Интервью
архив новостей
Реклама


Короткие новости
Живет, храня живой огонь в печи…

Я не случайно взяла строчки нашей замечательной поэтессы Ольги Фокиной в название и использую в статье неоднократно. Моя собеседница - ее землячка, но всю жизнь прожившая в Чадроме.
«Я на миру живу, не горбясь…»
Она сидела передо мной - невысокая, сухонькая, с живыми глазами и внутренним достоинством в каждом слове - Градислава Федоровна Пеньевская.
Родом из Верхнетоемского района, соседка Ольги Фокиной, росла также как и та – голодное детство, ранняя смерть отца от тифа. Их с братом воспитывала мать, которая окончила церковно-приходскую школу с похвальной грамотой и понимала, что ребятам надо учиться, чтобы «выйти в люди».
Маленькая худенькая Градя никому не уступала в работе, и когда старший брат уехал учиться в Молотовск (Северодвинск) в ФЗО, стала помощницей матери. Всегда выручала от голода картошка, весенняя трава да ягоды. На том и росло их поколение.
Когда подошло время уезжать, мать заплакала: кроме фуфаечки в дорогу дочери и дать-то нечего. На трудодни только дома можно было свести концы с концами. Но мама благословила дочку на дорогу.
Холмогорский зооветтехникум, который выбрала Градя для получения специальности, стал ее вторым домом. Вот где пригодилась ее жизненная стойкость. Училась и подрабатывала, мечтая когда-нибудь сменить фуфаечку на пальто.
Градя хорошо печатала, и все плакаты на проходящих сельхозвыставках в Холмогорах, наглядные пособия в техникуме для уроков – дело ее рук. Приходилось печатать даже «Таблицу Менделеева» 2м на 1,5м. Вот эти маленькие подработки и выручали ее. Осеннее пальто, сшитое в местном КБО, стало первой серьезной покупкой на собственные деньги на 4 курсе.
После окончания техникума поменялась с подругой направлениями: та поехала на Новую Землю, а Градислава – в Устьяны.
- Приехала я в Орлово в 1953 году. Ни в одном дворе не было пола, надой на корову составлял 511 л. Вот представьте то время, как приходилось дояркам! – тяжело вздыхает Градислава Федоровна. - Через полгода приметили друг друга в Митинской с Сашей Пеньевским, а меня к тому времени решили перевести в Чадрому. Поженились и вместе поехали на новое место работы. Мария Кирилловна Беляева предупредила, что и там проблем не меньше, но напутствовала: «Справишься».
Обживаться на новом месте нелегко, но вдвоем все же проще… Твердый характер, выдержку Градиславы Федоровны сразу отметили жители. А иначе было нельзя: должность главного ветврача обязывала.
- Фермы, телятники во всех деревнях были, множество скота в личных хозяйствах, а и свои два хлева скотины. Сейчас думаю, как управлялась? - размышляет Градислава Федоровна. - Дома успеть по хозяйству, ребятишек четверо, круглосуточно вызова, а ведь транспорт - лошадь с дровнями да телегой. В любую погоду надо ехать. Вот тут-то мне и справили шубу из овчины для работы. До сих пор жива, так добротно сшил мне ее портной в Рыжково.
Ребята подрастали, становились помощниками по хозяйству, радовали успехами в школе. Александр Александрович Пеньевской стал знаменитым звеньевым в Чадромской стороне, его молодежное звено всегда было среди лучших на заготовке кормов. Вскоре оценили его труд наставника орденом «Знак почета».
Время забирало из родительского гнезда повзрослевших детей на учебу в институт, потом они создавали свои семьи, а родители радовались за них. Когда ушел из жизни Александр Александрович, сразу опустел дом. Но Градислава Федоровна все равно до 77 лет держала корову: «А как же без кормилицы? Да и все время в движении, заботе. А это жизнь!»
Она, конечно, привыкла к делу. Много не говорит, просто делает. Поэтому 12 созывов подряд земляки избирали ее депутатом, 32 года она тянула добросовестно эту лямку. Сегодня здоровье старается поддерживать, выполняя наказы дочки, внуков, но спина, надорванная тяжелым трудом, напоминает о себе.
- Поклониться земле могу, сколько хочешь, а разогнуться - прямо беда», - сетует юбилярша.
И все равно не может сидеть без дела. Всем знакомым, друзьям подарком – веселые кружки из лоскутков, связанные ее умелыми руками. А еще у нее знаменитый хлеб из русской печи, который Градислава Федоровна печет каждую субботу для всех детей. Его духмяный вкус оценили и у нас на «Павлицовской братчине», бережно сохраняя в ладони каждую крошку.
Как всякого человека, прожившего в труде всю жизнь, ее тоже волнует, как будут жить дальше дети и внуки. Она - богатая бабушка: 8 внуков и 6 правнуков. Ее дети, получив достойное образование, как и родители, стараются своих детей воспитывать хорошими людьми. Теперь уже внуки стали врачами, инженерами, военными, юристами, строителями.
- Я их очень люблю, горжусь, и рада, когда приезжают в гости. Слава Богу, что у них все ладно, и на душе спокойнее, - счастливо улыбается юбилярша.
«На родимую сторонку нет-нет да позовет...»
Позвала душа и Градиславу Федоровну навестить свою Верхнюю Тойму…
- Дважды побывала, дважды повидалась с Ольгой Александровной. Горько от того, что обветшала деревня, только вот береза мамина сохранилась. Ее так и зовут - «Настина береза», раскинулась большая, разделилась почти у основания на два ствола, так и вымахала. Все у нее фотографируются.
«Эта старая береза
Помнит старые года,
Наши грозы, наши росы,
Пароходы – поезда».
- У меня мама Анастасия Антоновна большая песенница была, не раз участвовала в Архангельске на конкурсах, саму Колотилову знала. Ее безоговорочно всегда отпускали из колхоза на праздники и спевки. Я тоже раньше много песен знала, а теперь вот все забылось. Много лет не до песен было. А дома-то, как ни трудно, но с мамой проще было и мне, и Ольге. Ее мать Клавдия Андреевна слыла женщиной прямолинейной, ее побаивались даже, кто-то недолюбливал, но она была очень справедливая и большая труженица. Ольга Александровна-то в нее. Да и Ольга, несмотря на то, что известная сейчас, все такая же простая, своя.
Тут она ненадолго умолкла, ушла в воспоминания… Есть о чем задуматься и что вспомнить: почти 60 лет она отдала сельскому хозяйству, людям. Из ее поколения осталась в Чадроме одна, но жизнестойкости можно только порадоваться. Как писала ее землячка О. Фокина:
«Косы правят на точиле,
Нас, опять же, на трудах.
Не лечились, не ловчили
В 90 – на ногах…»
85 лет, Градислава Федоровна, это добрая дата! Пусть не подведет Вас здоровье еще на долгие годы, чтобы светились окна дома для детей, внуков и правнуков! И пусть живет вместе с Вами живой огонь в печи, даря деревне пьянящий запах настоящего хлеба. Тем и живем!
Валентина Борисова