Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
Жизнь прожить, не поле перейти
Двадцатый век: юное поколение уже изучает его события по учебнику истории, а для кого-то это было, как вчера. И слава Богу, что живы еще свидетели той эпохи, готовые рассказывать своим правнукам невыдуманную историю своей жизни.
Вот и Екатерина Андреевна Буторина на каждый случай может рассказать бывальщину любопытным правнукам.
Ее жизненная история началась в далеком 1926 году. 20 ноября в деревне Малое Пенье появилась на свет маленькая Катенька. Отец умер рано, и матери одной пришлось поднимать восьмерых детей. Трудно пришлось семье: каждое утро ведерный чугун картошки приставлялся к печи - вот и вся еда на день.
В школу Катя ходила за три километра, учиться ей очень нравилось, была отличницей. Но после четвертого класса мать сказала: «Нечего лапти рвать, дома дел полно, с младшими надо водиться, мне помогать». Вот так и впряглась в работу.
В феврале 1942 года Катю вместе с другими девочками направили от колхоза в Архангельск в школу ФЗО учиться на жестянщика. В воспоминаниях на всю жизнь остались голод, холод, бомбежки.
Почти все подружки сбежали домой, а Катя понимала: и дома несладко, лишний рот не нужен, да и стыдно было возвращаться.
После учебы отличников отправили в Орехово-Зуево на военный завод. Работали по 12 часов, а сыты не были.
Там, на заводе, и встретила Екатерина День Победы. Ночью кто-то в бараке закричал: «Девочки, победа!» Все вскочили, побежали на улицу, а там уже весь город: кто смеется, кто плачет, кто поет, кто пляшет.
Домой очень хотелось, верилось: теперь жить будет лучше. И сорвалась – поехала. Но в деревне все было то же: еды мало, а работы много.
Отправили Екатерину на лесозаготовки в Андерес. Одну зиму провела она в лесу, но эта зима навсегда осталась в памяти: работали по пояс в снегу, жили в бараках – вспоминать страшно. Вернулась весной в деревню – мать не узнала, так сильно исхудала. Потом была работа на свинарнике, на телятнике. Несмотря на все трудности - встать надо было в три часа, напилить и наколоть дров для кормокухни, натаскать воды в ушате, запарить корма, всем животным разнести – нравилось Кате за животными ходить. И сейчас вспоминает с теплотой и заботой то время.
В 1949 году посватали Катю в Едьму за Яна Буторина. Замужняя жизнь хлопот только добавила, и тут главной была работа в колхозе: пахота, сенокос, уборка урожая – от зари до зари. Был и дома скот - корова, поросенок, овцы, но мало что видели сами: молоко, мясо, шерсть сдай, даже шкуру убитого животного. Да еще налоги заплатить надо, а чем? Трудодней много, но на них денег не давали. И когда грамотной Кате предложили поработать продавцом в промтоварном магазине, согласилась. Правда, сначала испугалась - вдруг недостача, но муж и свекровь поддержали: «Корова есть, если что – продадим, а тут хоть копейка какая появится».
А опытная Евдокия, продавец продовольственных товаров, сказала: «Будь аккуратна и внимательна, а главное – из кассы не бери ни копейки, и все будет хорошо». Вот с таким напутствием и начала Екатерина свой путь в торговле.
В 1967 году мужа направили работать в Устьянский лесопункт в Шангалы. Переехали, думая о будущем детей: поедут учиться, а на каникулы с Костылево до Едьмы добираться трудно - 6 часов на грузовике, если попадется, а чаще – пешком.
Большую часть трудовой жизни в Шангалах Екатерина проработала в магазине «Колос». Коллектив подобрался хороший, заведующая – грамотная. Работали дружно, без недостач. Хотя было очень непросто: народу всегда много, ящики с товаром, мешки – все принести из склада надо на себе, во что-то завернуть, взвесить, на счетах все килограммы, граммы посчитать. Как белки в колесе крутились, за всю смену не передохнешь. Зато покупатели Екатерину Андреевну очень уважали, эту статную, немного строгую женщину, за спокойный справедливый характер и умение ладить с людьми.
Жизнь шла чередом. Дети выросли, выучились: старший сын стал военным, дочь закончила педагогический институт, а младший – химико-технологический, все стали достойными людьми.
Выйдя на пенсию, Екатерина Андреевна без дела тоже не сидела: дом, огород, детям-внукам помочь хочется. Пекла, шила-перешивала – все премудрости домашнего хозяйства знает. Сегодня уже здоровье подводит, ноги не ходят, жизнь на кровати идет. Мужа нет рядом много лет, но дети и внуки очень берегут свою маму и бабушку, окружают ее вниманием и заботой.
В свои 90 лет Екатерина Андреевна удивляется: «Никак не думала, что столько проживу». И когда кто-то начинает жаловаться на плохую нынешнюю жизнь, говорит: «Не жили вы худо, да и не дай Бог!»