Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
Заслуженный строитель России
Каждый год во второе воскресенье августа принято отмечать День строителя, который в 2016 году выпадает на 14 августа. Строителей принято считать представителями одной из самых мирных и созидательных профессий в мире. Они не только возводят новые объекты, но еще и реконструируют, восстанавливают, вдыхают новую жизнь в исторически значимые здания. Примечательно, что среди наших земляков есть человек, имеющий звание «Заслуженный строитель России». С Николаем Александровичем Тарбаевым сегодня наша беседа.
- Николай Александрович, приятно знать, что уроженец нашего Устьянского края не только имеет столь высокое профессиональное звание, но и обладает другими талантами, иногда пишет стихи. Давайте начнем с самого начала, расскажите о себе.
- Родился я 17 декабря 1946 г в д. Михалево Устьянского (тогда Черевковского) района в крестьянской семье. Мать Ефросинья Игнатьевна и отец Александр Александрович – крестьяне. Начав однажды создавать свое родовое древо, я «завис» на 9 уровне. Мои предки по линии обоих родителей с 1720 года жили в деревне Михалево, раньше она называлась Нижне-Семеновская. В школу я пошел в 1954 году - сначала в начальную в д. Михалево, потом в 5 класс в семилетнюю, которая находилась в д. Лихачево, что в 10 километрах от Михалево, а с 7 по 11 класс учился во вновь построенной школе в поселке Мирный, который образовался на другом берегу р. Устьи - напротив деревни Михалево.
- Выбор профессии в свое время был обдуманным?
- По окончании средней школы мы со своим другом по классу и соседом по деревне Григорием Васильевичем Рогачевым нашли справочник «Вузы СССР» и стали выбирать себе институт. Тогда было очень модное слово «кибернетика» и мы искали вуз с этой необычной специальностью. Нашли Саратовский университет, но это очень далеко и сложно добираться. Следующим был «ЛИСИ» с очень романтичной специальностью «строительство мостов и тоннелей». Кто тогда в нашем возрасте не грезил романтикой! Мы подали свои документы в ЛИСИ, успешно сдали экзамены и были зачислены в вуз в 1965 году. По окончании института оба распределились в один Ленинградский трест Мостострой №6. Только я поехал работать в Мурманск, а Гриша - в Череповец. Оба к тому времени были уже женаты. Начиная с 1970 года, я работал в двух мостостроительных организациях треста. Тринадцать лет трудился в Петрозаводском мостопоезде № 817, а с 1983 года в ленинградском Мостоотряде №19 - самом крупном отряде СССР, а потом и России. Строили мосты по всему Северо-Западу от Мурманска до Москвы, от Эстонии до Урала. Такова география моих строек. В родном районе поработать не удалось, но очень хотелось, и планы были. А вот Гриша в своей родной деревне Кырканда построил мост через Устью. Я ему очень завидовал.
- Как выстраивалась Ваша карьера?
- Слово «карьера» звучит пошловато. Я никогда не думал о карьере, хотя русская пословица звучит: «Плох тот солдат, что не мечтает стать генералом». На работу я распределился строительным мастером на возведение моста через реку Колу, что в Мурманской области. Через 10 месяцев работы мне предложили должность начальника участка. Это было настолько неожиданным, что сначала отказался, а потом, не найдя ответа на вопрос «почему?», вынужден был согласиться. Мой служебный рост был стремительным. Через шесть лет я получил предложение стать заместителем начальника поезда, а еще через год – главным инженером Мостопоезда №817. После шести лет работы, имея на руках уже троих детей, жена стала настойчиво звать меня на свою родину – в Ленинград. Я её прекрасно понимал. Все хозяйство и дети были на ней. Я в постоянных командировках, домой приезжал лишь на выходные. Такова специфика строительства мостов. А строилась тогда автодорога Ленинград – Мурманск, это около 1500 км. Тогда, работая мостовиком, я говорил, что четыре раза за 13 лет прошел пешком от Петрозаводска до Мурманска. Потом я несколько раз проехал по этой дороге на автомобиле и радовался тому, что там вложен и мой труд, и немалый.
- Расскажите, когда и за что Вам было присвоено звание «Заслуженный строитель России».
- В 1996 году был успешно и досрочно сдан в эксплуатацию первый участок реконструируемой Московской кольцевой автодороги, где наш Мостоотряд-19 был одним из основных подрядчиков. После сдачи этого участка я уехал в Норвегию - проходил семинар по строительству дорог. Там и узнал, что в газете «Санкт Петербургские ведомости» опубликован Указ Президента Б.Н. Ельцина о награждении отличившихся участников строительства первого участка МКАД. В этом Указе значилась и моя фамилия. Позвонил мне в Норвегию мой приятель, прочитав эту газету. Вот так я стал Заслуженным строителем. В Указе сказано: «…за большой вклад в строительство…». По жизни у меня еще много разных званий, медалей и один орден, но, нисколько не рисуясь, считаю, что главная в жизни награда – это моя семья. Профессия у меня, конечно, тоже хорошая, свой труд ценю и за то, что всегда ему сопутствовала достойная оплата труда. Благодаря этому все мои дети получили достойное образование, построили хорошее жильё. Старшая дочь Ирина – психолог, средняя Анна – инженер-строитель и младший сын Илья - инженер-строитель мостов. Пошел по моим стопам.
- Работа работой, но в родные края до сих пор тянет?
- Где бы ты ни жил, на родину тянет всегда. Когда я еще учился в институте, то каждые каникулы обязательно приезжал домой. Правда, все летние каникулы я провел в стройотрядах, где прошел путь от бойца до командира отряда, что в работе потом мне очень помогло. Потом умер отец, осталась одна мать, которая никуда не хотела переезжать. Я каждый год её навещал и своими глазами видел, как разрушается никому не нужное сельское хозяйство, как нищает родная деревня, в которой когда-то было более 100 дворов. Теперь здесь живут и окна светятся, дай Бог, в десятке домов. Но на родину, даже после переезда мамы к моей сестре в Котлас, я езжу через год на Троицу. На деревенском кладбище похоронен мой отец. И с родственниками, друзьями, которые разъехались по разным городам, удается встретиться только в Троицу.
- Вы на заслуженном отдыхе, как-то планируете этот самый отдых?
- Нет, на заслуженный отдых я ушел в 2011 году и принял для себя решение, что дальше буду жить для себя и семьи. Буду воспитывать внуков - тогда у меня их было 4 – два внука и две внучки. Поселился и жил в загородном доме. В обществе мостостроителей я был тогда известным человеком. Многие, узнав, что я на пенсии и бездельничаю, стали предлагать мне всевозможные работы. Но я отказывался. А через год получил предложение, от которого отказаться не смог, и уже четвертый год возглавляю отдел Авторского надзора в крупнейшем проектном институте России в области транспортного строительства - Институте «Стройпроект». Это мое дело, которым я с удовольствием занимаюсь, хорошо знаю не по учебникам, а по жизни. Впереди большой профессиональный праздник для меня и всех строителей. Всех земляков-коллег поздравляю с этим днем, желаю доброго здоровья и удачи во всех областях деятельности, семейного благополучия.
- Спасибо, Николай Александрович, за беседу, всего Вам доброго от Ваших земляков, и, конечно же, с праздником!
Екатерина Викторова