архив новостей

Реклама

Чемпионат Росиии "Лесоруб XXI века"
Вам нужна реклама?
Главная Образование Бумага стерпит все...

Бумага стерпит все...

С 2008 года сфера образования перешла на новую систему оплаты труда. Заработная плата сотрудников учреждений теперь состоит из двух частей – базовой и стимулирующей. Стала ли эта система стимулом для педагогов или, наоборот, мешает творческому процессу?

Этот вопрос возникает после прочтения письма известного в нашем районе педагога – хореографа Светланы Анатольевны Молчановой, которое иначе как криком души не назовешь:

- Душа не терпит несправедливости, кто не в состоянии меня понять, просто не читайте. Разговор пойдёт о дополнительном образовании детей, так как я педагог-хореограф Устьянского Детско-юношеского центра.

Мой стаж более 25 лет, но такого положения дел я не предвидела. Ранее, в далёкие советские времена, а на сегодняшний момент, лучшие, при дефиците разнообразия материала для работы, мы, работники Домов творчества, просто творили, уча детей искусству хореографии – танца, пения – вокала, игре на различных музыкальных инструментах и т.д. Мы наслаждались удовольствием создания и реализацией творческого продукта, вынося его на публику для зрителя. Отчего все находились в общем празднике: родители радовались успехам детей, а руководители успехам освоения знаний и умений. Тем самым, мы воспитывали поколения на культурных ценностях. Сегодня же, к сожалению, праздников становится меньше, и если они есть, то уже не того колорита, не смотря на хорошее качество работы педагогов.

Говорят, времена не меняются. Все меняется: и дети, и взрослые, и деятельность, и отношение, и понимание сути творческого процесса. Искренне жаль, что не всегда в лучшую сторону. Это происходит сейчас в атмосфере трудовых коллективов учреждений ДО. Чем же заняты педагоги и их руководители учреждений образования? Гонкой за процентами, баллами (где как обзовут) – одним словом, за стимулирующими надбавками. Рады заработать проценты любым способом. В нашем учреждении основой для зарплаты является методическая работа, а не работа с детьми. Если мы благополучно пишем исследовательские работы, проекты, проводим мониторинги, делаем стенды, участвуем в инновационной работе и т.п., то получаем зарплату больше, чем педагог, который просто творит вместе с учащимися, даёт знания и навыки детям - нашему будущему. Как можно относиться к такому положению дел?

Пример начисления стимулирующих надбавок: за наличие мониторинга - 30%, за участие в инновационной деятельности – 10%, за создание стенда – 10%, и, внимание, за участие детей в концертной деятельности, то есть, за выступление наученного ребёнка – коллектива до 15 чел (танец, театр, вокал) - 5%!

Я отношусь к категории людей, называемых энтузиастами и «больных» в хорошем смысле слова. Творцы, не задумываясь, что им за это будет, ставят на первое место дело, не материальную сторону, а только духовную.

Грядут времена, когда Россия будет нищать кадрами, создающими шедевры; педагогами от Бога, так как главное сейчас - не дети, главное - бумажки! От этого наши педагоги деградируют и становятся болванками управляемых чинуш. Истина в реальности дел, которые, на данный момент, никому не интересны. Сейчас культуре, я готова её поставить в кавычки, даже не нужны творческие коллективы. И что же тут рассуждать о том, как мы обогащаемся культурными ценностями и развиваемся… Да…. Бумага стерпит всё, вот поэтому всем удобно. Все молчат. Все эти бумаги пишут. И в карман есть что положить!

Я понимаю, что моя маленькая заметка о большой проблеме не изменит положение дел. А сказать хочется, а также защитить наш небольшой строй творческих людей, отдающих себя детям.

Мы решили спросить мнение о новой системе оплаты труда педагогов у заведующей структурным подразделением СП УДЮЦ МБОУ ОСОШ №2 Ольги Григорьевны Заостровцевой:

- Решение о переходе на новую систему оплаты труда (НСОТ) принято Правительством в августе 2008 года. Основным принципом НСОТ является разделение заработной платы работника на две части – на гарантированную, которая выплачивается работнику за исполнение должностных обязанностей, и стимулирующую часть, размер которой зависит от того, насколько качественно, эффективно и результативно работал педагог. Структура фонда оплаты труда включает в себя три составляющих:

- размер должностного оклада, ставки заработной платы;

- выплаты компенсационного характера;

- выплаты стимулирующего характера.

Оценка труда педагога должна быть объективной и основываться на нормативных документах (локальных актах, коллективных договорах, соглашениях). Основным, относящимся к теме нашего сегодняшнего разговора документом, является «Положение о системе труда работников», предусматривающее порядок, виды и размеры выплат. Данный локальный акт имеется на сайте учреждения, более того, каждому работнику он выслан на электронную почту, обсуждался на собрании трудового коллектива и принят по согласованию с профсоюзным комитетом. Условия выплаты стимулирующей части в данном «Положении» расписаны по срокам (разовые, ежемесячные, в течение определённого периода), а также по показателям или критериям.

Замечу, кстати, что показателя «за стенд» в данном Положении не имеется. Есть показатель «Участие в рабочей группе по оформлению школьных помещений для длительного пользования». За него предусмотрена разовая надбавка в размере 10% должностного оклада по представлению руководителя рабочей группы. Согласитесь, что данная работа не входит в круг должностных обязанностей педагога!

Также не имеется показателя «участие детей в концертной деятельности», есть «Победители, призеры, участники мероприятий (концертов, конкурсов)». Данный показатель имеет градацию по уровням: районный, региональный и всероссийский. Соответственно, и по процентам.

К вопросу об инновационной деятельности. Светлана Анатольевна – педагог высшей квалификационной категории. Я не буду сейчас приводить нормативно-правовые основы аттестации и федеральные нормативные документы (их достаточно много), а ограничусь лишь частью аттестационных требований, предъявляемых к педагогу высшей квалификационной категории:

1. Достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения программ по итогам мониторингов, проводимых образовательной организацией.

2. Выявление и развитие способностей обучающихся и научной (интеллектуальной) творческой деятельности, а также их участие в конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

3. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий.

4. Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной деятельности.

5. Активное участие в работе методических объединений, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Как мы видим, требования достаточно высокие. Вернусь, однако, к вопросу о стимулировании.

Распределением фонда стимулирующих выплат занимается комиссия, которая была выбрана на общем собрании трудового коллектива. В её состав входит председатель профсоюзного комитета СП УДЮЦ. На заседании комиссии, по желанию, может присутствовать любой член трудового коллектива. Каждый работник представляет в комиссию заявление, в котором отражает свои достижения. Как показывает практика, коллектив чутко реагирует на установление выплат по тем или иным основаниям. Каждый работник считает, что именно его показатели в работе являются более важными и определяющими, что и послужило поводом обращения в газету.

P.S. По-человечески мне очень понятен крик души самого любимого педагога моего учреждения.

От редакции: Прошло достаточно времени, чтобы новая система оплаты труда в бюджетной сфере, что называется, «прижилась». Но это не означает, что она не требует корректировок. Каких? Хотелось бы услышать мнение всех, кому эта тема близка и кто знает, что делать.

Светлана Коротких

14 ноября 2015

Комментарии (0)