архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная О земляках С НОВЫМ ПОДХОДОМ

С НОВЫМ ПОДХОДОМ

С НОВЫМ ПОДХОДОМ

К 50-летию Устьянского Народного хора, давно уже ставшего одним из наиболее узнаваемых брендов Устьянского района, 5 декабря в Центральном Доме культуры состоится юбилейный вечер известного творческого коллектива. В этот вечер в фойе ДК можно будет приобрести книгу Олега Борисова «Лидия Цуканова» из серии художественно-документальных повествований этого автора.

Сегодня мы предлагаем вниманию читателей одну из глав издания.

Уже было сказано о том, что Лидия Цуканова пришла не на пустое место и не начинала свою работу худрука с чистого листа. Она приняла эстафету от предшественницы, которая передала ей богатое творческое наследие. Работая под руководством Веры Михайловны Летавиной, Лидия Иосифовна многое от нее переняла, многое взяла в свой творческий актив. Но никоим образом не хотела идти далее, только подражая ей. В этом нет ничего зазорного или неправильного. Подражание, если оно того стоит, вполне может быть. Как справедливо заметил немецкий поэт Генрих Гейне: «Один великий гений формируется другим не столько за счет подражания, сколько в результате общения. Один алмаз шлифует другой». Как видим, подражание не отвергается. Но главное тут все­таки в другом. В том, что, действительно, один алмаз шлифуется другим. Поэтому подготовка Лидии Цукановой как будущего художественного руководителя (пусть изначально, может быть, ее кандидатура так и не рассматривалась) исподволь проходила под руководством Веры Михайловны Летавиной.
Начиная свою творческую биографию в качестве участницы хорового коллектива, Лидия Цуканова с самого ее изначалья постепенно входила в профессию, ставшую для нее делом всей жизни. Практика и опыт полученные ранее, стали для нее важнейшим и надежнейшим фундаментом, на котором она строила и проводила в жизнь содержательность работы худрука. В ее задачу входило, сохраняя предыдущее, постараться создать такую атмосферу, в которой бы каждый участник, независимо от времени пребывания в коллективе, чувствовал себя комфортно. Удавалось ли это ей на протяжении более тридцати лет работы? Откровенно можно сказать так: и да, и нет.
Но никоим образом не отвергая почти ничего из того, что было уже наработано, Лидия Цуканова постепенно стала вносить свои коррективы, использовать свои приемы и методы работы. Она дала понять участникам хора, что как руководитель будет работать несколько иначе. Что атмосфера в коллективе также изменится в соответствии с новыми временами и новыми требованиями к самодеятельности. Начальный период, период становления хора как полноценного творческого коллектива миновал. Теперь надо работать над повышением мастерства и профессионализма. Отношение к коллективу хора как со стороны руководства культурой, так и со стороны зрителей, будет строже, и никакого снисхождения не предвидится. Придется постоянно, каждым выступлением доказывать: мы самые лучшие. Раз нам многое дано, то с нас многое и спросится.
Уже с первых репетиций участники Народного хора почувствовали: новый руководитель, явно другой человек, и внутренняя жизнь коллектива отныне тоже будет иной. Лидия Иосифовна сразу дала понять: управлять коллективом хора она будет довольно властно, может, даже и несколько жестковато. Но эту властность будет прикрывать своим немалым организаторским талантом, без которого успешное управление большим творческим коллективом едва ли возможно. Дисциплина и порядок, установленные в коллективе хора, должны поддерживаться неукоснительно. Неучастие в репетициях и в концертных программах без уважительных причин будет рассматриваться как серьезный проступок и при систематических пропусках последует незамедлительное отчисление. Может быть, слишком круто, но по­другому никак. Иначе репутация лучшего хорового коллектива района и одного из лучших в области может быть подмочена. А подмоченная репутация, как известно, долго сохнет.
Но, повышая требовательность к своим коллегам по сцене, Лидия Цуканова как неугомонный энтузиаст постоянно подчеркивала, что очень дорожит своим коллективом, не менее, чем обычно дорожат близкими родственниками. Прежде всего потому, что всегда считала коллектив Народного хора своим родным, любила его, как заботливая, но строгая мать, опекала, считай, каждого участника, как суровая, но заботливая наставница. Болела душой за каждого человека, переживала не только за творчество, а и за личную жизнь. Для нее было одинаково важно участие кого­либо в очередном прогоне концертной программы и взаимоотношение в семье. Досаду и огорчение испытывала, если у кого­то не было возможности по независящим от него причинам принять участие в генеральной репетиции, или если человека не отпустили на работе, чтобы выехать с коллективом для участия в очередном концерте.
Если певческий состав хора особых тревог и волнений у руководителя не вызывал: отсутствующего участника можно было заменить или даже обойтись без одного голоса, то музыкальная, аккомпаниаторская часть нередко доставляла немало хлопот. Это одно из тех направлений в работе, которое беспокоило ее более других. Последние годы стабильность оказалась нарушена непостоянством состава. Прежде не было таких проблем и забот, пока ведущим баянистом был талантливый музыкант, сдержанный, тактичный и обязательный человек Аркадий Матвеевич Коряков. Вместе с ним играл и ее муж Виктор Станиславович Цуканов. За ними держался, усиливая аккомпанемент, Владимир Иванович Чупров. Но, к глубокому сожалению, Аркадий Коряков ушел из жизни в 1985 году. Покинул коллектив Виктор Цуканов, и ситуация заметно осложнилась.
Не так много, но довольно активно и вполне профессионально работал в коллективе известный на Устье молодой, подающий большие надежды баянист Николай Фалев. Он без труда мог играть на самых разных музыкальных инструментах и был способен извлечь музыкальные звуки нужной тональности чуть ли не из любого, даже бытового предмета. И он, к сожалению, также очень рано ушел из жизни, не реализовав полностью свой большой творческий потенциал. В результате основная нагрузка тогда легла на плечи баянистов Владимира Чупрова, Ольги Протасовой и Александра Никитинского. Оказывал им свою существенную помощь Владимир Ергин. И, тем не менее, работы у баянистов было много, ведь нужно было работать сразу, аж с тремя творческими певческими коллективами.
Из воспоминаний экс – солистки Устьянского Народного хора Людмилы Лабузько: ­
-Лидия Иосифовна Цуканова для меня – это, прежде всего, очень близкий по духу человек. А как руководитель хорового коллектива она относится к категории людей, способных на самопожертвование ради любимого дела. Считаю, она совершила подвиг на ниве культуры.
На мой взгляд, художественный коллектив создать не так уж и сложно, если есть люди, объединенные одной идеей, общей целью, единым стремлением. И тут никто не уменьшает и не подвергает сомнению заслуги Веры Михайловны Летавиной как организатора и первого руководителя. А вот удержать их далее и дать развитие коллективу, способствовать росту мастерства на протяжении целых трех десятилетий дано далеко не каждому. Но Лидия Иосифовна Цуканова была именно таким человеком: могла в любое время поднять народ, собрать, объединить замыслом. Независимо от ситуаций, от обстоятельств, от состояния души и настроения, на ее призыв нельзя было не откликнуться. Она заражала нас своими идеями, двигала творческую мысль, не позволяла коллективу топтаться на месте. Именно при ней наш коллектив достиг своего совершенства, своего мастерства. Именно благодаря ее усилиям хоровой коллектив стал тем Устьянским Народным хором, какой он есть на протяжении стольких лет, который знают не только в районе, в области, но и в России. И даже за рубежами страны, пусть и по интернет­версиям.
Сегодня он, может быть, несколько другой, у него в определенной мере другие задачи сегодня, да и время другое. Но что бы ни происходило, в нем всегда будет сохраняться память о Лидии Иосифовне Цукановой.

22 ноября 2014

Комментарии (0)