архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная О земляках Память в старых фотографиях

Память в старых фотографиях

Память в старых фотографиях

Ровесница района, ветеран труда, труженик тыла Серафима Ивановна Илатовская 6 августа отметила свой Юбилей.

Серафима Ивановна давно живет одна, дети – внуки приезжают в гости. В квартире чисто и уютно. Интерьер украшен плетеными и вязаными ковриками, вышитыми подушками с котятами, «лаптями» для расчесок. В дверном проеме занавеска - дождик из канцелярских скрепок, обернутых открытками. На столе вязаный крючком букет в вазе, на стене портрет Ленина, вышитый крестиком. Юбилярша улыбается:
- Да, это все я рукоделила. Портретов Ленина несколько было, еще и Тараса Шевченко. Все раздала. Я раньше журнал выписывала «Работница», где схемы были. Этому меня мама научила, она была удивительная рукодельница. Помню, мы день и ночь вязали, 6 посылок с вещами на фронт отправили. Мне хоть и 11 лет было, а я уже рукавицы да носки хорошо вязала.
На серванте ряд больших фотографий – портретов. На одной отец с матерью, у женщины на груди медаль.
Серафима Ивановна объясняет:
- Маме медаль «За материнство» дали. У нас в Череново была большая семья. Шестеро детей: четыре сестры и два брата. Александр проходил срочную службу в Латвии, погиб в третьем бою. Павел только пришел с Финской войны, сразу добровольцем записался воевать с немцами, погиб под Ленинградом. Маме назначили за Александра пенсию в 60 рублей. Деньги это были немалые при том, что в колхозе она получала 12 рублей.
Девушка с малолетства стала трудиться в лесу. Первой «наградой» за такой труд стал шрам на ноге - сильно порубила топором. По окончании войны Серафиме прислали ее первую медаль «За доблестный труд в годы войны 1939-1945 г.г.» с портретом Сталина. Но первая официальная запись в трудовой книжке появилась в 1948 году. Всего 55 лет стажа, из них 20 лет «сплавного». Серафима Илатовская качает головой:
- Ой, трудились! Четверо ребят было, но ни одного декрета не использовала. Запру старшеньких Таньку с Володькой на замок, а сама за Квазеньгу, за 12 километров сучья рубить. А ведь еще и по хозяйству успевала: корову держала, поросенка, 140 кроликов. Огород растила, в лес бегала. Не берегла себя. А сейчас давление бывает аж под 240.
Еще на серванте стоит портрет молодой пары. Красивые, круглолицые – это свадебная фотография супругов Илатовских. Они познакомились в 1949 году, на сплаве. Будущий муж Федор Акимович был красивым парнем, «за ним все девки бегали». Поженились через год.
- В загс пошла в клетчатом платье и кирзовых сапогах. Да только при моем 36-м обувка была 42 размера, - смеется, вспоминая, Серафима Ивановна.
Федор Акимович был инспектором сплава в Квазеньге. В 1962 году отправили по партийной линии начальником сплавконторы в г. Шенкурск. Там молодой семье очень нравилось. Но когда тяжело заболели родители Серафимы, пришлось вернуться в Устьянский район. Устроились супруги на лесобазу в 1968 году, так до пенсии и проработали. Но самые главные и самые тяжелые у Серафимы Ивановны воспоминания о событиях после смерти мужа:
- Федор отслужил всю войну. В 1942 ушел, вернулся в 1947-м. Воевал в Заполярье, в 253 стрелковом полку. В «Долине смерти» его ранило в ногу. Прямо там, в полевом госпитале, и лечился. Осколок прошел как раз между двумя венами, вынимать не стали – побоялись задеть. После войны, до 1947 остался в Кандалакше строить школу. Принес с фронта 11 наград, среди них Орден Отечественной войны I степени, медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За оборону советского Заполярья». Вручались ему уже и в мирной жизни юбилейные медали. Федор Акимович не любил жаловаться, обращаться в больницы. «Начнут, говорил, везде заглядывать». Хотя здоровье уже подводило. В 1986 году он уже не мог ходить, и только перед самой смертью неделю полежал в больнице. Умер 5 марта 1989 года, а через четыре дня пришли документы на II группу инвалидности. Когда хоронили, у него партийный билет, удостоверение участника войны, еще какие документы в пиджаке остались, не до того было.
Над могилой ветерана поставили деревянный столбик. Жена смотрела - смотрела на такую память и, не дождавшись заслуженного внимания от государства, сама купила гранитное надгробие: «Не больно большой памятник, но с фотографией». После выполнения работ обратилась за положенной компенсацией в военкомат. Однако, ей отказали: по закону бесплатные надгробия выделяются только тем участникам военных действий, кто умер в 1991 году и позже. Получив такой устный ответ, письменное заявление она в инстанции не отправляла.
- Пенсия у меня была 6 тысяч. Голодала целый год, и в 2008 году я, больная, старая, поставила на могиле мужа памятник. Платила за него по 1 тысяче в месяц в банк. Всего 10 тысяч рублей, деньги для меня огромные. Да ладно, чего уж теперь вспоминать, - вздыхает Серафима Ивановна.
За совместную жизнь Илатовские нажили четверых детей: двух дочек и двух сыночков, есть шесть внуков, подрастает правнук Егор. Ими и живет наша героиня, желает им здоровья и достойной жизни.
Дорогая Серафима Ивановна! Совет ветеранов работников леса искренне поздравляет Вас с юбилейным днем рождения и желает от всей души здоровья и долголетия! Счастья Вам, пусть все невзгоды и ненастья обходят Ваш дом стороной, пусть солнце всегда улыбается Вам!

Ольга Бовыкина

9 августа 2014

Комментарии (0)