архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная О земляках Родной стране служить

Родной стране служить

Родной стране служить

Это главное предназначение, негласный девиз семьи Коневых из села Бестужево на протяжении уже нескольких поколений.

Просторный, по-крестьянски основательный и еще довольно крепкий дом - родовое гнездо Коневых - и по сей день стоит в центре села на главной его улице на берегу реки. Все в нем обычно, без излишеств, без современных «наворотов». Но первое, на что сразу обращаешь внимание, едва переступив порог, - портреты на стене, точнее, увеличенные фотографии тех, чей дух витает в доме, поскольку без них историю жилища представить невозможно.
Вот бравый солдат в форме российской императорской армии - Илья Иванович Конев, участник Первой мировой войны. Человек мастеровой - плотник, столяр, кузнец и знаменитый бестужевский пивовар. Пиво он всегда варил такое классное, что без него не обходилось ни одно сельское торжество. Анна Васильевна, его супруга, аккуратно и деловито вела домашнее хозяйство, в котором всегда держали полный набор скота…
Тут же портреты их сыновей: старшины - катерника и подводника Северного и Тихоокеанского флотов, участника Великой Отечественной войны Ивана Ильича, вернувшегося с победой, и рядового солдата Николая Ильича, погибшего 25 сентября 1942 года под Сталинградом.
Именно Николай Ильич Конев стал прототипом главного героя повести писателя, нашего земляка Анатолия Конанова «Колька Гранин», увидевшей свет в 1984 году. Анатолий Егорович был дружен с Николаем, поэтому не удивительно, что его биографию он и взял за основу содержания.
Возвращаясь же к истории дома, обязательно следует отметить его историческое значение еще и вот почему: хозяйка дома Надежда Ефимовна Конева, всю жизнь посвятившая педагогике, много лет отработала директором Бестужевской средней школы, одной из первых в Устьянах получила почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

Крутой поворот судьбы

Славные семейные традиции продолжил и укрепил сегодняшний хозяин этого дома - сын Ивана Ильича и Надежды Ефимовны Николай Иванович Конев, полковник Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Именно он, похоронив весной текущего года своего отца, ушедшего из жизни на 89 году, взял на себя обязанности по дальнейшему содержанию родного дома.
Но сразу следует заметить: в силу особенностей и специфики той спецслужбы, к которой принадлежит Николай Иванович, не следует ожидать каких-то детективных подробностей, как и лихо закрученного сюжета.
Да, наверное, в его службе было немало интересного и даже очень, но не обо всем можно рассказать даже спустя время. Поэтому позволим лишь приоткрыть завесу тайны.
- Окончив среднюю школу, я решил пойти по стопам мамы и продолжить педагогическую династию. Но во время учебы в институте на факультете физвоспитания и спорта неожиданно для себя получил предложение, от которого было трудно отказаться. Да и рекомендации от комитета комсомола и студенческого совета были даны такие, что иного решения быть не могло. Так круто изменилась моя жизнь: я перешел на службу в Комитет государственной безопасности СССР. Окончил в Минске специальные высшие курсы и, получив назначение в Архангельское областное управление КГБ, стал в его штате самым молодым офицером, - рассказывает Николай Иванович. - На три курса старше меня в институте учился и земляк Леонид Попов, ставший затем также работником госбезопасности, генералом. Мы в волейбол вместе играли.
Вскоре после того, как вышла книга «Колька Гранин», состоялась встреча с ее автором Анатолием Егоровичем Конановым. Открыв мне дверь, он даже отступил на несколько шагов: оказалось, я настолько внешне похож на своего погибшего на войне дядю, что Анатолий Егорович был несказанно удивлен. Кстати, меня и назвали Николаем в память о нем.

Товарищ Николай

Между тем время шло, Николай Конев поднимался по служебной лестнице, а на погонах его офицерского мундира сначала одна за другой прибавлялись маленькие звездочки, а потом скатилась и первая большая звезда. И опять нельзя не отметить: Конев стал самым молодым по возрасту старшим офицером в управлении. Забегая вперед, замечу: и звание полковника он тоже получил в том возрасте, когда коллеги об этом могли только мечтать.
Восьмидесятые: афганские события, участие в них сороковой армии Вооруженных сил и спецслужб СССР. Судьба делает крутой поворот, и однажды, уже после учебы в академии, офицер госбезопасности Николай Конев выходит из авиалайнера на бетонку Кабульского аэродрома:
- Жизнь - это дорога, а годы - версты. Дорога не бывает строго прямой, на ней обязательно есть повороты, иногда и крутые. И не одна верста не может быть похожей на другую, - рассказывая о своей жизни, Николай Иванович делает иногда вот такие неожиданные сравнения. - Работая в Афганистане, я сразу постарался разобраться не только в оперативной обстановке, но и понять внутреннее состояние афганского сообщества. Там много различных народностей, очень ярко выражена племенная разобщенность. Представители одного племени почти всегда противники другого. Формируя отдел для работы, постарался собрать в нем представителей разных племен, чтобы глубже, масштабнее и шире знать обстановку. Владея персидским языком, а его пришлось учить обязательно и в срочном порядке, мог разговаривать с афганцами, знать их настроения, анализировать различную документацию. Меня там звали товарищ Николай. Знал я и известного в Афганистане генерала Рашида Дустума. Этнический узбек, он был сложным и противоречивым человеком. И очень, скажем так, настороженно относился к пуштунам, большинство из которых составляло руководящую элиту тогдашнего Афганистана…
- Эти междоусобицы в конечном счете и погубили президента Наджибуллу? - спрашиваю собеседника.
- Видишь ли, Наджибулла для нас, имею в виду нашу страну, был наиболее удобным и подходящим руководителем Афганистана. Он вполне лояльно относился к СССР, хотел, чтобы война закончилась, и наши государства наладили добрососедские отношения. Я все это прекрасно понимал и видел там на месте. Как и то, что вокруг президента мало толковых, умных и прагматичных людей.
- Те, которых было больше, его и сдали, и подвели к гибели. Ведь предают почти всегда свои…
- К сожалению, его действительно сдали свои, его жизнь закончилась на виселице. Но у меня о нем осталось хорошее мнение и не только потому, что именно он оценил мою работу высокой государственной наградой Афганистана.
В Афганистане активно действовали и представители спецслужб других государств, особенно противников Советского Союза. Их агенты тоже не дремали: гадили, как могли. Конев получил информацию и начал разработку одного явно иностранного шпиона. И хотя американский агент оказался ловким малым, Конев его переиграл и взял, как говорится, тепленьким. А потом передал афганским спецслужбам. Много там было чего, обо всем не расскажешь… Терял он и своих боевых товарищей - на войне как на войне.

Ордена так просто не дают

Высокой государственной наградой - орденом Красной Звезды - была отмечена служба Николая Конева в Афганистане. Он стал единственным офицером Архангельского управления за последние десятилетия, удостоенным этого боевого ордена. После завершения афганской эпопеи Николай Конев продолжил службу в управлении в Архангельске. Работал он и в Северодвинске, там своя специфика: предприятия города не остаются без пристального внимание иностранных спецслужб. Прикомандировывали его к органам внутренних дел, а затем возглавил отдел экономической безопасности.
Под началом полковника Конева одно время работал Иван Кокорин. Их объединяли не только служебные, но и дружеские взаимоотношения:
- Иван Сергеевич был очень хорошим работником госбезопасности. Я уж не говорю о его человеческих качествах, они общеизвестны. Он бы мог в ближайшей перспективе высоко подняться по службе. Если бы не Кавказ…
- Ему тогда совсем не обязательно было снова ехать в Чечню. Я при последней нашей встрече в Архангельске об этом с ним как раз и говорил.
- Так получилось, что спустя всего два дня после той вашей встречи у меня с ним состоялся серьезный разговор. Убеждал его, что на Кавказе неделя – другая, и все закончится, поэтому совсем не обязательно туда отправляться еще раз. Он настоял на своем и добился командировки, ставшей для него последней. Характером он был очень упрямый, настоящий устьяк.
Мы с ним, когда он приезжал сюда, в Бестужево, неоднократно отправлялись в походы по грибы, по ягоды, порыбачить на дальние лесные озера. С ним всегда было интересно общаться. Жаль, очень жаль чисто по-человечески, что его нет с нами… На рубеже веков полковник Конев много занимался по своей службе борьбой с организованной преступностью и коррупцией. Он убежден, что именно оргпреступность, сращивание ее с органами власти и чиновничеством, масштабное взяточничество, что, к сожалению, имеет место в нынешней российской действительности, представляет реальную угрозу для государства. Органы госбезопасности здесь как раз и действуют на острие борьбы.
Именно чекисты из отдела экономической безопасности Архангельского управления занимались разработкой и практической реализацией операции по пресечению противозаконных действий бывшего ректора СГМУ Павла Сидорова. Немало в их активе и других, пусть не столь широко известных, но не менее значимых операций. В их службе главное - не внешний эффект, не погони и стрельба, не громкие задержания, а постоянная, незаметная рутинная и тонкая глубокая аналитика.
Жалеет ли он, что не удалось продолжить семейную традицию и стать учителем? Скорее нет, чем да. Прежде всего, потому, что педагогика ему тоже пригодилась в службе, ставшей делом его жизни. Командир не только командует своими подчиненными, он их еще и воспитывает, учит тому, что умеет сам. Предостерегает от ошибок, от принятия неправильных решений. Так что без педагогики тут не обойтись.
- Я благодарен судьбе, что все эти годы рядом со мной были надежные верные товарищи, высокопрофессиональные коллеги. На каждого из них всегда можно положиться в самой сложной ситуации. Мы были и есть единомышленники, в нашей службе случайных людей быть не может. У меня в отделе работало до тридцати сотрудников и все с высшим образованием, со знанием иностранных языков, в званиях не ниже майора. К нам попасть на службу и сегодня совсем не просто. Очень жесткие требования, а без этого нельзя, слишком ответственно. К тому же наша служба по сути своей - не столько карающий меч, сколько предупреждающий. Важно предостеречь от неправомерных действий, предотвратить их. У нас нет, в отличие от полиции, палочной отчетности, у нас все по-другому. Одно из важнейших направлений деятельности - профилактика.
Так уж вышло по жизни, что дочери Николая Ивановича и Нины Васильевны Коневых Наталья и Анастасия тоже выбрали педагогические профессии. Но им, как и их отцу, приходится работать на других направлениях. Хотя и там педагогика востребована.
- Я так понимаю, Бестужево - для тебя это и есть родное Отечество. И не малая, а именно большая родина?
- Так и есть. При любой возможности всегда стремился сюда, хоть на день, хоть на два, но домой, в родные пенаты. Отец долгое время жил один, и я решил: мне надо быть рядом с ним в его последний период жизни на земле. Это важно для нас обоих. Здесь и дышится по-другому, и чувствую себя лучше и легче. Река, деревня, лес - это мое, это укрепляет здоровье, дает стимул к дальнейшей полноценной жизни. Согласись, печку растопить, чугун с картовью поставить, грибков соленых принести, за отцовским столом посидеть, повечеровать - что еще может быть приятнее? Баню натопить, крышу прохудившуюся подлатать… Всякие заграничные курорты мне без надобности. Бестужево, лес, пахнущий грибной прелью, рыбалка в тихом омуте - вот мой курорт. Здесь все суетное, тяжелое, словно камень, скатывается с души. А если еще кто в гости заглянет? Вот ты нежданно - негаданно нагрянул, и мне приятно. Знакомы давно, книги твои у меня есть, читаю их, а в гостях у меня впервые.
С годами никакого ремесла не забыл, многое могу сделать сам: материал, инструменты различные есть. Это от деда ко мне перешло, поэтому в ближайшей перспективе предстоит кое-что тут поправить, подремонтировать, чтобы сохранить наш родовой дом на будущее. Он должен быть обитаем, тогда он живет, а не просто стоит, ветшая и разрушаясь….
Вот такая понятная и простая житейская философия у нашего земляка, завершившего боевую службу полковника наиболее значимой российской спецслужбы Николая Ивановича Конева. Только общеизвестно: чекисты бывшими не бывают, поэтому и сейчас, сберегая родительский дом и проживая в нем на берегу родной Устьи, он и этим, казалось бы будничным и обычным делом, по-прежнему служит России, которая жива и этой бестужевской глубинкой.

Олег Борисов

16 ноября 2013

Комментарии (0)