архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная О земляках Несгибаемая

Несгибаемая

Несгибаемая

Живет в п. Октябрьский ветеран труда Екатерина Иванова. Двадцатого ноября ей исполняется 85 лет. Очень хочется этой статьей не только поздравить ее с праздником, но и обратить на нее внимание.

Прошлое

Екатерина Ивановна Иванова, в девичестве Быкова, родилась в Ярославской области, Тутаевском районе, д. Финятино. Судьба ее - история многих людей околовоенного времени. Образование 4 класса, а потом - недетская, тяжелая рабочая жизнь.
«Жила зиму в Ярославле, нянечкой была, а как летом вернулась, война началась, не до учебы стало. Отец работал кладовщиком и конюхом, мать - телятницей на ферме. Потом татку взяли под Ленинград окопы копать. Он кладовую сдал, а коней на меня оставил. «Меня маленькую мать отправит коней кормить, а я их боюсь. Воду им из колодца черпала. Ведро большое деревянное было, мне его и не достать, так упрусь в края колодца и тяну. Как не упала ни разу? - Так вот с 12 лет Анна стала работницей. - Весной отборонили, а осенью нас с еще двумя девочками отправили в Ярославское ФЗО учиться. Пристроили в мастерскую при трамвайном парке. Не столько обучаться, сколько, чтобы мы с голоду не околели. Кормили там: утром кашу из толокна, а вечером - хлеб да картошку. А поехали родных проведать, да обратно и не вернулись - посевная была. Боронили босыми, лапти у нас раньше не носили. А когда бороны повезли в кузню, на телегу стали их класть, я ногу об них повредила сильно. Полежала 10 дней в больнице, потом двоюродный брат меня забрал к себе. У него тоже две дочки, жена работала, так я еще у них и за хозяйку, и за работника. Потом перешла в колхоз, на лесозаготовки. А мне 16 лет только. Это был последний год войны. Одни девчонки ездили, пилили. Мастер ругался: «Что мне детский сад прислали!» Жилось плохо, бедно. Семья была большая, отец с фронта не вернулся. И так работала, пока сына не родила. Познакомилась с парнем, Юрием. Он был трактористом, а я учетчицей».
Пока Юра был в армии, переехала к его сестре в Устьяны в 1956 году. Сыночку Вове было уже 8 месяцев. Устроилась сначала в СМУ треста «Котлас Лесжилдорстрой», да детского сада не было, пришлось отправить Вову к маме. А как муж из армии пришел, ее приняли на ТЭЦ Шангальской лесобазы, где она всю жизнь и проработала. «Не люблю бегать, - говорит Екатерина Ивановна. - Сначала рабочей на электростанции была, потом мотористом насосной. Вышла на пенсию 31 мая 1986 года с этой же ТЭЦ. За работу часто премировалась. Ветеран труда федеральный. Юбилейные медали в честь победы в Великой Отечественной войне есть».

Настоящее

Овдовела семь лет назад. Сын уехал в Московскую область. «Одна живу, все сама, - часто повторяет Екатерина Ивановна. - И память потеряла всю, и ноги». Старушка вздыхает: «Сыну я не нужна. Не на лоджии же у него жить, и так мерзну. А в Дом ветеранов не хочу, у меня дом свой хороший. И с чего мне место дадут? Я не воевала, муж тоже. Да и не люблю я просить. Хотя сейчас бы помощь нужна. Я ведь два года на костылях хожу. Помогает только Коля Щукин, что напротив живет. Еще Андрюшка Летавин за едой для кошек бегает. Я одна живу семь лет».
Монолог женщины, которая соскучилась по общению: «Раньше всегда скотину держала: поросенка, кроликов, кур. А муж умер, так еще два года коз пасла. А на что жить-то? Дрова дорогие, да поколоть - пять с половиной тысяч, да высушенные в сарай снести - тысячу. Вот все копейки и уходят. Дрова сейчас наловчилась сама носить - по пять поленок на плече. За водой когда сама схожу, когда соседа прошу, плачу, естественно. Но он берет немного. Как получу пенсию, так сразу всю раскладываю. Огород у меня большой. Раньше все сама копала, а нынче нанимала, да попались пьяницы, пришлось самой доделывать. А знаешь, как с костылем-то копать? И садила, и окучивала, и выкапывала - все сама. Да еще давление скачет. Нога болит. Раньше, когда Дружинина работала, она на дом ездила, уколы делала. А сейчас до больницы не дойду. И туда не лягу - у меня вон три мальчика (это о котах), да дом с батареями, нельзя не топить».
Спрашиваю про соц.работника, ответ также категоричен: «Я не люблю чужих людей. Да и сама еще что-то могу. Если самой ничего не делать, то сразу лечь и умереть. Это мое понятие, не знаю, как у других. Люблю читать. Вон, посмотри, у меня в передней целый шкаф. И почти все перечитаны».
На вопрос о статусе инвалида качает головой: «Нет инвалидности. Нога отнялась - инсульт, наверно, был у меня. Дома делали уколы, но ничего не говорили про диагноз. А коленка разбита - упала, чашечку сломала. Рука не поднимется. Мне самое главное - в магазин сходить. Сначала стеснялась, а теперь ничего. Девчонки там работают хорошие - сумку возьмут, что надо положат, из кошелька пересчитают. Кто увидит - тот помогает».
Вот и живет она одна со своими «мальчиками». То ли они с ней, то ли она с ними. Гордая, полная собственного достоинства, и… одинокая. Тяжело ей, но легко и не живала, не привыкать.
Екатерина Ивановна, поздравляем Вас юбилеем! Берегите себя, здоровья Вам и долгих лет жизни!

Ольга Бовыкина

16 ноября 2013

Комментарии (0)