Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
За веру муки принявшие
В огромном числе советских граждан, подвергшихся гонениям власти и необоснованным репрессиям в период с 1917 по 1953 годы, есть особая категория.
Это те, кто принял адовы муки за веру, за свои религиозные убеждения. Кто не отрекся от Бога, не изменил ему. И здесь не только священнослужители всех уровней, но и обычные миряне, рядовые граждане, прихожане различных храмов. Их отличие от массы народной в том, что они оказались более сильны духом. Отсюда и стремление принять испытания, выпавшие на их долю, с достоинством и честью, мужественно пройти через все лишения и невзгоды. Многим это стоило периода длительного заключения в лагерях, а кое-кому и жизни. Их имена десятилетиями были скрыты под грифом секретно, но вот наступило, наконец-то время, когда стало возможным обнародовать эти имена и вернуть память об этих людях обществу. И воздать должное.
Это стало возможным благодаря подготовке и изданию биографического справочника «За веру Христову», вышедшему в Архангельске в 2006 году. В нем приводятся биографические данные о духовенстве, монашествующих и мирянах Русской православной Церкви, репрессированных в Северном крае в период с 1918 по 1951 год.
Солидный том объемом почти в семьсот страниц вручил мне в Мезени настоятель Свято - Богоявленского собора отец Алексей (Жаровов). Знакомясь с его содержанием, я то и дело находил имена жителей Устьян.
Первыми из устьяков в этом скорбном списке значатся братья Алексей Николаевич и Иван Николаевич Антуфьевы из деревни Спасская. Старший из них Алексей Николаевич был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации». В его доме тайно совершались богослужения. Все лето он находился под следствием, а 21 сентября 1937 года постановлением особой тройки УНКВД приговорен к расстрелу и 13 ноября приговор был приведен в исполнение. Иван Николаевич почти что по аналогичным обвинениям, как «активный участник «контрреволюционной группировки церковников», был осужден на 10 лет.
Из рода Бронских в деревне Романовская в 1937 году репрессировали сразу трех человек: братьев Василия Панфиловича - церковного старосту, Михаила Панфиловича - прихожанина и сестру Анну Панфиловну – монахиню. Братья были расстреляны, а их сестра получила 10 лет лагерей.
По обвинению в «контрреволюционной агитации, как активный участник «контрреволюционной группировки церковников» был арестован и диакон Спасо - Преображенской церкви в Малодорах Иван Васильевич Зайцев. По таким же точно обвинениям арестовали и на 10 лет заключили под стражу прихожанина Порфирия Евгеньевича Заостровского из Бестужево. Те же 10 лет получили прихожанин с хутора Язовицы Алексей Афанасьевич Кошелев и священник из деревни Куриловская Илья Иванович Кошелев. Трое прихожан Нецветаевых Алексей Виссарионович, Григорий Филаретович и Петр Аполлинарьевич, а также члены церковного совета Ириней Ивойлович и Руф Гаврилович Нецветаевы из деревни Ивашевская тоже не избежали репрессий. Двое из них были расстреляны.
Расстреляли в 1937 году члена церковного совета из деревни Крыловская Ивана Степановича Кокорина и прихожанина из этой же деревни Павла Степановича Кокорина.
Был арестован тогда и священник Никольской церкви в Чадроме Николай Ливерьевич Тихомиров.
Благодаря информации, помещенной в этом биографическом справочнике, стала известна и дата закрытия Орловской церкви в деревне Дубровская.
Судя по всему, это произошло в период с 5 февраля по 10 марта 1930 года. Именно тогда власти приняли решение прекратить функционирование этого храма и закрыть его двери для прихожан. А само здание приспособить под хозяйственные нужды только что организованного местного колхоза.
Когда представители сельсовета в сопровождении местных активистов и сотрудника милиции пришли к храму, их встретила небольшая группа прихожан, протестующих против такого решения. Священника отца Александра среди них не было. Батюшку очень почитали в деревне и поэтому предупредили, чтобы он не ходил туда. Все понимали: если священник окажется в числе протестующих, его ждет неминуемый арест. А люди хотели батюшку сохранить, чтобы тайно исправлять свои требы. Что, кстати, иногда и происходило. Из своего детства я помню, как он тайно отпевал ушедшего из жизни жителя деревни Нагорской в одном из соседних с нашим домов.
В результате такой акции неповиновения по обвинению в «контрреволюционной агитации» и противодействию закрытия приходской церкви были арестованы наиболее активные прихожанки Таисия Ивановна Федорова, жительница деревни Нагорская, Александра Ивановна Попова из деревни Орлово и прихожанин Николай Феофанович Попов.
Всего мне удалось найти в этом справочнике имена около сорока человек, имевших прямое отношение к Устьянам, родившихся здесь, проживавших или служивших.
Как отмечал в своем обращении к читателям биографического справочника «За веру Христову» Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон: «Только с высоты вечности можно оценить страдания праведников. Негасимый свет их жертвенной любви пусть всегда освещает спасительный путь ко Христу. Наш долг побуждает сделать все возможное, чтобы сохранить духовное наследие - сокровище православной веры, чтобы и будущие поколения могли возжигать светильники веры от негасимой лампады святых мучеников и исповедников Христовых».
Олег Борисов