архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная О земляках Стальная ниточка в судьбе

Стальная ниточка в судьбе

Первый раз я открыла эту страничку истории, готовясь к празднику деревни «Павлицовская братчина». Но в канун праздника железнодорожников решила рассказать о судьбе скромной женщины, которая оставила живописную Житомирщину после командировки на Север…  

Ее домик, уютно устроившись на угоре возле церкви под старым кедром, радует всех проезжающих своей обихоженностью. Недаром на празднике деревни ему единодушно присудили номинацию «Дом образцового содержания».

Знакомьтесь, - живет в нем Лидия Павловна Дроздова (на снимке).

В далеком теперь 1955 году она жила в с. Белая церковь, работала на железной дороге и совсем не ведала, что судьба забросит ее на далекий Север. Но вот ведь как бывает: родилась она в рабочей семье Дурдук в Хабаровске, но по состоянию здоровья девочке не подходил климат, и родители вернулись на Украину в Житомирскую область. Здесь и войну пережили, и четырехлетнюю немецкую оккупацию, и жестокость местных полицаев, и послевоенную разруху, и голод… Но молодость брала свое. Вместе со сверстницами Лида пошла работать на железную дорогу, там все-таки, хоть маленький, но твердый продуктовый паек был.

Однажды на их станцию приехал из Кулоя начальник отдела кадров Зеньков и стал набирать бригаду на строительство железной дороги Коноша – Котлас. Страна поднималась из разрухи, нужны были лес, нефть, уголь. И вот в составе укрупненной бригады Лида отправилась в командировку на 45 суток… На Севере май особенный: как не влюбиться после беспросветных темных ночей в наши белые… Но в ту пору было не до романтики: работали по 12 часов на строительстве и ремонте дороги на участке Илеза – Сулонда. Ни скудный продовольственный паек, ни тяжелые условия работы (а делали весь подъем пути вручную, ломиком, а разгрузка вагонов, когда их простой приравнивался к преступлению) - все молодости было нипочем.

В выходной настоящий праздник: достав скромный наряд из деревянного чемоданчика, а кто-то по южной привычке - из баула, собирались либо в бараке, либо на излюбленных местными и приезжими «пятачках», разворачивали гармонь и - в пляс.

Она и сейчас просто светится, вспоминая молодость: «Как мы дружно и весело жили!» Не там ли приметил статную неунывающую девушку Петр Дроздов? Но вида не подавал, ведь по нему, неуемному балагуру, сохло не одно девичье сердце.

От станции Коноша до станции Кизема Кулойское отделение было первым, и там решали все вопросы, в том числе и кадровые. И вот после окончания командировки Лидия вместе со всеми ожидала расчет за работу… Тут-то и появился Петр и с ходу: «Я поеду с тобой!» Слегка опешив от такого решения, она все же спросила: «А в качестве кого?» «Мужа, конечно!» - был ответ.

Но начальник Кружанов решил по-своему, когда они пришли за расчетом: «Нет, ребята, думаю, куда иголочка - туда и ниточка; а вряд ли Петр покинет Родину».

«А я то возьми и брякни, мол, как у вас тут жить, есть и то нечего - одна треска да сгущенка, - улыбается Павловна. Начальник в ответ. - А ты, милая, возьми-ко трещочинку, вымочи, да нажарь или обдай кипятком, да под картошечку - просто объеденье. Так вот и осталась готовить треску после регистрации».

Поселились молодые в половинке дома на Чертовой горе… В ту пору там жило 8 семей, кто с Кокшеньги, кто с Белоруссии, кто с Украины.

Меж собой ладили все, семьи увеличивались, дети подрастали. Лидия развела коз, держали огород, да и железная дорога снабжала продуктами через магазин на колесах. Особенно вкусным, я помню из детства, был черный хлеб по 18 копеек. Когда в сельмаге давали норму хлеба в одни руки, часто выручала «столовка» на переезде, тогда хлеб уже давали всем.

Петр и Лидия работали в одной бригаде, поток поездов, особенно товарных, увеличивался год от года. Насыпь, хоть она и песчаная, но кругом болото, требовала самого пристального внимания путеобходчиков, которые работали и днем, и ночью. Стыки, болты, соединения - это их работа, а бригада занималась ремонтом пути. Особенно тяжело было зимой: раздолбить вручную место под шпалу, замену рельсов. Летом работы начинали в 3-4 часа утра до жары, и так изо дня в день… Но тогда все железнодорожники работали в едином порыве: безопасность движения - прежде всего. Правда, была одна авария, уже значительно позже: у моста через реку Соденьгу сошел состав с углем. Это и спасло, что не с нефтью.

А перевод стрелок чего стоил? И тоже работу выполняли женщины, все вручную, их чистка и перевод требовали большой физической силы.

Участку «Чертова гора» дали прозвище сами машинисты: дорога шла слегка в гору, и груженому составу очень тяжело было одолевать подъем, поэтому путейцам требовалось особое внимание.

Но дети подрастали, и семья переехала на Павлицовский переезд, поближе к школе.

Павловна на минуту замолкает, думая о своем, а я вспоминаю тот отрезок детства, где железнодорожный переезд всегда манил нас пролетающими пассажирскими вагонами: нам тогда казалось, что там едут особые люди куда-то далеко, где жизнь идет по-особому. Мы любили посидеть на станционной лавочке в ожидании хлебного вагона и потихоньку заглянуть в святая святых – комнату дежурного, где работала связь между станциями, все мигало и было так для нас ново и таинственно! Здесь обсуждались в очередях и деревенские новости, правда, в отсутствии строгого мастера Андрея Архиповича Реговского - пресекал одним взглядом. Он уже заменил ушедшего на пенсию мастера Ивана Гавриловича Котюкова, которого очень уважали путейцы за преданность и доброе отношение к рабочим бригады.

В это время Петр Дроздов, поработав старшим рабочим, был назначен бригадиром, а Лидия Павловна пошла дежурной на переезд.

«Трусиха я была страшная, особенно когда мне пришлось заменять на время отпуска Анну Пушкареву на втором переезде. Муж меня сторожил до 4 - 5 утра, потом бежал домой, исправлял все по хозяйству, отправлял ребят в школу и снова на работу - в бригаду, - вспоминает Лидия Павловна. - А дежурили тогда по 12 часов, вот и пришлось расстаться с любимыми козами, не было времени их пасти».

Мало кто из моего поколения не прошел через школу железной дороги. Мастера понимали, что лишний рубль в семью может принести и подросток. Нас брали в бригаду чистить насыпь от травы, а когда подросли, уже работали на укладке и замене шпал. Наравне со взрослыми: начало работы в 4 утра, до 8 - 9 часов без перерыва. Но шутки и смех путейцев, умение незаметно подставить плечо помогали в работе – такая атмосфера всегда была в бригаде Петра Дроздова. А с какой гордостью мы несли домой полученную зарплату! Мы всегда отмечали умения железнодорожников не только хорошо работать, но и звонко отдыхать. Именно так - звонко!

Всегда был полон соседской ребятней дом Кудиновых на 881 км. дороги, хоть и своих семеро. Любила ребятня и дом Пушкаревых с улыбчивой тетей Нюрой. А какие частушки выдавала на сельских праздниках под звонкий перестук каблучков Надежда Бобина! Сколько таких вот веселых вечеров было в доме Головочкиных…

«Всего и не расскажешь сразу, но, перебирая в памяти те годы, я одно хочу сказать: мы жили небогато, но так дружно, что и сейчас слеза наворачивается, - говорит Павловна. - Трудное время было, но ведь мы не роптали на судьбу, мы все делали, чтобы страна поднималась, жила лучше. Тогда и дисциплина нужна была, что выполнить все задуманное. И жили мы открыто, просто, нараспашку: и беда, и радость вместе».

Я слушала ее плавную украинскую речь, смотрела старые фотографии в рамочке над комодом и думала о поворотах в ее судьбе… Война, оккупация, смерть мамы в 45 году, ушедший на войну отец, который отыскал ее только в начале 60-х, трудная молодость, непростая жизнь на Севере, а в душе - достоинство, радость от прожитого, добрые воспоминания о каждом, кого уже нет в живых, мудрая рассудительность.

Она по-прежнему любит и умеет работать по дому, на огороде, смотрит новости и выносит свой вердикт происходящему, но никогда никого не осуждает и не судит…

И с улыбкой вспоминает случай перед отъездом на Север: в соседней деревне Павлицо, что на Житомирщине, жила гадалка, вот вместе с подружкой они и отправилась узнать судьбу… Пришли к ней до восхода солнца, взяв с собой за гадание пшено и фасоль. Раскинула та карты и сказала: «Есть в казенном доме у тебя мужчина, но он не твой (а в ту пору она ждала жениха из армии), а предстоит тебе, девонька, длинная дорога, а возврата назад нет…» Так и случилось: ниточка судьбы привела ее к нам, в Устьяны, да так и оставила. Нет, она не жалеет нисколько об этом, только на глазах наворачиваются слезы, что нет сегодня рядом никого из тех, с кем связала ее железная дорога: Моисея и Лиды Георгица, Валентины и Максима Лузан, Марии и Афанасия Дородных, Ольги и Андрея Реговских, Марии Сумароковой, Лидии Шаниной, Павла и Августы Летавиных, Коли и Гали Медведевых, Петра Едрашко и Лидии Порошиной, Котюковых, Кудиновых.

Но все равно, в День железнодорожника чашкой чая она помянет их добрым словом и тихонечко перекрестится на икону в углу…

В. Борисова, д. Прокопцевская

3 августа 2013

Комментарии (0)