили в землянках, бытовые условия были минимальными. Солдаты поддерживали правительственную связь. Для своевременной и быстрой установки связи столбов новых не ставили, а вбивали колья, по ним и тянули провода.
Григорий Тимофеевич про войну рассказывал много, историй из фронтовой жизни у него было достаточно. Вспоминал о том, как много солдат погибло на Кольском полуострове, а однажды под сильной бомбежкой из тех ребят, кто был на задании, остались в живых только двое: они в этот момент находились на столбах. Григорий был сильно контужен, попал в госпиталь. Впоследствии боец Григорий Конанов был награжден своей первой медалью «За оборону Советского Заполярья».
Однажды связисты пошли в разведку и в тишине вдруг услышали музыку – немцы наслаждались. Конечно, молодым любопытным и отчаянным ребятам захотелось поглядеть, как фрицы отдыхают. Рисковали, могли попасть в плен, но немного понаблюдали за ними. На обратном пути нашли вражеский склад с ячменем для лошадей, за что им объявили благодарность. Даже домой родителям были посланы Благодарственные письма: их при всем народе зачитывали в правлении колхоза.
Через некоторое время весь полк получил приказ отправляться через страны Балтии в Западную Украину. Все имущество вместе с лошадьми погрузили в товарные вагоны и везли несколько суток до Львова, где расположился полк: связь в военное время требовалась везде. Григорий Конанов участвовал в освобождении Польши, Венгрии, и хотя связисты шли по уже освобожденным территориям, очень много погибало солдат от рук недобитых бандитов, особенно на Украине, где свирепствовали бандеровцы.
Весть об окончании войны встретили 8 мая вечером в Польше, но для связистов его части война продолжалась. На Украине, где Григорий с товарищами продолжали нести службу, впервые участвовали в выборах ­ охраняли избирательные комиссии. «Это было 10 февраля 1946 года, ­ вспоминал он. – Накануне бандеровцы спилили сотню телеграфных столбов. Пришлось в слякоть до полуночи ставить шесты и восстанавливать связь».
Семь лет прослужил Григорий Тимофеевич в армии. После войны обеспечивал связь в Закарпатье. Солдаты­ связисты заготовляли лес для столбов в Карпатах по сопкам. Пилили вручную пилами­сортовками, на веревках вытягивали бревна. Обносились, оборвались до лохмотьев. Да и питание послевоенное было скудное ­ сухой паек, а молодым есть постоянно хочется. Вот бойцы однажды и решили добыть оленя, хоть охота была запрещена. Лучший стрелок взвода с говорящей фамилией Стрельцов ушел за добычей. Услышав выстрелы, прибежали все, притащили тушу на веревках. Мясо хранить было негде, так что сразу все сварили. Сами наелись, командиру ведро мяса привезли. За оленьи рога решили выручить деньги на табак, однако, попались. Командир полка вывал в штаб Григория как старшего и секретаря комсомольской организации, накричал на него, дал 10 суток ареста. Потом, правда, смягчился, сбавил время ареста до трех суток – вошёл в положение.
В 1949 году Григорию дали 10 суток отпуска, съездил домой родных проведать. За добросовестную службу Григорий был награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», орденом Отечественной войны, юбилейными медалями.
Практически сразу после возвращения домой в 1951 году Григорий посватался к Екатерине, сватами ходил с другом. Катя пришлась ему по душе, хоть увидел ее впервые только в день сватовства. С тех пор всю жизнь вместе прожили, четырёх детей вырастили.
И в мирное время Григорий Тимофеевич сделал много полезного: работал в Едемском лесопункте, возглавлял комсомольскую организацию. Комсомольцы построили спортзал, стадион, раздобыли инвентарь. Когда жил и работал в Ульюхе, был членом райкома комсомола, затем – членом райкома партии. В 1971­1972 годах в Ульюхе был организован пункт для призывников. Григорий Тимофеевич вел в нем начальную военную подготовку. Он всегда считал, что служить нужно и полезно: в армии порядок, дисциплина, вырабатывается характер, солдат проходит настоящую школу мужества. А те, кто от армии отлынивает, от нечего делать организует смуту и раздор. «Да о чем говорить! – не будет армии, не будет страны»! ­ повторял Григорий Конанов.

Ольга Бовыкина

11 апреля 2015

Комментарии (0)