архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная О земляках Солдатские письма…

Солдатские письма…

Пожелтевшие от времени треугольники со штемпелями полевой почты. Каким спасением были они во время войны, долетевшие весточкой до наших дней, словно привет из далекой военной поры. Сколько радости приносил в семьи долгожданный треугольник, открытка, почтовая карточка, в которых иногда было написано всего два слова: «Я жив».
В Устьянском краеведческом музее собрано более 200 писем военных лет, которые хранят память о тех днях. Сотрудники берегут страницы военной истории, где сегодня на пожелтевших листочках мы читаем истории жизни наших родственников в страшные военные годы. В письмах было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена на тот момент жизнь! И чем больше вчитываешься в строки писем, тем больше проникаешься пониманием, как солдаты ценили жизнь и благополучие своих родных.
А с какой теплотой каждый солдат обращается к своим родным, близким... 

Красногвардеец Александр Пятышев из д. Заостроевье писал домой часто, а вот письма от родных получал редко, поэтому каждая весточка домой была наполнена переживанием за домочатцев:
«Вздравствуйте, родители, папаша, жена Мария, сынок Тиша, сестренка Мария. Шлю я вам свой низкий сердечный привет и желаю всего хорошего в вашей жизни и работе. Папаша, я от вас ждал письма, но безрезультатно. Нет никакой весточки из дома. Беспокоюсь вашим молчанием. Пошлите адрес Зыкова А.А. и Заостровцева Е.Н. Сообщите, какие есть новости…»


 После войны Макарьин В. А. долго работал учителем в малодорской школе. А будучи на фронте, очень переживал о своем сыне Алике, сначала о его здоровье, а потом об успеваемости в школе и писал ему в письме отдельные строки каллиграфическим почерком:
«Милый Аля! Слушай маму. Учись хорошо. Будь отличником. Пиши письма чаще. Карточку с оценками за четверть пошли мне. Я прочитаю, распишусь и обратно тебе пошлю. Папа».

Многие военные открытки сопровождались не только картинками, но и официальной цитатой Сталина: «Мы можем и должны очистить свою землю от гитлеровской нечисти».
Люди писали в письмах и открытках, приближая победу:
«Я буду бить врага до последних сил…», «…отомщу за разрушенное село», «Верю, что расквитаемся с фрицами», «Мама, немчура бежит от нас, мы им зубы переломали»…
Уже давно переписка близких людей той поры перестала быть личным делом. Это уже история.

 Уроженка села Шангалы Александра Максимовна Мотовилова на фронте была медсестрой, окончив школу медсестры в Вельске в 1941 году. Благодарные и влюбленные солдаты ей писали письма и в военные, и послевоенные годы. Строки из письма Виктора к А. Мотовиловой:
«Здравствуй, дорогая Шурынька. С приветом к тебе Виктор. Сегодня после подъема, а встал я без 15 м.6 ч., темно еще, а ты, конечно, спишь, если не дежуришь, а я встал и думаю, дай напишу своей дорогой и любимой Шуре. Да, очень часто вспоминаю и хочется встретиться, хотя и особенно вспоминать-то нечего, сама знаешь, уж ты очень стеснялась и вообще, ты, конечно, понимаешь, о чем я хочу сказать. И то я в такие дни, когда свободной минуты нет, пишу. Только тебе и родителям и пишу, даже хорошим родным и то не пишу. Скоро будем воевать. Да и крепко. Пиши, дорогая, не забывай своего друга, особенно береги себя, а то ведь знаю, какая ты была. Приеду скоро или поздно, чтоб такую же встретил. Можешь, конечно, найти себе товарища, чтобы время провести, ну, думаю, не забудешь меня. Ну, а мне уж сходить некуда. Да если и будет, то не пойду. Все горжусь, у меня, думаю, есть Шура! Очень часто вспоминаю, и поверь, в день по 20 раз…».

 

Письма с фронта, как правило, сопровождались штампом «Просмотрено военной цензурой», поэтому в них не принято было подробно писать о военных действиях, наступлениях или поражениях. Вот как скупо рассказывал Всеволод Гриньков в своих письмах к родным о военных буднях:
«1942 года ноября 2 дня, понедельник. Действующая Красная Армия 736 полевая почта часть 351. = 13,5.
Здравствуйте, Папа и мама, брат Славик, сестра Нина и Маня, с приветом к вам ваш Всеволод. Папа и мама, сообщаю, что ваше письмо от 17 октября получил с-г, т. е 2.XI. а письмо от 12 к-к, которое вы писали, не получал и, по-видимому, не получу. Сейчас уже письма, адресованные по-старому, уже вероятно не дойдут.
Сам я после времени живу благополучно. Здоров и самочувствие хорошее. С поставленными передо мной задачами справляюсь, нахожусь все лето и сейчас по настоящее время на выполнении задачи, а это действует хорошо, так как находясь без основной задачи в военное время, все-таки чувствуешь себя как-то виновным перед страной и народом. Хотя в армии, и не выполняя боевую задачу, без дела не сидят, усиленно готовят себя и выполняют ряд работ … возмездие, святую..., обманутого, оскорбленного, перетерпевшего муки, ужасы, принесенные подлыми отродьями человеческого рода.
Эта месть должна быть целью в войне сейчас для каждого русского любящего себя и свою страну.
Пока писать нечего, жду вашего письма, остаюсь с приветом к вам, ваш сын Всеволод».

А вот строки из его письма от 16 февраля 1945 года в предчувствии победы:
«….. Папа и мама, сообщаю вам о себе и своей жизни, что живу благополучно, со здоровьем тоже неплохо, да вот только болит левая нога, открылись язвочки сразу небольшие, а заживают медленно. Так вот это немного стесняет меня, трудно ходить и ездить верхом. Ну так это, конечно, пройдет, надеюсь скоро. Два раза делал перевязки в госпитале, так почти что уже все и прошло, там сейчас имеются препараты прямо чудесные, как живая вода в сказках. Но вчера и сегодня поездил верхом и опять стало хуже. Но отдыхать сейчас, сами знаете, времени нет. Работы и заботы хватает, но, когда все удачно и хорошо, усталости не чувствуешь. А вот когда не увязки, так тут не все равно, а ведь все гладко не всегда проходит. Тем более на войне. Ну Б.М, может быть, все пройдет благополучно для матери родины, а наши труды с вами уже оправдывают себя тем, что конец развязки не далеко. И эта развязка положительна для России, очевидно
Ну, папа и мама, писать, что битое и о переживаниях я, конечно, не могу и нет надобности. Война очень некрасивая вещь!
…..Папа и мама, я знаю, что вы как и другие пережили очень много и сейчас нелегко. Но налаживайте жизнь. За счет войны как-то протянем. Да и я помогу. Я, правда, тоже вам пошлю то, что положено, а именно у меня есть достаточно сахара. Так что даже даю понемногу своей «кобылке». Так что я наладил посылочку = посылать можно по 10 кг в месяц. Так у меня там будет сахара кг 6-7, да сапожки хромовые. Мне хлопцы принесли для жинки. Но пока таковой не имею и девушек знакомых в нашей части совсем нет, так я присылаю их для Нины, так как думаю, что для Лиды они будут малы размером. Ну, а для будущей жинки, будь не к смеху сказано, я имею пальто на таком же меху, как была и есть ли? моя шуба. Только … получше и новей да воротник бобровый…».

Его письмо от 12 мая 1945 года уже наполнено поздравлениями:
«Здравствуйте, дорогие папаша, мама, любезные сестрички Нина, Маша. Прежде всего, поздравляю вас, мои родные, с большой радостью с Победой над фашистами Германии. В которой у всех нас с вами: солдатами с фронта и патриотами нашего дорого Отечества есть доля вложенного труда. … Пусть этот день будет добрым днем, то есть днем начала конца, как это можно выразить. Папа и мама, дорогие сестрички, наконец, исполнились наши надежды и чаяния! Враг разбит! Война окончена! Победа одержана! Впереди мир и счастье, но еще и трудный период закрепления нашей победы, а после чего нас ждет заслуженное - отдых от дел бранных. Тогда наша страна будет заботиться о нас и помогать нам строить личное счастье и жизнь. Как это было до войны с Германией!...»

 

6 мая 2017

Комментарии (0)