Интервью
архив новостей
Реклама
Короткие новости
Зоя
Девятилетняя девочка прислушивалась к шорохам, доносившимся из сеней: скоро должна прийти мама с вечерней дойки. Поговорила с папой, поведала ему деревенские новости, рассказала, что учится в школе хорошо, только пишет не очень красиво. И что учительница спросила сегодня, какая рука Зои выводит такие некрасивые буквы, и больно ударила по правой. «Я, папа, когда уйду из начальной школы, то буду учиться только на одни пятерки». И это обещание она впоследствии выполнит: с пятого по десятый класс Зоя Заостровская будет получать за знания только «отлично».
Далее девочка налила в блюдечко чаю и поставила его перед папой, положив около него небольшой кусочек сахару. А «папу» Зоя смастерила из березовой чурки, приколотив к ней «голову» из толстой палки. Из сундука достала флотскую рубаху, надела на чурку, на «голову» - бескозырку. Эти вещи принадлежали отцу - Заостровскому Павлу Павловичу. Он служил на Краснобалтийском флоте, мобилизовавшись в 1927г. А в 43-м погиб под Ленинградом на «Дороге жизни». Его жена, Анна Владимировна, свято хранила одежду мужа и держала ее в сундуке под замком. Там же был спрятан и сахар от Зои: она ведь везде найдет. Высмотрев, куда мама кладет ключ, девочка, таким образом узнала прятку. Вот отворяется дверь, заходит мама - Зоя едва успевает спрятать «папу» под кровать. …
В 1932г. семья Заостровских спешно выехала из Дмитриево. Друг Павла сообщил, что со дня на день их будут раскулачивать. Так они оказались в Абрамково около села Черевково. У Павла Павловича была бронь, но он добровольцем ушел на войну. И в 1944-м Анна, уже вдова, с четырьмя детьми возвращается на родину. Все дома их когда-то большой семьи Заостровских (братья и дядья Павла были тоже раскулачены) оказались занятыми. Дом, который она строила с мужем, тоже. Пришлось на время поселиться у сестры.
Неприветливо встретила семью погибшего солдата родная деревня. Некоторые до сих пор считали ее кулацкой. Сохранилось у Зои удостоверение от 23 мая 1932г., в котором написано, что Заостровский П.П. – член колхоза «Северный пахарь», его социальное положение – середняк. Ну а где середняк, там и кулак – считали бедняки деревни. Землю Анне под картофель выделили за два километра от Дмитриево, дом не освободили от других жильцов, дров не было, и есть было тоже нечего. Но была работа на колхозной ферме. А это уже вселяло надежду, что с голоду не помрут.
В день окончания войны прибежала к Заостровским соседка, кричит: «Что, Анна, не пляшешь, война ведь закончилась!» А Анна в ответ: «А мне никакой радости нет. Ведь Павел, мой дорогой муж, не вернется уже никогда!»
Но Зоя, любимая дочка отца, верила, что увидит папу: «Был 1946 год. Мы с подружками играли в лапту и «кислые круги». Вдруг остановились, как вкопанные – по улочке шел солдат. У меня замерло сердце- вдруг это папа. Подошел ближе. Подружка Рина закричала: «Татька, татька!» Он взял ее на руки, прижал к себе, а мы стояли все понурые. Но отец подруги дал нам по маленькому гостинцу. Мы долго смотрели, пока отец с дочерью не скрылись из виду». Этот солдат, Санко Ипатов, погибнет позже на мельнице. …
Управившись на колхозном дворе, подоив 16 коров, вдова Анна убегала на весь день на сенокос. А дома оставляла дообряживаться Зою с братом. Кроме этого им нужно было убрать навоз на скотном дворе и вытащить его на улицу. Но была у девочки одна проблема: она очень боялась большого быка, за которым также надо было ухаживать. Но постепенно Зоя приручила его к себе. Однажды, устав, девочка уснула в его кормушке. И видит сон, что на нее дует горячий ветер. Открыв глаза, увидела глаза животного так близко, что от страха потеряла дар речи. Бык обнюхал ее влажными ноздрями и отошел.
Летом маленькая дочь погибшего солдата выполняла задание матери по сбору листа для своей коровы: вместе с братом набруснить в лесу три мешка листьев, кроме ольховых. Потом надо идти по дороге, то и дело встряхивая мешок, чтобы полнее казался.
Вспоминая сейчас то время, уже взрослая Зоя думает о себе и брате: вот идут два голодных горя по лесу! Сироте Зое всегда хотелось есть. Подружка Зина Буторина шла в школу через ее дом. «Я выхожу, поджидаю Зину. А она подходит и говорит: «Зоя, замагничено!» Это значит, что картофелины, которые лежат в школьном чемоданчике, мне не даст. Пока Зинка идет до школы, почти всю картошку съест. И когда останется маленький огрызок, скажет: «Размагничено!» и отдаст его мне доедать. Тогда все просили друг у друга что-нибудь пососать изо рта».
Мама Зои шила хорошо, и девочка была одета неплохо. А шила вдова бурки, пальто, жакеточки, к платьишкам рюшечки всякие пришивала, валенки дивно опочинывала. Подружки иногда сами привязывались к Зое: «Дай платье, кофту поносить, а мы тебе хлеба дадим».
Вспоминает Зоя семью Евдокии Тихоновны Поповой. Муж у нее тоже погиб, оставив с пятью детьми. Единственный сын в 1 класс бегал в школу босиком по снегу. «Как сейчас это вижу: сидит Виталик за партой, поджав красные, полуобмороженные ножки. А иногда на ноги были одеты дырявые рукавицы».
Десятилетнего ребенка в те годы считали уже взрослым и говорили: «Тебе-то уже десять лет!»
После седьмого класса детей, у кого отцы погибли на войне, отправляли на дальние сенокосы. Ребятня же пришедших с войны отцов, не знала таких дальних походов на заготовку сена. Уже тогда сироты военные понимали несправедливость власти колхозной.
Училась Зоя Заостровская легко, но при этом отдавала много времени на подготовку уроков. Учителя тогда были строгие, заработать «пятерку» было не просто. Все годы учебы Зоя была лучшей ученицей Дмитриевской средней школы. Пятерки она зарабатывала не только для себя, но и для погибшего папы. Только теперь он был сделан не из березовой чурки – его фотография висела на стене.
Вот строчки из выпускной характеристики от 23 июня 1957г.: «Зоя – лучшая ученица школы, очень способная, легко даются все предметы. Очень подвижная, жизнерадостная, активная. Всегда выступает застрельщиком всех дел, умеет организовывать и увлечь других комсомольцев. Принципиальна. Зоя – активная участница художественной самодеятельности, очень удачно выступает в пьесах…».
Если брошен клич по сбору макулатуры или металлолома, то и тут она первая: выползает все дома, все закуточки, но насобирает больше всех. В 14 лет Зоя была участницей школьного слета отличников в г. Архангельске, а в 15 лет участвовала в слете отличников в г. Москве. Запомнилась ей экскурсия в Мавзолей В.И.Ленина и музей «Подарков Сталину», где она долго лизала сахарную вазу весом в 92 кг.
Далее в характеристике читаю: «Зоя любит литературу, много читает, всем интересуется. Речь ее хорошо развита, умело и эмоционально пересказывает… С большим уважением Зоя относится к своей матери, одной из лучших работниц в колхозе, много помогает ей».
Любовь к книге, чтению определила ее профессию. Еще работая на дальних сенокосах, после тяжелого трудового дня мальчишки и девчонки уговаривали Зою, чтобы она пересказывала им содержание прочитанных книг. Память у девочки была феноменальная. Когда все уже было рассказано, Зоя сама начинала сочинять.
После школы Зоя Заостровская получила профессию библиотекаря, учась в Ленинграде, и почти 40 лет проработала в Дмитриевской сельской библиотеке. Как интересно, эмоционально проводила она различные мероприятия! До сих пор об этом вспоминают и говорят Зое. Сейчас она тяжело болеет, и это мешает ей много читать. Но смотрит Зоя все политические программы и очень переживает за страну. Еще со школы хорошо помнит французский язык, рассказывает французские стихотворения. Просит внучку Асю скачать из интернета тексты на французском и без словаря старается их переводить.
«Меня воспитал отец. Но я не помню его. Мой отец, Заостровский Павел Павлович, погиб 21 марта 1943г. Похоронен на дивизионном кладбище в трех километрах западнее г. Ленинграда. В нашем классе многие ребята потеряли в годы войны отцов. Мы росли с этим сознанием, никто не удивлялся, не жалел друг друга – у всех было так. Только где-то лет в двенадцать стало больно сердцу от тоски. Мой отец! Он мог бы меня крепко любить, понять, помочь, защитить. И я сама была бы сильнее, если бы со мной рядом был мой папа. Но он погиб, вот похоронная, но я про себя верила, что это неправда, никому не говорила и ждала, ждала… Как мне хотелось чтобы рядом был мой папа! Всю жизнь отец незримо рядом со мной. Я стою у портрета, мысленно обращаюсь к нему: «Смотри папа, я – твоя дочь…»
Вот такая она, моя мама, дочь погибшего солдата.
Татьяна Илясова, с. Дмитриево