Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
Война и мир Якова Мартынова
Настоящие солдаты Победы не почивали на лаврах, вернувшись с войны. Их фронт продолжался и дома, особенно, если солдат знал, что там, на полях сражений, остались его однополчане. Таким солдатом Победы был и Яков Петрович Мартынов, о котором нам рассказала его дочь, Валентина Яковлевна Подшивайлова.
Яков Петрович Мартынов родился 25 октября 1912 года в д. Починовская Шангальского сельсовета.В армию его сначала не брали из-за плоскостопия. Но в 1939 году призвали на Финскую войну, где он служил в мастерских по пошиву и ремонту обуви. Не успел домой вернуться, как началась Великая Отечественная. И 25 июня 1941 года Яков Петрович вновь ушел в Красную армию, оставив беременную жену и двоих детей. В 1941 году у него родился сын.
Рядовой Мартынов был зачислен в 997 стрелковый полк, а 6 декабря 1941 года был тяжело ранен. Вот что помнит из рассказов отца Валентина Яковлевна:
- Бой был под Пертоминском. Отец сразу получил множественное ранение в грудь и ноги. Были прострелены легкие, пуля так и осталась до конца жизни в спине, под левой лопаткой. Ее сначала не нашли, а потом она так обросла тканями, что и удалять нельзя было. Помню, он если сгорбится, то острие прямо выпирало под кожей. Увезли его в госпиталь на Урал, вернулся домой зывал, что командовал ими молодой лейтенатик. То ли он выслужиться хотел, то ли опыта не хватало, но солдат своих не жалел – в бой бросал необдуманно. Многие тогда погибли. Отца тоже посчитали мертвым, но два друга, с которыми он призывался, нашли его и подобрали. Про войну он всегда вспоминал, что простые солдаты были, как расходные мишени. За что получил орден, не рассказывал, хвастаться не любил. Только когда с другом собирались на 9 мая, всегда вспоминали войну и погибших товарищей, плакали. День Победы был для него святым праздником. Ходил на митинги, пока мог.
После длительного лечения Яков Мартынов был мобилизован, о чем свидетельствует документ от 25 мая 1942 года. Позднее пришли награды: орден «Отечественной войны I степени» и медаль «За победу над Германией в 1941-1945 г.г.». Потом были юбилейные медали.
- Вернулся он домой на костылях, - продолжает рассказ Валентиа Яковлевна. - Шину ему в госпитале наложили, но раненых было много. Рядом один так стонал, что Яков Петрович попросил медсестру: «Да снимите вы с меня шину и ему наложите, лишь бы успокоился». Нога неправильно тогда срослась. Он полтора года ходил на костылях, потом сделали операцию, стал обходиться без них, хотя и хромал. Но на работу сразу вышел, как демобилизовался. Сначала у него была поставлена инвалидность, но раз мог работать, ее сняли. В годы войны в п. Октябрьский была создана база Мясотреста, в поселок гоняли скот со всего района, здесь забивали, а мясо отправляли на фронт. Яков Петрович долгое время был начальником этой базы и за свои заслуги неоднократно поощрялся. К военным наградам добавились медали «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».
Валентина Яковлевна вспоминает, что характер у отца был стальной, но семью он очень любил:
- Вспыльчивый он был, сложный, но в семье всегда верховодила мама Елизавета Арсентьевна. Нас, детей, было пятеро, папу мы очень уважали и слегка побаивались. Его и люди очень уважали: он не пил, курить бросил после ранения раз и навсегда. Семья была очень дружная, воспитанием родители занимались вместе, даже на школьные собрания всегда ходили вдвоем. Он никогда не скандалил, но если слово скажет, то дважды не повторяет. Работал наравне со всеми, в 1946 году построил свой дом. У него долгое время выходили мелкие осколки из ног, как занозы. На здоровье отец никогда не жаловался, но осколочные ранения давали о себе знать, каждые полгода приходилось ложиться в больницу. С возрастом пришлось ампутировать ногу. Но о себе он не думал, говорил: «Ладно я, главное, чтобы детям было хорошо». Никогда не винил власть и Сталина в тяжелых временах, война – есть война, приказы не обсуждаются, во всем должен быть порядок. Благодаря порядку мы выстояли и на фронте, и в тылу. Он мечтал, что сыновья его станут военными, но мечту частично исполнил только внук - он отучился в кадетском классе 7 лет.
Яков Мартынов прожил долгую жизнь, что называется, на характере держался. Умер он в 1995 году в возрасте 82 лет, став для своей семьи примером подлинного героизма, мужества и искренней веры в свою Родину. Есть на кого быть похожим его внукам и правнукам, есть на кого равняться.
Ольга Середкина