Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
В жизни всегда есть место подвигу
Жили мы на берегу Черного моря в пограничном городе Сухуми, поэтому в каждой школе был создан отряд ЮДП (юный друг пограничника), где мы с военными соседней заставы занимались изучением оружия, приёмами борьбы, ходили в наряд, сидели в засаде. Это были не просто игры: нас учили любить свою Родину и, если было нужно, защищать её. Заниматься в отряде было очень интересно. Командиры и начальник заставы рассказывали нам об истории заставы и о людях, которые служили здесь, об их мужестве и любви к своему Отечеству. Один из рассказов мне запомнился очень хорошо. Все, что описано в нем, произошло на нашей Сухумской заставе на самом деле, только фамилии героев заменены.
«На охрану Государственной границы Союза Советских Социалистических Республик приказываю выступить…» Лаконичные слова военного приказа начальника заставы не впервые слышал рядовой Геннадий Орлов. Застава, где служил Геннадий, стояла на берегу самого синего в мире Чёрного моря. Домики заставы прятались в тени кипарисов, которые большими зелеными свечками уходили высоко в небо. Во дворе заставы, выстроившись в одну шеренгу, стояли пограничные наряды. Вместе с людьми в одном строю были их четвероногие друзья - немецкие овчарки, очень умные, добросовестные и преданные своим вожатым.
Получив приказ на охрану границы, наряды уходили в ночь, а ночи в этих краях были очень тёмные, хоть глаз коли. Шли быстрым шагом, замечая все вокруг. Участок был хорошо знаком обоим пограничникам, служили они последний год, были друзьями. Сергей Скворцов шел по дороге, идущей вдоль прибрежной полосы; урезом - у воды - шёл старший наряда Геннадий Орлов.
Темноту ночи, через равные промежутки времени, разрезал тонкий луч прожектора, и тогда, приложив к глазам бинокль, Орлов вслед за лучом оглядывал поверхность моря. На время световой охраны границы наряд залегал в секрете. Луч гас, и старший наряда бежал к телефонной розетке, искусно спрятанной на стволе дерева, чтобы доложить дежурному по заставе обстановку на границе. Вскрикивала ночная птица - это старший наряда приказывал залёгшему на время связи с заставой Сергею Скворцову следовать дальше. Так они и шли с короткими остановками, приближаясь к флангу соседней заставы. Большая часть участка была уже пройдена. Сегодня они на границе одни - их верного друга - овчарки Бурана - рядом не было, солдаты надеялись только на себя. Странный звук услышали пограничники одновременно: он шёл с моря. Как по приказу, оба замерли на месте, залегли. Орлов поднес к глазам бинокль: странно ведя себя, к берегу плыл дельфин. За годы службы не раз, неся вахту на смотровой вышке, Орлов наблюдал за поведением дельфинов в море - они плавали, ныряя головой в воду, но этот... Этот плыл ровно, держа курс прямо к берегу.
Сердце бешено забилось в груди, сомнений не было - это нарушение границы. Приказав Скворцову соединиться с заставой, Орлов поспешил к уже приставшему к берегу дельфину. Но немного опоздал. От корпуса дельфина, услышав шаги бегущего к нему пограничника, отделилась темная фигура и бросилась в ночь. Нарушитель бежал быстрее уставшего Орлова. Одному ноги спасали жизнь, другого подгоняла мысль только об одном: «Догнать, не упустить»! Впереди была река с заросшими кустарником берегами. В таких зарослях без собаки невозможно было найти затаившегося врага. Геннадий знал, что в эти минуты застава уже поднята в «ружье». Вместе с собаками грузятся в машину группы поиска, спешат на помощь пограничники с соседней заставы. Сейчас во что бы то ни стало нужно не дать нарушителю скрыться. Расстояние между бегущими медленно сокращалось, враг начал уставать. Далеко за спиной Геннадий услышал шаги бегущего вслед Сергея, услышал их и нарушитель. Геннадий споткнулся и упал - это спасло его, так как в ночи раздался выстрел, и пуля прозвенела над головой. Вскочив, Геннадий почувствовал боль в ноге. Прихрамывая, он снова кинулся вперед. Погоня продолжалась недолго.
Нервы у нарушителя не выдержали. Он выстрелил вторично. Геннадий как-будто наткнулся на стену: плечо обожгла резкая боль, рукав гимнастерки наполнился кровью. Рука плетью повисла вдоль туловища, закружилась голова, поплыла под ногами земля, но Орлов продолжал преследование нарушителя.
Его догнал Сергей, предложил свою помощь, но Геннадий отказался и продолжал погоню. Еще один поворот дороги, и будет река. Сергей бросился к броду - в этом месте со дна реки поднимался огромный камень-валун, за которым он успел залечь. Когда увидел бегущего к реке нарушителя, скомандовал: «Стой»! Этого враг никак не ожидал. Он сделал резкий прыжок в сторону и выстрелил на голос, а затем бросился в воду и поплыл. Но на тот берег он не успел - черная тень метнулась ему вслед. Верный Буран успел вовремя. Он камнем повис на спине врага. Тот пытался сбросить с себя собаку, но схватка на середине реки была короткой. Чёрные дула автоматов, «конвой» Бурана и приказ «Руки вверх!» завершили её.
Больше двух месяцев пролежал Геннадий в госпитале, а когда вернулся на заставу, командование вручило ему вторую награду Родины. Первую он получил год назад, когда, истекая кровью, с ножом в спине, также нашел в себе силы не пустить врага на нашу землю.
Не зря в народе говорят: «Яблочко от яблоньки недалеко падает». Когда-то в грозном 1941 году отец Геннадия встал на защиту Родины. Его сын в мирные дни дважды закрыл собой нашу землю, чтобы на ней мог расти хлеб, цвести сады, смеяться дети, чтобы над ней всегда сияло мирное небо.
Людвига Ергина