архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная О земляках Сосновая роща для Апполинарии

Сосновая роща для Апполинарии

Сосновая роща для Апполинарии

Живет в д. Исаевская Апполинария Николаевна Суворова. Труженик тыла, ветеран Великой Отечественной войны, вечная труженица - победитель соц.соревнований. Дом около озера, а рядом с огородом – ровная линия деревьев: около тридцати молодых сосенок были посажены именно для нее.

Пятнадцатого апреля у Апполинарии Николаевны немалый юбилей – 90 лет. Как говорит именинница, в их роду не одна она легко перешагнула эту планку долгожительства: бабушка почти до 90 лет жила, старшая сестра Дуня тоже праздновала такой юбилейный день.
Да, мы, молодые, можем только восхититься такой любовью к жизни, по­доброму завидуя тем, кто может наблюдать, как растут и становятся на крыло их правнуки. А жизнь была несладкая, не всегда вдоволь всего было, в больницах наше мудрое поколение не бывало, лекарств никаких не принимало, только много и без устали трудилось. Может, в этом и секрет долголетия? Впрочем, всё по порядку.
Рассказывая о своей долгой жизни, Апполинария Николаевна нет­нет да и всплакнёт, заново переживая тяжёлые минуты. В 1937 году из д. Кадыевская увезли отца – по доносу репрессировали за неосторожно сказанную фразу. Николай Николаевич оставил детей и беременную пятым ребенком жену. За, казалось, безобидные слова «когда война будет, партийцы на первую линию на фронт пойдут» ему дали 10 лет. По словам Апполинарии Николаевны, сослали отца «дальше Сибири». Условия жизни в ссылке были тяжелейшие: «…дома были на плотиках, и ни туды, и ни сюды с них». Апполинарии было почти 16, когда отцу разрешили писать письма домой. Николай Николаевич слезно умолял жену: «Ой, ради Бога, только ничего с собой не делай, а то дети сиротами останутся». Чуть больше половины срока прошло, он умер. Апполинария Николаевна вновь плачет, закрывая лицо ладонью.
«Какое детство, юность? Поесть­обуть нечего. Дом у нас был красивый, двухэтажный. Начальство все из него музей хотело сделать. Повод искали, чтобы нашу семью тоже сослать. Да война началась, так забыли о нас. Мужиков из деревни много забрали. Старшего брата Васю взяли на фронт. Через некоторое время комиссовали по контузии. Остался жить в Перми. Ой, хватило и мамушке, и нам. День и ночь робили. Света белого не видели. Она коней кормила, да на них возила. Оставит нас маленьких – что хотите делайте. Мы со старшей сестрой ей и помогали. Я, малая, на лошадях бревна возила, еще запрягать сама не умела. В 1942 году сестру Дуню забрали в Сталинград на оборонные работы. И воевала, и мертвых ночами хоронила. Спали в шалашиках. Всю войну прошла, вернулась. А меня в Архангельское ФЗО в 1943 году отправили. Ой, как Архангельск бомбили, сколько людей на кладбище свезли!», ­ продолжает свои нелёгкие воспоминания Апполинария Николаевна. Она провела в городе 6 месяцев, выучилась на жестянщика, после обучения была направлена на один из подмосковных заводов. Там делали всё: тазы, умывальники, трубы и вытяжки для цехов, где собирали военные машины.
Мать тяжело заболела, и девушка поехала домой. За такой поступок могли и посадить, да в сельсовете выдали справку, что за матерью некому ухаживать:
«Я мамушку и выходила. Валя и Павлик были тогда совсем невелики, только ревели. Есть подать нечего, корова голодная. А налоги какие надо было отдать! С каждого двора и яиц, и масла, и шерсти! Сами босые и нагие, мать встать не может, хватили горюшка. Когда маме стало легче, устроилась кадровиком в Квазеньгском лесопункте. Стала зарабатывать. Тогда только и вздохнули».
В 1950­м, во Фролов день, вышла замуж за Василия, переехала в д. Исаевская. Свадьба была большая и веселая: «До того доплясали! Вся деревня собралась». Приехала молодица к дому мужа и ахнула: у его родителей избушка худенькая, глиной углы замазаны, печка худая. «У нас­то дом красивее был. Уж хотела на попятный идти. Да ладно, «с молодцом да под крыльцом», как люди говорят».
Устроилась работать на скотный двор. В колхозе им. Л. Берия (с 1965 года – совхоз «Плосский») были огромные коровники, телятники, конюшни. Хозяйство крепкое, ходившее в передовиках. Женщина выкармливала по сорок телят зараз. За высокие привесы была награждена грамотой из Москвы. Вручную тогда доили по 12 коров. Когда перешли на механическую дойку, обслуживала уже 25 голов. Василий Васильевич работал трактористом, комбайнером, плотником, клал печки. Про таких говорят ­ «с руками». Сыновья тоже все в него, на все руки мастера. Их в семье Суворовых трое. Сейчас уже 5 внуков и 5 правнуков.
В 55 лет у Апполинарии Николаевны развилась астма, пришлось уйти на пенсию. Чтобы жена могла дышать полезным сосновым воздухом, Василий Суворов посадил для нее рядом с домом сосновую рощицу. Со временем прижилась грибница ­ растут маслята. С мужем Апполинария Николаевна прожила 60 лет, в 2011 году его не стало. Однако, деревья растут, продолжают давать целебный воздух для своей хозяйки, напоминают о муже.
Уважаемая Апполинария Николаевна! Ваши родные от всего сердца поздравляют Вас с 90­летием! Такой юбилей ­ очень важное и значимое событие, ведь далеко не каждому суждено его встретить. А главные пожелания ­ чтобы здоровье не подводило, жизнелюбие и оптимизм никогда не иссякали, и доживайте в добре до векового юбилея!

Ольга Бовыкина

11 апреля 2015

Комментарии (0)