архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная О земляках У счастья нет возраста

У счастья нет возраста

У счастья нет возраста

Встречаясь часто, общаясь по каким-то вопросам с человеком, кажется, знаешь его достаточно хорошо. Но, к счастью, жизнь оставляет нам много загадок и открытий, которыми приятно поделиться с другими. Сегодня мы знакомимся с семьей Молчановых Александра и Светланы. Уже четверть века они радуют музыкой и танцами жителей Шангал и района. Но сегодня – дела семейные.

«Всему начало - отчий дом»

- Каждый человек должен своей жизнью внести в этот мир как можно больше любви и радости, - так считал отец Светланы Анатолий Яковлевич Швецов. И хоть в семье «незаметно» руководила жена Альбина Михайловна, общую атмосферу в семье создавал отец… Двадцать лет он руководил Мошинским Домом культуры в Няндомском районе. По профессии – электрик, по велению Бога – художник, написавший сотни картин и великодушно раздаривший их друзьям, знакомым, близким. Многие также составляют коллекцию семьи Молчановых. Это частичка малой родины Светланы: ее любимое озеро Моша, уголки природы, написанные то яркими сочными красками, то заполненные приглушенным светом заката над озером, уютно устроившейся на его берегу церквушкой. Но чувствуешь сразу, сколько тепла, своего внутреннего трепетного отношения вложил художник в картину…
Для потомков родной Моши Анатолий Швецов оставил десятки карандашных рисунков архитектурных памятников, которые сегодня уже разрушились. Он одинаково талантливо владел красками и акварелью, передавая красоту пейзажей как видел и чувствовал… Еще любил стихи - больше сатирического и юмористического жанра, а у самого писались грустные… Может, чувствовал, что судьба отпустит ему совсем не много, зато сорок счастливых семейных лет с Альбиной Михайловной.
Семью Молчановых Александра Ивановича и Зинаиды Федоровны знали в Шангалах все.
Александр Иванович - заводила в Доме культуры, незаменимый баянист, преподаватель музыкальной школы, воспитавший целую плеяду талантливых ребят – баянистов.
Александр Николаенко, Александр Никитинский, Александр Молчанов, Николай Фалев многие годы выводили на сцену хоры, солистов, чье исполнение всегда отличалось отточенностью, красотой и напевностью. Тогда самодеятельность Шангал радовала зрителей всего района. А в праздники, после концертов, песни звучали семейно: Фалевы, Мухины, Борисовы, Кононовы вместе с детьми отправлялись в походы, на пикник или в дом Молчановых, где всегда гостеприимно встречала Зинаида Федоровна. Она во всем поддерживала мужа и «вела» дом, уважая и ценя то, что делал Александр Иванович. Уход из жизни любимой жены очень подломил Молчанова - старшего. И он взялся за кисть. Оформительские работы выполнял, еще работая в ДК, а вот за пейзажи взялся позже, и это спасало…Незадолго до своего ухода он привез нам в подарок пейзаж с излучиной Устьи с видом на Юрятино. Теперь и в нашем доме частичка его творчества…
Я не случайно сделала рассказ о семьях родителей Светланы и Саши, ведь все в нашем мире взаимосвязано, как поет Булат Окуджава «Судьба, судьбы, судьбе, судьбою, о судьбе…» В одной строчке обо всем сразу.

«Надежды маленький оркестрик под управлением любви» (Б.Окуджава)

- Сколько себя помню, столько со мной рядом клуб, сцена, папа, люди, музыка. Сейчас остро понимаешь, повзрослев, как его не хватает. Самое интересное, что в детстве я не танцевала, а … пела. Классу к восьмому чувствовала себя уже «звездой» на сцене, - смеется Светлана. - И уже могла заявить, что петь буду только при полном зале. Вот такая самооценка.
А я приметила ее еще студенткой культпросветучилища. Открою маленький семейный секрет: где-то в начале восьмидесятых, будучи директором Дома культуры, Александр Молчанов засобирался уехать из района, и озадаченный отец поделился этим в отделе культуры. Мы тут же решили провести операцию «Перехват», и я срочно отправилась в училище за хореографом, которого так не хватало в ДК. Услышала мою просьбу директор училища Элеонора Зайкова, и Светлана Швецова была отправлена к нам на практику. А дальше, как говорят, судьба!
Слушая подвижную, хрупкую и одновременно твердую в деле и жизни Светлану, невольно сравниваешь ее судьбу с отцовской… Такой же трудоголик с желанием творить.
- Хореография – это как песня. Толчок всегда от музыки, потом - полет фантазии, рождаются движения, и танец захватывает тебя целиком. Когда я танцую, не вижу никого, только музыка и танец… За что люблю русские танцы – всегда сюжет, ведь там такая хитрость психологическая есть: женщины в танце плывут, а мужчины выкаблучиваются, как в жизни, - продолжает Светлана. - Когда ко мне в группу пришли молодые женщины просто попробовать красиво двигаться, очень быстро захотели еще и красиво танцевать. Так родился коллектив «Хорошее настроение», где участницы с удовольствием танцуют, разрабатывают эскизы костюмов, сами их шьют и, конечно, дарят радость не только себе, но и зрителям. А главное, они приобрели уверенность, поправили осанку, походку и научились с улыбкой смотреть на мир.
Она подолгу может рассказывать об участницах коллективов разных лет, ведь дверь их дома тоже всегда открыта для общения. Вот и спешат, приехав на каникулы, девчонки поделиться новостями. И тогда дом наполняется песнями под гитару, и чайник бесконечно свистит на плите. Продолжается традиция рода Молчановых…
А Александра музыка сопровождала с детства: русская, классическая. Конечно, и музыкальная школа и училище, эстрадная музыка, знаменитые «Битлз», свой ансамбль, музыкальные вечера в ДК, увлекающиеся помимо музыки философией и поэзией друзья Михаил Попов, Александр Перхуров, Олег Пшеничный… Но, чего-то не хватало…
И тут появилась Она - маленькая белокурая девчушка с косой, которая так лихо отплясывала на сцене, что трудно усидеть на месте. И он решился… на танец «Свидание» - ее дипломная работа…
И уж потом пошли настоящие свидания. Но Саша не был бы Молчановым, если бы не подготовил тыл. Перед тем, как сделать предложение, одним из первых в Шангалах решил построить дом. Начал сам, с половинки, где теперь только кухня, с помощью отца и брата закрыл крышей, все отделал внутри и поехал за Светланой в с. Моша. Первым одобрил выбор дочери отец.
- Как быстро летит время, - удивляется Александр. - Уже Сан Санычем зовут, а я как-то не чувствую. Разве что дети уже взрослые да седину в волосах у себя вижу, а так все еще что-то творить хочется. Что касается семьи, то, конечно, Светлана двигатель во всем. Я понимаю ее желание работать, она этим живет, и рад, что могу помочь. У нас нет взаимных претензий в домашних делах: кто свободен, тот и делает. Правда, старшая дочь Аня наш опыт не приняла, она целиком в семье, любит дом и все, что с ним связано, и уединение. А Тема все время занят в школе, мызыкалке, дома что-то творит. Кстати, он у нас уникальный ребенок: до 3-х лет молчал и рисовал, даже были разговоры о классе коррекции, а в начальной школе ему встретился удивительный педагог Ирина Александровна Кузнецова, которая разглядела в нем интересного человечка и развила его способности. Вот уже шестой год он круглый отличник в школе, и в музыкальной тоже, и что мы особо ценим в нем – самостоятельность, умение слушать и слышать. При всем этом обыкновенный мальчишка, только с той разницей, может быть, что все, что делает, делает с удовольствием и знает, зачем это ему надо.
У нас нет семейных секретов, просто, зная изнутри работу Светланы, берем семейные дела себе. Мы же с Темой мужчины.
- Конечно, как и в каждой семье, у нас не все гладко, - вмешивается в наш разговор Светлана, но у обоих вовремя срабатывает кнопка «стоп».
- А я с первых дней понял, что нельзя переделывать человека: какой полюбил, такой и принял. А терпение – это у меня от мамы, у меня ее характер. А еще надо доверять друг другу обязательно, и тогда все будет получаться и в работе, и в семье, - добавил Саша.
За окном во время нашей встречи в майский день бушевала почти февральская метель. А в доме Молчановых, в любимом всеми уголке кухни молчал телевизор: его нечасто жалуют своим вниманием. Зато уютно булькал чайник, плыл кофейный аромат, придающий уют разговору. Ждала своего часа уставшая швейная машинка, ведь она воплотила в костюмах все сценические образы хозяйки.
В Теминой комнате отдыхали наушники и ноты, а со стен мягким светом и теплом утреннего солнышка притягивали взгляд картины Анатолия Яковлевича… На полках, сделанных руками хозяина дома, сверкали многочисленные статуэтки и кубки победителя смотров и фестивалей различных уровней хореографического коллектива Светланы, их почти за 25 лет у «Устьяночки» накопилось множество…
Но главное, что я ощутила – это суть их семьи… Когда я их спросила, что им ближе: жена или супруга, муж или супруг, они немного замешкались с ответом. И тогда мы вместе попытались его найти.
Супружество – это упряжка, в которую запряжены два вола, которые поначалу ее не замечают. Почему? Да потому, что они здоровы и молоды, им помогают родители, дяди и тети, бабушки и дедушки. А главное – упряжка пуста. А потом появляются первые пассажиры, и это здорово, ведь без детей теряется смысл семьи. А упряжка все катится, и уже случаются первые обиды, недомолвки, ссоры... Стареют и болеют родители - самые первые пассажиры этой повозки, добавляются проблемы родственников и свои. Но…
Если Богом тебе дан тот самый «суженый», если мы правильно воспитали первых пассажиров, которые в какой-то момент спрыгнули с повозки, готовые уже нам подставить свое плечо, то повозка движется дальше. И ребята согласились, что очень красивый и, главное, честный символ семьи – супружество.

И напоследок

Как-то недавно мне попала древняя притча. Слон целый день ворочал бревна и к вечеру так устал, что готов был упасть замертво. Но тут к нему подошла слониха и нежно сдунула с его плеча щепочку. И слон взбодрился, почувствовал в себе прилив новых сил и был готов снова выполнять тяжелую работу. Мудрая притча. Она напоминает нам о той малой толике заботы, нежности, которой ждут от нас наши близкие, и на которую мы бываем скупы, а ведь нежность – это хлеб любви. В семье Молчановых об этом не забывают.

С радостью об этом, Валентина Борисова

17 мая 2014

Комментарии (0)