Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
ЗАГЛЯНИТЕ В СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ
И тогда вы увидите не просто запечатленные лики своих близких и родных. В их в застывших взглядах прочтете немую просьбу-пожелание: сохраняя общее прошлое, хранить настоящее и думать, проектировать будущее. И не только своего рода, а и своей малой родины, что особенно важно сегодня, когда она постепенно теряет славное былое значение в истории страны. Но этого допустить никоим образом нельзя. Именно об этом (и не только) наша беседа с кандидатом экономических наук из Ярославля Еленой Смирновой (на снимке), состоявшаяся на ее малой родине в деревне Лущево МО «Дмитриевское».
- Елена Павлиновна, почему Вас, в общем-то вполне благополучного и преуспевающего в жизни человека, прекрасно устроившегося в большом городе, вдруг потянуло сюда, в маленькую глубинную деревушку? Это что, зов родной земли или нечто большее?
- Видите ли, у меня очень рано ушли из жизни родители. А нас было у них всего двое - я и моя сестренка. И вот когда мы позже стали рассматривать старые черно-белые фотографии и увидели там много запечатленных лиц, в большинстве своем незнакомых, пришла неожиданная мысль, что мы не одни на этой земле. И наверняка, большинство из этих людей - наши ближние ли, дальние ли родственники.
Так, начиная с семейного фотоархива, я стала восстанавливать и составлять нашу родословную и по линии мамы, и по линии папы. Более тридцати лет я не была в родной деревне, многое забылось, многое ушло. И я подумала, а почему бы не восстановить ушедшее, хотя бы в собственной памяти? Я работала тогда директором одного института, в тот момент начались определенные перемены во властных структурах, и хотя нас они не задевали, тем не менее, возникло желание оставить это дело и найти душевное успокоение, изгнать из себя накопившуюся усталость. Поначалу я посетила ряд известных в православном мире монастырей. И может быть, под воздействием той благодатной ауры, что там сохраняется, почувствовала непреодолимое желание вернуться в родную деревню Лущево. Вопрос, как там она, возникал постоянно.
- И вот летом 2005 года году Вы выходите из машины на берегу речки Киземы, по подвесному мосту ступаете на заросшую густой травой деревенскую улицу и видите запустение, покосившиеся строения… И что дальше?
- Первое желание - это обязательно пойти на наше родовое кладбище, найти могилу прадеда, с которого все и начиналось. Дело в том, что я росла с бабушкой Лехтей. Мама сначала училась на учительницу, а потом постоянно была на работе, папа тогда служил во флоте в Кронштадте. Я каждый день ходила в гости к своему прадеду Попову Ивану Яковлевичу. Высокий седой осанистый старик - он казался мне сказочным богатырем. И вдруг умер. Я помню его похороны, помню, как опускали гроб и раздался стук. И тогда я закричала, как раненая птица. То ли это был страх, то ли боль потери, не знаю, ведь мне было всего четыре года. Потом приходила в его избу, осматривалась и понимала: не хватает тут чего-то…. А человеком он был замечательным, лечил людей травами. Его так и звали в деревне - «Знатный».
И вот через много-много лет поднимаюсь на кладбище и сразу, будто кто меня ведет, выхожу к его могиле, буквально усыпанной земляникой, смотрю на фото в семидесятидевятилетнем возрасте и вижу его горящие глаза, полные жизни.
- А первое впечатление непосредственно от самой деревни?
- Это деревня моего детства, какой она и была. Пусть и не в том содержании, но сохранился ее колорит, амбары старые. Даже дом моей бабушки Лехти. Он стоит посреди деревни, я в детстве сидела у окошечка и смотрела на магазин, возле которого всегда собиралось много народу. Магазин был чуть повыше, там, где сейчас установлен поклонный крест. Бабушкин дом продали на дрова, но еще не весь распилили, и я решила этого не допустить. И сейчас он по-прежнему на своем месте, хотя, к сожалению, не в первозданном виде.
А в магазине работала продавщицей тетя Валя - худенькая, стройная, симпатичная и вежливая. Всегда востребована, всегда нужна людям. Может, потому я и пошла сначала в торговый техникум, а потом в институт.
Тогда же, начиная с 2005 года, я и решила собрать хронологию нашего рода. Так началась моя, скажем так, важная не только для меня исследовательская миссия.
- Ну, хорошо. Приехали, посмотрели, пообщались с родственниками, и что? К сожалению, у нас многие приезжают, смотрят, охают, ахают. Рассуждают об упадке деревень, а потом помашут ручкой, и опять их не видно и не слышно до следующего праздника какого-нибудь.
- В 2006 году я побывала на первых Романовских чтениях. Они тогда состоялись в Вельске, в Пежме и в Алферовской. И выступления, доклады о семейном древе Романовых меня подтолкнули к тому, чтобы обратить внимание и на свою родословную. Там же, кстати, мы с Вами впервые и встретились. Я приехала тогда с сыном Дмитрием. Да, в том же в 2005 году, спустя две недели после своего посещения деревни, я привезла сюда своих детей, ребят из института и из детского дома. И они во все глаза смотрели на эти прекрасные места, купались в речке, наслаждались тишиной и приобщались к истории.
Потом, когда мне удалось уберечь от разрушения дом бабки Лехти, фактически дом моего детства, я побывала в деревне Лихачево, где гражданин Эстонии Райво Тоомсалу установил памятный знак своим устьянским русским прадедам. И, понимая, насколько это важно, я опять почувствовала в своем сердце любовь к своей малой родине. Отнюдь не случайно судьба посылала мне эти знаки, приобщала к таким событиям. Потом я приехала сюда уже с младшим сыном Александром, и мы пешком обошли всю эту округу, выясняли наши родственные корни. Встречались с людьми, получали много различной информации, находили старые фото. Отсюда все и пошло по нарастающей.
А в 2010 году приехала на Троицу, и в Киземе случайно в местной газете увидела информацию о том, что библиотекарь средней школы Любовь Павлиновна Тесленко собирает краеведческие материалы. Встречаемся, знакомимся и выясняется, что мой прадед, оказывается и ее прадед. Мы подружились и теперь вместе собираем и исследуем материалы, анализируем поступающую информацию.
Но, чтобы заниматься этим не с наскока, не эпизодически, надо иметь постоянное место. И я решила оформить участок земли и строить дом, чтобы было здесь свое родовое гнездо. Это не коммерческий проект, как кто-то может подумать. Это мне нужно для себя, для души. Но, возводимый рядом с домом бабушки Лехти, он одновременно может стать и гостевым домом. А пока он строится, чтобы было где останавливаться и жить, купила один из старых домов, вот этот самый, где мы с вами беседуем за чашкой чая, и понемногу его обустраиваю.
- А затем возникла идея строительства часовни?
- Прежде ее здесь никогда не было, но люди жили верующие, и выяснилось, в каждом доме имелся крест разных размеров. Представляете? Не иконы, хотя кое у кого и они были, а именно кресты. Храма не существовало, наверное, потому, что это была не деревня, а всего лишь починок. Сюда люди пришли и поселились из разных мест. В том числе и потомки староверов. Когда мы поставили крест, поняли: только его недостаточно. Тем более, что в деревне стали появляться разные люди. И пришла идея поставить часовню. Автором ее можно считать Василия Борисовича Ботыгина. Мы с жителями деревни и семьей Константина Руссу ее поддержали. Константин Дмитриевич сам лично оказывает в возведении часовни действенную помощь. И Василий Борисович взялся за строительство. А он человек мастеровой, и Вы тоже в этом убедились, побывав у него на усадьбе, познакомившись с ним и побеседовав. Он человек далеко не простой, не каждого подпускает не только к себе, а даже и на свою территорию.
- В этом Вы правы. Человек он уникальный. Как я сразу уважительно назвал его - топорных дел мастер. Из всего набора плотницких инструментов отдает предпочтение топору, владея им виртуозно, выполняя даже очень тонкую работу. Топор в его руках не просто играет, он поет. Осмотрев сруб часовни, я подивился качественной работе мастера. К тому же Василий Борисович еще и интересный собеседник, так сказать, местный философ. Чувствуется, что много знает о прошлом деревни, о ее жителях. У него на все есть свое мнение. Хотя дискутировать с ним далеко не просто. И вот здесь мы переходим в нашем с Вами разговоре на историческую страничку. Ведь Вы вместе с уроженцем Лущева Игорем Александровичем Абрамовым, с другими земляками - единомышленниками собираете материалы для будущего краеведческого издания о деревне Лущево и ее жителях. И, как мне кажется, Вам надо объединить усилия всех, кто владеет какой-то информацией, имеет какие-то документы, фото, свидетельства очевидцев прошедших событий и исторические факты. Возможно, даже выяснится, что деревне не 160 лет, как кое-кто утверждает, а много больше.
- Часовня нужна уже хотя бы потому, чтобы людям, приезжающим сюда в Троицу, было где помолиться, поставить свечки за упокой усопших и во здравие живых. Чтобы был у деревни свой духовный центр. И поэтому было решено ее поставить на красивом месте у дороги на кладбище. А людей сюда приезжает очень много, даже из самых отдаленных мест. К тому же, здесь наше родовое кладбище. Там, что ни фамилия на кресте, то Попов, Попова…
Высказывается даже предположение, если бы раньше поставили часовню, то, как знать, может и деревня устояла бы и не опустела, не сдалась житейским бурям. Но вопрос тут не в архитектурном сооружении, а в том духе, каким часовня должна быть наполнена. Вселить его - общая наша задача. А это возможно только тогда, если она будет посещаема. А мы в это верим.
Что касается истории, то мы тоже настроены на то, чтобы написать ее сообща, чтобы не главенствовало в ней чье-то одно мнение. Чтобы были выверенные и подтвержденные факты и сведения. Чтобы не укоряли нас впоследствии в ошибках, неточностях, искажении истины. Поэтому давайте делать это вместе со всеми, кто хотел бы поучаствовать.
- Хорошо, Елена Павлиновна. Часовню вы возведете, освятите и откроете. А что дальше? Какова конечная цель этого проекта?
- Чтобы деревня не умерла, не ушла окончательно в прошлое, чтобы подтолкнуть потомков к заинтересованности в ее судьбе. Чтобы кто-то решил сюда вернуться. Поэтому даже праздники деревни, которые мы теперь проводим, а они бывают очень интересные и собирают огромное количество бывших жителей, их потомков и гостей тоже, как мне кажется, способствуют такому развитию событий. Особо привлекла последняя выставка старых фотографий. Человек без прошлого - как дерево без корней. А родословие – это та же корневая система для человека. Она питает жизненной энергией его и последующие поколения.
А нам надо сохранить наследие предков, эту красоту, благость, впитывая в себя живительную силу родной северной земли. Не включая телевизор, не отвлекаясь на суетное, незначительное, неважное. Вот приехали из города ребята – краеведы, пожили тут, взяли для себя что-то, уже хорошо. Человек захотел укрыться, спрятаться от повседневной суеты, успокоить, полечить душу тишиной - тоже хорошо. Но деревня не должна просто жить, она должна работать именно в этих направлениях. Жаль, что пока в массовом сознании это не понято. Но, полагаю, осознание придет. Лично во мне оно уже, как генетический код, навсегда. Когда смотрим старые фотоснимки, мысленно общаемся с теми, кого уже нет. И душа рада такому общению. Тем самым, может быть, сглаживается даже вина за то, что не сохранили ту или иную деревню.
Как все пойдет дальше, специально мы не определяли. Это идет будто по предсказаниям свыше, само собой. Словно предки наши одобрительно подсказывают, что и как нужно делать. Подумала я о чем-то, и - смотришь, получается. Поэтому будем работать, будем возрождать Лущево и продолжать историю нашей деревни, у которой, я уверена, будущее есть. Ведь Лущево - это рай на земле. Поэтому все, что я уже делаю и намерена тут сделать, мне ничуть не обременительно. А наоборот, в радость.
-Удачи вам Елена Павлиновна и вашим единомышленникам! Пусть все у Вас получится, и таких примеров, как Ваш, будет по Устьянам больше. Это так важно и нужно нашей глубинке.
Редакция благодарит за помощь в подготовке этого интервью Александра Ивановича и Любовь Павлиновну Тесленко из поселка Кизема.
Олег Борисов
В статье есть небольшие неточности звали деда Ивана в деревне "ЗНАТНОЙ" и на фото на памятнике ему 89 лет, а глаза живые...